Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Юрий Манн. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА: ЭПОХА РОМАНТИЗМА. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 447 с. |
Вот книга, которая вне всякого сомнения должна быть на столе у каждого учителя, уясняющего со школьниками особенности русской литературы первой трети XIX века. Всё-таки что ни говори, но эпоха романтизма многими исследователями толкуется если не противоречиво, то разноречиво: и А.Н. Веселовский, и Г.А. Гуковский, и исследователи меньшего калибра, говоря о романтизме, как правило сосредоточивались на какой-то одной его составляющей, пусть для него и характерной. Раздавались и до Ю.В. Манна призывы объёмно взглянуть на этот метод. Но одно дело призывать, а другое — исполнить. В этом смысле Юрия Манна без преувеличения можно назвать первооткрывателем: его книга “Динамика русского романтизма”, изданная в 1995 году, не только очертила внешние контуры явления, но и высветила его глубинную, внутреннюю сущность.
Нынешняя книга является расширенным изданием “Динамики...”, причём (предмет нашей гордости!) во многом за счёт статей, печатавшихся в “Литературе”.
Сразу скажу о том, что меня поначалу удивило: Ю.В. Манн обратился не только к признанным литературным шедеврам (Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Гоголя), он подверг детальному анализу такие далеко не бесспорные вещи, как поэма (“дума”) К.Рылеева “Войнаровский”, как проза Н.Полевого или М.Погодина, и даже тщательно разобрал графоманскую поделку В.Белинского — его драму “Дмитрий Калинин”. Но, вчитываясь в книгу, мне пришлось признать правоту исследователя: факты литературы не всегда совпадают с фактами её истории, кроме того, проникая в поэтику подражательных и откровенно слабых вещей, легче увидеть то характерное для литературного метода (в данном случае — романтизма), что особенно охотно заимствуют у больших художников адепты этого направления.
А Юрий Манн именно проникает в поэтику как крупных художественных произведений, так и мелких. Его анализы художественных конфликтов южных поэм Пушкина, лермонтовских “Мцыри”, “Демона” и “Маскарада”, гоголевских “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, взятые сами по себе, независимо от общего предмета разговора книги, много помогут современному учителю, которого школьные программы обязывают научить учеников анализировать эти произведения. Впрочем, я бы не советовал выковыривать изюм из сайки, тем более что книга Манна весьма увлекательно написана, тем более что учёный исходит из абсолютно верной, но далеко не всеми понимаемой посылки: всякая художественная форма содержательна, тем более, наконец, что это я в начале рецензии ограничил поле исследования литературоведа первой третью XIX века, а сам исследователь заявил о куда более широком периоде, назвав свою книгу “Русская литература XIX века” и показав, что эпоха романтизма, особенно ярко заявившая о себе в первую треть столетия, вовсе не ушла в дальнейшем в небытие.