Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №45/2001

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Е.К.Созина. СОЗНАНИЕ И ПИСЬМО В РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ Е.К. Созина.
СОЗНАНИЕ И ПИСЬМО
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Екатеринбург:
Изд-во Уральского
университета, 2001. 552 с.
(Серия «Studia humanitatis».)

Свою книгу автор посвятила “сыну Василию, а также всем учителям и ученикам”. Адреса не случайны. Как видно, эта научная монография создавалась на основе общезначимых и жизненно важных для всех начал — способов мыслить и выражать мыслимое на бумаге. Художественное ли это будет письмо, литература, которая стала материалом исследования, или частные письма, дневники, которые пишут или, во всяком случае, могут писать Василий, другие сыновья, дочери, ученики, учителя, — в жизни не столь важно. Е.К. Созина напоминает об устремлённости современной культуры к синтезу знания, и в этой устремлённости находят свою стезю как писатель-профессионал, так и школьники, надписывающие первую в своей жизни открытку.

Один из главных героев книги — А.И. Герцен. По наблюдению исследовательницы, его художественные произведения (как и ряда других писателей XIX столетия) создаются в “пространстве утраты человеком прежде устойчивых связей со Вселенной, историей, временем и самим собой”. Этот взгляд помогает Е.К. Созиной (а значит, и её читателям) преодолеть старые догмы при истолковании “Былого и дум”, увидеть новые культурно-исторические контексты в “Обыкновенной истории”, утвердить необходимость переосмысления творческого наследия М.Е. Салтыкова-Щедрина. Рассматривая его повесть “Запутанное дело”, Созина приходит к выводу, что уже в этом, по сути, дебютном произведении писатель делает важное открытие, предопределяющее дальнейшее развитие его художественного языка: “В жизни героя его “место” как экзистенция, его морально-психологическое и физическое состояние определяются лишённостью места в социально-бюрократической иерархии”.

Не менее интересны и принципы рассмотрения автобиографической прозы русских писателей — Аксакова, Льва Толстого, Лескова, Бунина, Набокова, Валентина Катаева, её эволюции в процессе исторического движения литературы от “принципа разворачивания созидаемой объектности, без оглядки на себя как воспринимающего субъекта” к “доминанте восприятия и чувства над их рефлективным осмыслением”.

В краткой рецензии вынужденно отмечено только одно направление подхода к этому незаурядному труду: учебно-педагогическое, полезное для учителя-словесника. Но нельзя не видеть, что итоги исследовательских усилий Е.К. Созиной, составляющие содержание этой книги, вызовут признательный отклик у самых разных читателей.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru