Архив
УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ
Екатерина СИВЯКОВА,
11-й класс,
гимназия № 1567, Москва
(учитель литературы —
Лев Иосифович Соболев)
Архитектурные мотивы в поэзии Мандельштама
Вступление
Н.В. Гоголь, статья «Об архитектуре нынешнего времени»:
"...Художник выше и выше стремился вознести создание своё к небу, к нему одному рвался и пред ним, почти в виду его, благоговейно подымал молящую свою руку. Здание его летело к небу; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину; прозрачный, почти кружевной шпиц, как дым, сквозил над ними, и величественный храм так бывал велик перед обыкновенными жилищами людей, как велики требования души нашей перед требованиями тела <…> В ней [готической архитектуре] всё соединено вместе: этот стройно и высоко возносящийся над головою лес сводов <…> эта лёгкая паутина резьбы…"
I. Предтечи. Акмеизм Мандельштама
Акмеизм — "это стремление вернуться к источнику земных ценностей".
Первый сборник Мандельштама — «Камень» (стихи 1908–1914 годов), второй сборник должен был называться «Второй камень», но был назван «Tristia»; эти два сборника — основные для этой темы.
Готика
1. Архитектурное направление с XII по XV–XVI вв. в Европе; характеризуется устремлением зданий ввысь, выраженным гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом;
Гоголь: "Искусство сообщать тяжёлой массе здания роскошь украшений и лёгкость".
2. Общее стремление готики и акмеизма — "разбудить тяжесть", победить материю: "Акмеизм — для тех, кто, обуянный духом строительства, не отказывается малодушно от своей тяжести, а радостно принимает её, чтобы разбудить и использовать архитектурно спящие в ней силы" («Утро акмеизма»).
3. Готика — торжество динамики: "Но разве готика не торжество динамики?" («Франсуа Виллон»); "Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нём потенциально способность динамики — как бы попросился в «крестовый свод» — участвовать в радостном взаимодействии себе подобных" («Утро акмеизма»).
4. Готика и литература, Франсуа Вийон, "физиология готики": "Физиология готики <…> заменила Виллону мировоззрение и с избытком вознаградила его за отсутствие традиционной связи с прошлым"; строфа Вийона — "это не анемичный полёт на восковых крылышках бессмертия, но архитектурно обоснованное восхождение, соответственно ярусам готического собора";
5. Готическая мысль гения, архитектор + поэт: "Или Чаадаев устал? Или его готическая мысль смирилась и перестала возносить к небу свои стрельчатые башни?" («Пётр Чаадаев»);
Гоголь: "Но какое множество есть разбросанных на всём намёков, могущих зародить совершенно необыкновенную живую идею в голове архитектора, если только этот архитектор — творец и поэт".
6. Французские символисты XIX века и готика: "...XIX век французской поэзии черпал свою силу из той же национальной сокровищницы — готики" (на Мандельштама очень повлиял Верлен).
Искусство классицизма (XVII век в Европе, XVIII в России) — торжество конструкции над материалом.
Тютчев — про камень, который с горы скатился и лёг в долине "иль был низринут волею чужой".
II. Основные образы
Тема острого камня, стрелы, ребра:
Здравствуй, мой давний бред, —
Башни стрельчатый рост.
(«Я ненавижу свет…»)…твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные рёбра.
(«Notre Dame»)
Тема пустого неба, пронзаемого стрелой готического собора:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.
(«Я ненавижу свет…»),
тема пустого, мёртвого неба вообще в поэзии Мандельштама:
Я вижу месяц бездыханный
И небо мертвенней холста;
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!
(«Слух чуткий парус напрягает…»)Мотив кружева, паутины, резьбы:
Кружевом, камень, будь
И паутиной стань...
(«Я ненавижу свет…»)На тёмном небе, как узор,
Деревья траурные вышиты.
Сравнение собора с лесом:
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть.
(«Notre Dame»)
Мотив леса вообще в творчестве Мандельштама:
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной...
(«Звук осторожный и глухой…»)
Гоголь: "В готической архитектуре более всего заметен отпечаток, хотя неясный, тесно сплетённого леса, мрачного, величественного, где топор не звучал от века".
Тема собственно камня в стихотворениях 1900–1910-х годов, не вошедших в сборники: «На влажный камень возведённый…», «В изголовье Чёрное Распятье…» и других.
Образ храма:
1. Гоголь: "И потому готическую архитектуру нужно употреблять только в церквах и строениях, высоко возносящихся".
2. Сияние, благость храма:
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
(«Айя-София»)3. Храм-корабль:
И храм, как корабль огромный,
Несётся в пучине веков.
И парус духа бездомный
Все ветры изведать готов.
(«Убиты медью вечерней…»)4. Мотив вечности («Паденье — неизменный спутник страха…», «Убиты медью вечерней…»).
5. Разрушенный храм — погубленное чудо:
Ночь иудейская сгущалася над ним,
И храм разрушенный угрюмо созидался.
(«Среди священников левитом молодым…»)Оживление зданий — "играет мышцами крестовый лёгкий свод" («Notre Dame»).
Образ Невы (гранит победил стихию — воду):
В огромной комнате тяжёлая Нева,
И голубая кровь струится из гранита.
(«Я научился вам, блаженные слова…»)
Образ дерева, природа и камень:
1. Позднее предпочтение камня дереву — "и ныне я не камень, а дерево пою".
2. Сближение архитектуры и природы, например, через сравнение:
Я видел озеро, стоявшее отвесно, —
С разрезанною розой в колесе
Играли рыбы, дом построив пресный.
(«Реймс—Лаон»).Музыка + архитектура — "В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа".
III. Изменения в мировоззрении Мандельштама:
1. "Агрессивные" камни:
Орущих камней государство —
Армения, Армения!
Хриплые горы к оружью зовущая —
Армения, Армения!
2. "Другие колокольни", другие истины:
Когда укор колоколов
Нахлынет с древних колоколен,
И самый воздух гулом болен,
И нету ни молитв, ни слов —
Я уничтожен, заглушён.
3. Статья «Гуманизм и современность» — о современной Мандельштаму архитектуре:
а) неизбежность новой, социальной культуры и архитектура;
б) угроза социальной архитектуры, враждебность достоинству и свободе человека;
в) идеал, альтернатива "социальной пирамиде" — "свободная игра тяжестей и сил, человеческое общество, задуманное как сложный и дремучий архитектурный лес, где всё целесообразно, индивидуально и каждая частность аукается с громадой".
4. Стихотворения конца 1930-х — возвращение к теме камня и собора: «Когда, уничтожив набросок…», «И клёна зубчатая лапа...» и другие.
IV. Принципы изображения
1. Три измерения:
И вот разорваны трёх измерений узы
И открываются всемирные моря!
(«Адмиралтейство»);
"Строить можно только во имя «трёх измерений», так как они есть условие всякого зодчества" («Утро акмеизма»).
2. Неожиданные сочетания слов: "стрельчатый бор", "дорический ствол".
V. Архитектурные принципы в поэтической системе Мандельштама
1. Отказ от туманности символистов, главная истина — слово, чёткость — главный принцип: "...С презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы [акмеисты] вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил её в музыке" («Утро акмеизма»).
2. Внимание к архитектуре обусловило следующие элементы поэтической системы Мандельштама:
а) предметность;
б) логику построения;
в) монументальность и торжественность;
г) некий рационализм, противопоставленный импрессионистской зыбкости.
VI. Архитектура Мандельштама и мировая культура
1. Некоторые стихотворения прямо посвящены произведениям искусства (архитектуры): «Notre Dame», «Айя-София», «Адмиралтейство», «На площадь выбежав, свободен...».
2. Создание зодчего для Мандельштама — всегда образ той или иной эпохи в культуре (Notre Dame — готика);
3. Сочетание русской и мировой культуры в архитектуре и искусстве:
И распластался храм Господень,
Как лёгкий крестовик-паук.
А зодчий не был итальянец,
Но русский в Риме, — ну, так что ж!
(«На площадь выбежав, свободен…»)
Памятники архитектуры разных стран и эпох, не только готики: "пустячок пирамид" и "египетская мощь", Notre Dame и Реймс…
Для акмеистов существовал единый литературный мировой текст, каждый писатель и поэт вписывал свою страницу и оставался в памяти; архитектура — это тоже некий "фильм", по которому тоже можно увидеть историю разных эпох и культур.
Гоголь: "Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе, чтобы при взгляде на неё осенила нас мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания и вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения".