Архив
Министерство образования
РФ
Национальный фонд подготовки кадров
Проект
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Редакция печатает документ в том виде, в каком он прислан нам из Министерства образования, но в принятом у нас графическом оформлении текстов (обозначение буквы “ё”, особенность начертания кавычек и тому подобное).
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России представляет проекты “Обязательного минимума содержания образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования” и “Требований к уровню подготовки выпускников”, разработанные для проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, осуществляемого на основании Федеральной программы развития образования, Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000/2001 годы.
Обязательный минимум содержания образования задаёт перечень дидактических единиц содержания образования, которые подлежат обязательному изучению при получении начального, основного и среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум содержания образовательных программ полного среднего образования представлен на двух уровнях – образовательном и профильном. Предполагается, что на общеобразовательном уровне учебные предметы образовательной области будут изучать все учащиеся, не выбравшие конкретный профиль. На профильном уровне учащиеся в соответствии со своими интересами углубленно изучают учебные предметы, ориентирующие их на дальнейшее профессиональное образование.
Требования к уровню подготовки выпускников устанавливают уровень, реально достижимый в практике массового обучения и обеспечивающий права и возможности обучающихся на получение качественного общего образования.
Данный проект публикуется для организации общественного обсуждения, к которому приглашаются педагоги, ученые, родители.
Замечания и предложения позволят содержательно откорректировать предлагаемый проект.
В ходе обсуждения важно получить ответы на следующие вопросы:
- Обеспечивает ли проект фундаментальный характер и практико-ориентированную направленность образования?
- Отвечает ли данное содержание общего образования современным потребностям личности, общества и государства? В какой степени освоение представленного содержания общего образования необходимо для каждого выпускника начальной, основной и полной средней школы?
- Достаточна ли разгрузка содержания образования? Оправдано ли исключение некоторых вопросов содержания и переноса определенной части содержания в профильное обучение?
- Как Вы предполагаете, реально ли выполнение указанных требований учащимися? Какой объём учебного времени необходим для обеспечения отработки учебных и практических умений, освоения опыта эмоциональной и творческой деятельности?
Просьба замечания и предложения направлять по адресу:
Москва, 101856, Чистопрудный бульвар, 6, Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России или по электронной почте: leohtieva@MTU-Net.ru
Департамент образовательных программ и стандартов общего образования
Авторский коллектив
Руководитель проекта В.В. Фирсов.
Языки и литература. О.В. Загоровская
(рук.), О.Ф. Вакурова, С.И. Львова,
Л.М. Рыбченкова, Н.М. Шанский (русский
родной язык), О.М. Александрова,
Е.А. Быстрова, Т.С. Кудрявцева (русский
неродной язык), О.Ю. Богданова,
Е.А. Зинина, Т.А. Калганова, А.Г. Кутузов (литература),
И.В. Корнута, С.А. Леонов, М.В. Черкезова (русская
литература в национальной школе),
М.З. Биболетова, И.Л. Бим,
В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова (иностранные
языки).
Предисловие
В настоящем издании представлены проекты “Требований к уровню подготовки выпускников” и “Обязательного минимума содержания образовательных программ” начального, основного и полного среднего образования, разработанные в соответствие с Планом мероприятий Правительства РФ по модернизации образования. Эти документы являются исходной основой создания государственных образовательных стандартов общего среднего образования, которое намечено завершить в этом году.
Традиция задания содержания обучения через перечень дидактических единиц восходит к хорошо известным предметным программам. Достоинством такого подхода является сравнительно прозрачная структура содержания обучения, понятная непрофессионалу. Его недостатком является принципиально недеятельностный характер, затрудняющий четкую характеристику объёма усвоенного содержания и операциональное задание планируемых результатов обучения. Иными словами, “Обязательный минимум” представляет собой своеобразный каркас (framework) содержания обучения, выстраиваемый с помощью деятельностных характеристик “Требований”.
С другой стороны, задание содержания обучения исключительно на деятельностном языке, позволяющее профессионалу эффективно планировать и контролировать результаты обучения, не отличается наглядностью и понятностью для широкой публики, которая имеет право и желает получить ответ на вопрос “чему учит школа?”. Таким образом, два взаимосвязанных документа государственного образовательного стандарта — “Обязательный минимум содержания образовательных программ” и “Требования к уровню подготовки выпускников” — взаимно дополняют друг друга.
“Требования к качеству подготовки выпускников” являются лидирующим документом проекта. Они устанавливают уровень подготовки выпускников, реально достижимый в практике массового обучения и обеспечивающий права и возможности обучающихся на получение полноценного и качественного общего образования.
“Обязательный минимум содержания образования” задаёт перечень дидактических единиц содержания образования, которые подлежат обязательному изучению в начальной, основной и полной средней школе.
Представленная совокупность документов определяет уровень и объём содержания образования, которые государство обязуется гарантированно предоставить обучающимся во исполнение их конституционного права на образование. Иными словами, “Требования” и “Обязательный минимум” описывают, образование какого уровня и объёма должно быть предоставлено школьникам бесплатно.
При отборе содержания образования всегда противоборствуют две тенденции – консервативная и радикальная. С одной стороны, соображения преемственности и требования разумного консерватизма вынуждают нас корректировать содержание образования только по самым серьёзным основаниям. Поэтому любая модернизация содержания школьного образования отправляется от существующего содержания и сохраняет его традиционное ядро. Подобный подход, сберегающий лучшие традиции отечественного образования и отвечающий категорическому императиву “не навреди!”, принят и в настоящей работе.
Так, в проекте сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования – будь то высокие духовные стандарты гуманитарного образования или основополагающие конструкции научной картины мира в естественнонаучном образовании. Более того, в проекте заложены предпосылки существенного углубления подобной ориентации за счёт явно выраженной тенденции гуманитаризации содержания образования.
Однако, происходящие сегодня существенные изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации и производства требуют адекватного отражения в содержании общего образования. На наших глазах происходит невиданное ускорение информационного взаимодействия людей, сближающее народы и континенты и обеспечивающее процессы глобализации. Для школы это означает необходимость значительного усиления коммуникативных компетенций, будь то традиционные аспекты языковых коммуникаций или более современные направления использования информационных технологий.
С этой целью в проекте существенно усилена филологическая подготовка школьников. В первую очередь это относится к освоению русского языка – и как родного, и как языка межнационального общения народов России – за счёт изучения его на всех ступенях общего образования. Принципиальные изменения предложены по отношению к освоению иностранных языков: проект предусматривает изучение по крайней мере одного иностранного языка на всех ступенях школы.
Проект закладывает серьёзные предпосылки информатизации школы посредством современной трактовки содержания обучения информационным технологиям, предусматривающей общий подход к изучению информационных процессов, реальное освоение доступной компьютерной и аудиовизуальной техники, их применение в процессе изучения школьных дисциплин. В этом смысле проект учитывает как общую тенденцию компьютеризации образования, так и конкретные планы и программы информатизации российской школы.
Наконец, усиление коммуникативных компетенций требует адекватной ориентации содержания гуманитарного образования: необходимо формировать социальные умения общения, связанные с осознанием многообразия позиций, готовностью выслушать и понять другую точку зрения и терпимостью, критическим анализом аргументов и т.п. Соответствующие аспекты заложены в содержание обучения гуманитарным дисциплинам и в первую очередь обществоведению.
Сущностные изменения в социально-политическом и экономическом устройстве страны, произошедшие в России за последние десять лет, потребовали серьёзной коррекции содержания гуманитарных дисциплин. Проект закрепляет такие общепринятые сегодня положения как отказ от навязывания идеологических доктрин при рассмотрении гуманитарных проблем и анализе социально-экономических явлений и процессов. Это достигается, в частности, посредством снятия идеологических оценочных клише, представлением различных, зачастую противоборствующих позиций. Тем самым для учащихся создаются возможности самостоятельного суждения и осознанного выбора точки зрения.
В блоке социально-экономических дисциплин значительно усилены вопросы правового и экономического образования. В частности, на старшей ступени предусмотрено систематическое изучение вопросов экономики. Экономический аспект подчеркнут и в содержании технологического образования.
Необходимость коррекции содержания образования вызывается не только внешними причинами. В неменьшей степени она продиктована соображениями, связанными с внутренними проблемами самой системы общего образования.
Так, отказ от осуществления всеобщего среднего образования порождает проблему, вытекающую из линейной конструкции многих курсов, которые начинаются на основной и продолжаются на старшей ступени школы. В результате те учащиеся, которые завершают общее образование в основной школе, не получают целостного образования. Поэтому переход к концентрической системе изложения, реализованный в проекте, является вынужденной мерой, обеспечивающей полноценный характер базового образования.
Значительно более серьёзной проблемой школы является перегрузка содержания образования. Эта проблема обязана своим происхождением предшествующей реформе 60-х г.г., проводившейся под лозунгом “приближения содержания школьного образования к уровню современной науки”. К сожалению, реализация реформы проходила со значительными издержками, связанными с перенасыщением школьных предметов чрезмерным объёмом научного содержания, недоступного для большинства детей.
Педагоги старшего поколения помнят бурную реакцию общества конца 70-х г.г. на неутешительные итоги этой реформы в области математики. Отделение математики АН СССР тогда отвергло демагогические доводы, апеллировавшие к необходимости “повышения научного уровня школьной математики”, и заняло принципиальную позицию в интересах детей, что позволило существенно разгрузить школьные программы по математике. Этот пример, однако, не оказался заразительным. Не случайно поэтому важнейшим лозунгом реформы 1984 г. стало требование “разгрузки содержания образования от чрезмерно усложнённого и второстепенного материала”. Однако по многим причинам эта реформа оказалась в значительной степени нереализованной.
Избыточный объём школьных программ далеко не пустяк. Поговорите с учителями любого предмета, и они вам скажут — чтобы выполнить программу, фактически на каждом уроке надо вводить новые понятия, объяснять новые факты, доказывать новые теоремы, запоминать новые правила и т.д. Детям некогда обдумать новый материал, некогда потренироваться в его практическом усвоении, некогда рефлексировать и переживать, некогда решать интересные творческие задачи. Школа превратилась в конвейер знаний, который движется с чрезмерно большой и непосильной для большинства учащихся скоростью, что приводит к стрессовым перегрузкам и возникновению негативных психологических комплексов у добросовестных школьников. Подавляющее же большинство школьников вынуждено игнорировать заметную часть учебного материала, что порождает лавину лжи и обмана как со стороны учащихся, так и со стороны учителей.
Между тем в отечественной педагогике в работах В.В. Краевского, И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина давно сформирована прогрессивная концепция содержания образования, утверждающая необходимость освоения школьниками, помимо знаний, умений и ценностных ориентаций, ещё и опыта эмоциональной и творческой деятельности. Но чтобы реализовать эти идеи, необходимо преодолеть односторонний “знаниевый” подход и потеснить знания в пользу других компонентов содержания образования.
В пользу этого говорят и традиции отечественной школы, девизом которой вплоть до последнего сорокалетия было правило “лучше меньше, да лучше”. Об этом свидетельствует опыт зарубежной школы, предоставляющей учащимся основной (непрофилированной) школы значительно больше “воздуха”, чем обеспечивается развитие детей, а не формальное усвоение большого объёма знаний.
Поэтому разгрузка содержания образования необходима прежде всего для восстановления педагогически и психологически обоснованной структуры содержания образования. Надо ли объяснять, что только реализация этого подхода способна обеспечить такие направления образования, как нравственное воспитание школьников, реализацию развивающего обучения, прикладную и практическую ориентацию обучения, осознанное и качественное усвоение знаний, формирование интересов и предпочтений!
С этой целью в проекте осуществлена достаточно серьёзная разгрузка обязательного содержания путём исключения ряда вопросов, не имеющих общеобразовательного значения. Тем самым создаются условия для повышения качества образования за счёт высвобождения учебного времени для отработки учебных и практических умений, освоения опыта эмоциональной и творческой деятельности.
Другой направление разгрузки относится к тому материалу, который, не обладая общеобразовательной ценностью, оказывается полезным или даже необходимым для продолжения образования по данному предмету в высшей школе. Как правило, именно этот “технический” материал и является недоступным для тех детей, сфера интересов которых находится за пределами данного предмета.
С целью решения возникающей таким образом проблемы в проекте реализована двухуровневая структура содержания образования на старшей ступени школы, обеспечивающая возможность изучения интересующих старшеклассника предметов на углубленном — профильном уровне. Именно в профилированную старшую ступень проект переносит “техническое” содержание предметов. Подобная дифференциация обучения на старшей ступени, с одной стороны, освобождает учащихся от изучения ненужных для них специальных вопросов. С другой стороны, она же создаёт возможности и условия для существенного повышения качества образования по профилю по сравнению с сегодняшней школой, на необходимости чего настаивают представители вузов.
Наконец, проект предусматривает некоторую дифференциацию содержания образования с точки зрения требований к его усвоению посредством явного выделения учебного материала, подлежащего обязательному изучению, но не обязательному усвоению. Думается, однако, что в указанном направлении деятельностной разгрузки сделан лишь первый, далеко не достаточный шаг. Однако подлинное обеспечение такой разгрузки возможно лишь на основе чётко определённых операциональных критериев успешности усвоения содержания образования, прямо выходящих на процедуры оценки и аттестации, и разработки механизма трансляции этих критериев школьникам. Проект предусматривает создание таких критериев и осуществление на этой основе соответствующей коррекции “Требований” и особенно “Обязательного минимума”, что должно стать ближайшим направлением работы авторского коллектива в этом году.
Авторы рассматривают настоящий проект как предварительный. Более того, методология его разработки была сознательно ориентирована на применение итеративной процедуры — своеобразного метода последовательных приближений, в ходе которой проект будет неоднократно уточняться и совершенствоваться.
Важнейшим этапом этой процедуры должно стать общественное обсуждение предлагаемого содержания образования в российской школе. Широкая публикация проекта преследует цель инициировать такое обсуждение. При этом недостаточно ограничиться дискуссиями исключительно внутри профессионального сообщества, ибо содержание проекта выходит за границы собственно педагогических задач. “Рамочные” ограничения образовательных стандартов призваны стать полем просвещённого консенсуса, достигнутого не только представителями разных областей образования, науки и культуры, но и общества в целом.
Общественное обсуждение проекта будет организовано в федеральных округах и регионах в ближайшие несколько месяцев. Мы рассчитываем на помощь и участие коллег, на конструктивную и содержательную критику, которая призвана стать существенным элементом в реализации итеративного подхода. Мы планируем также получить официальные заключения государственных учреждений, научных организаций и вузов страны. Окончательная коррекция проекта будет осуществлена с учётом хода и итогов обсуждений и результатов разработки критериев успешности усвоения содержания образования.
Просьба замечания и предложения направлять по адресу: Москва, 101856, Чистопрудный бульвар, 6, Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ или по электронной почте по адресу: firsov@online.ru.
В.В. Фирсов
Общеобразовательный
уровень
ЛИТЕРАТУРА
Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение литературы должно предоставить учащимся возможность:
- читать и глубоко понимать художественные произведения русской литературы XIX-XХ веков, а также произведения зарубежной литературы, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспринимать произведение с учётом специфики языка художественной литературы, воспроизводить его конкретное содержание: знать систему образов, сюжетные линии, определять проблематику, давать различные истолкования текста;
- осмысливать факты жизни и творчества писателей, творческую историю текстуально изучаемых произведений, учитывать эти факты при анализе произведения; связывать материал литературной классики со временем написания и с современностью, анализировать произведение с учётом разных временных контекстов;
- соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), овладеть необходимыми теоретико-литературными понятиями, позволяющими выделять черты литературных направлений при анализе произведения;
- освоить основные закономерности историко-литературного процесса и уметь давать развёрнутую характеристику его этапам, соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью, определять роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- углубить знания по истории и теории литературы, использовать литературоведческие термины и понятия при истолковании и оценке художественного произведения как необходимый инструмент анализа; анализировать произведение с учётом его художественной целостности, характеризовать основные компоненты произведения в их взаимосвязи, выявлять своеобразие художественного мира произведения и поэтики автора в целом; определять сходство и различие произведений разных писателей, характеризовать специфику стиля писателя;
- воспринимать художественное произведение с учётом авторской позиции, определять способы её выражения; давать интерпретацию произведения на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей; освоить основы исследовательской деятельности;
- расширить и углубить представления о “сквозных темах” и ключевых проблемах русской литературы; характеризовать основные сцены и эпизоды изученных произведений, объяснять их связь с проблематикой, устанавливать их роль и выявлять значение в произведении;
- составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, писать домашние и классные сочинения на литературные и свободные темы;
- сформировать устойчивый интерес к чтению, читательскую культуру и эстетический вкус, овладеть богатствами родного языка; развить литературные способности; самостоятельно анализировать художественное произведение с учётом законов современной науки о литературе.
Обязательный минимум содержания
образования
Литературные произведения
Из литературы ХIХ века
А.С. Пушкин.
Стихотворения:
“Воспоминания в Царском Селе”, “Вольность”,
“Деревня”, “К Чаадаеву”, “Погасло дневное
светило…”, “К морю”, “Пророк”, “На холмах
Грузии лежит ночная мгла…”, “Анчар”, “Брожу
ли я вдоль улиц шумных…”*, “Поэту”, “Я пережил
свои желанья…”, “…Вновь я посетил…”, “Я вас
любил: любовь ещё быть может…”, “Безумных лет
угасшее веселье…”, “Осень”, “Отцы-пустынники
и жены непорочны…”.
Поэмы “Кавказский пленник”, “Цыганы”, “Медный всадник”.
Повесть “Пиковая дама”.
Трагедия “Борис Годунов”.
* Курсивом в тексте выделены дидактические единицы, подлежащие обязательному изучению, но не обязательному усвоению всеми учащимися.
М.Ю. Лермонтов.
Стихотворения: “Я не унижусь пред тобою…”, “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал…”), “Молитва” ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…"), “Как часто, пёстрою толпою окружён…”, “Родина”, “Выхожу один я на дорогу…”, “Пророк”.
Поэма “Демон”.
Н.В. Гоголь. Повести: “Невский проспект”, “Нос”.
А.Н. Островский. Пьесы “Гроза”, “Бесприданница”.
И.А. Гончаров. Роман “Обломов”.
И.С. Тургенев. Роман “Отцы и дети”.
Ф.И. Тютчев.
Стихотворения: “Полдень”, “Осенний вечер”, “Silentium”, “С поляны коршун поднялся”, “Тени сизые смесились…”, “Не то, что мните вы, природа…”, “День и ночь”, “О, как убийственно мы любим…”, “Я очи знал, — о, эти очи!..”, “Последняя любовь”, “Природа — сфинкс. И тем она верней…”, “К. Б.” (“Я встретил вас – и всё былое…”).
А.А. Фет.
Стихотворения: “Облаком волнистым…”, “Ещё майская ночь…”, “Сияла ночь. Луной был полон сад…”, “Шёпот, робкое дыханье…”, “Ещё одно забывчивое слово…”, “Как беден наш язык! — Хочу и не могу…”, “Одним толчком согнать ладью живую…”.
Н.Г. Чернышевский. Роман “Что делать?” (обзор).
Н.А. Некрасов.
Стихотворения: “Современная ода”, “В дороге”, “Тройка”, “Мы с тобой бестолковые люди…”, “Забытая деревня”, “Поэт и гражданин”, “Под жестокой рукой человека…” (из цикла “О погоде”), “Плач детей”, “Умру я скоро. Жалкое наследство…”, “Элегия. А.Н. Еракову”, “Сеятелям”, “О Муза! я у двери гроба…” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (“Пролог”, “Пьяная ночь”, “Счастливые”, “Помещик”, “Крестьянка”, “Пир — на весь мир”).
Н.С. Лесков. Повесть “Очарованный странник”.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман “История одного города” (главы: “О корени происхождения глуповцев”, “Опись градоначальникам”, “Органчик”, “Подтверждение покаяния. Заключение”).
Ф.М. Достоевский. Роман “Преступление и наказание”.
Л.Н. Толстой Роман-эпопея “Война и мир”.
А.П. Чехов.
Рассказы: “Попрыгунья”, “Душечка”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Студент”, “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”.
Пьеса “Вишнёвый сад”.
Из литературы ХХ века
И.А. Бунин.
Рассказы: “Антоновские яблоки”, “Чаша жизни”, “Лёгкое дыхание”, “Чистый понедельник”, “Тёмные аллеи”. Стихотворения: “Вечер”, “Не устану воспевать вас, звёзды!..”, “Последний шмель”.
А.И. Куприн. Повести: “Гранатовый браслет”, “Олеся”.
Л.Н. Андреев. Повесть “Иуда Искариот”.
И.С. Шмелёв. Повесть “Лето Господне” (избранные главы).
Избранные стихотворения поэтов серебряного века:
И.Анненский, К.Бальмонт, А.Белый, Ф.Сологуб, В.Брюсов, Н.Гумилёв, В.Хлебников, О.Мандельштам, М.Цветаева, И.Северянин.
М.Горький. Пьеса “На дне”.
А.А. Блок.
Стихотворения: “Вхожу я в тёмные храмы…”, “Незнакомка”, “Россия”, “На железной дороге”, цикл “На поле Куликовом”, “О, я хочу безумно жить…”.
Поэмы: “Двенадцать”, “Скифы”.
В.В. Маяковский.
Стихотворения: “А вы могли бы?”, “Нате!”, “Послушайте!”, “Скрипка и немножко нервно”, “Юбилейное”, “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “О дряни”, “Прозаседавшиеся”.
Поэмы “Облако в штанах”, “Во весь голос”.
С.А. Есенин.
Стихотворения:
“Не бродить, не мять в кустах багряных…”, “Русь”, “Письмо матери”, “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, “О красном вечере задумалась дорога…”, “Запели тёсаные дроги…”, “Мы теперь уходим понемногу…”, “Сорокоуст”, “Русь Советская”, “Неуютная жидкая лунность”, “Шаганэ, ты моя, Шаганэ...”.
Поэмы: “Анна Снегина”, “Чёрный человек”.
А.А. Ахматова.
Стихотворения: “Сжала руки под темной вуалью…”, “Смятение”, “Песня последней встречи” “Я научилась просто мудро жить…”, “Мне ни к чему одические рати…”, “Не с теми я, кто бросил землю…”, “Приморский сонет”, “Родная земля”, “Муза”. Поэма “Реквием”.
М.А. Шолохов. Роман “Тихий Дон” (обзор).
М.А. Булгаков. Романы “Белая гвардия”, “Мастер и Маргарита” (по выбору).
Б.Л. Пастернак. Стихотворения: “Ночь”, “Февраль. Достать чернил и плакать!..”, “Про эти стихи”, “Единственные дни”, “Гамлет”, “Быть знаменитым некрасиво…”, “Во всём мне хочется дойти до самой сути…”.
А.П. Платонов. “Котлован”.
А.Т. Твардовский. Стихотворения: “Вся суть в одном-единственном завете…”, “Памяти матери”, “Я знаю: никакой моей вины…”, “К обидам горьким собственной персоны…”.
Н.А. Заболоцкий. Стихотворения: “Завещание”, “Читая стихи”, “О красоте человеческих лиц”, “Гроза идёт”.
В.М. Шукшин. Рассказы “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”.
В.В. Набоков. Рассказ “Облако, озеро, башня”.
А.И. Солженицын. Повесть “Один день Ивана Денисовича”, Рассказ “Матрёнин двор”.
Произведения писателей второй половины ХХ века, получившие общественное признание современников: Ю.Трифонов, Ф.Абрамов, В.Астафьев, В.Распутин, В.Белов, В.Быков, В.Кондратьев, В.Тендряков, А.В. Вампилов. (4-5 произведений по выбору).
Произведения поэтов второй половины ХХ века, получившие общественное признание современников: Н.Рубцов, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Ю.Кузнецов, А.Вознесенский, И.Бродский, Б.Окуджава, В.Высоцкий (творчество 3-4 поэтов по выбору).
Литературная критика
В.Г. Белинский. “О русской повести и повестях Гоголя”
Н.А. Добролюбов. “Луч света в “тёмном царстве”” (фрагменты), “Что такое обломовщина?” (фрагменты).
Д.И. Писарев. “Базаров”.
Ф.М. Достоевский. “Речь о Пушкине”.
Из зарубежной литературы (избранные произведения)
В.Шекспир. “Гамлет”.
И.-В.Гёте. “Фауст” (фрагменты).
Э.-Т.- А.Гофман. “Крошка Цахес”.
О.Бальзак. “Гобсек”.
Б.Шоу. “Пигмалион”.
Г.Уэллс. “Война миров”.
Э.Хемингуэй. “Старик и море”.
Сведения по истории и теории литературы
Художественная литература как род искусства. Образная основа художественного произведения. Единство формы и содержания.
Литература в системе духовной культуры. Гуманизм и народность русской литературы, её патриотизм, духовный и нравственный потенциал.
Стадии развития литературы. Основные черты литературных направлений XIX—XX веков.
Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы.
Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Ахматовой. Биографические сведения (основные факты) о писателях ХIХ-ХХ веков.
Авторский замысел и его воплощение. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла.
Родовые и жанровые особенности произведения. Соотношение прозы и поэзии. Важнейшие аспекты анализа эпического и драматического произведения. Специфика анализа стихотворения (лирический герой, поэтический синтаксис, размер, рифма и др.).
Основные способы выражения авторской позиции. Текст и подтекст.
Тема. Идея. Пафос. Нравственная, философская, социально-историческая проблематика русской литературы: человек в его отношении к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, человек и нация; духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.
Вечные образы, "сквозные" темы и мотивы в русской литературе.
Философская основа художественного произведения. Психологизм в литературе.
Сюжет — фабула — обстоятельства — конфликт. Композиция и сюжетосложение. Стадии развития действия. Художественное время и пространство.
Персонаж — герой — характер. Индивидуальный образ — собирательный образ — типический герой. Отношение автора и героя. Система персонажей, соотнесенность образов (антитеза, контраст, сопоставление, герои-двойники). Выбор имени героя. Приёмы овеществления, олицетворения, зоологизации. Художественная речь. Средства создания образа героя: портрет, пейзаж, интерьер; авторский комментарий, речевая характеристика (диалог, монолог, внутренняя речь).
Пейзаж и его функции в художественном произведении.
Подробность — деталь — символ.
Виды комического. Гипербола. Гротеск.
Эстетическая функция языка художественной литературы. Понятие об авторском стиле и поэтике произведения. Изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения. Виды тропов и стилистические фигуры.
Оценка изученных произведений писателей-классиков в статьях выдающихся русских критиков XIX-ХХ вв.
Профильный уровень
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(в национальной школе)
Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русской литературы должно предоставить учащимся возможность:
- читать произведения русской литературы ХIХ и ХХ веков, вершинные произведения зарубежной литературы, литературы народов России и осознавать их как явления словесного искусства;
- характеризовать этапы и факты жизненного и творческого пути писателей;
- получить целостное представление о русской литературе XIX и ХХ веков, соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизм, романтизм, реализм, модернизм);
- анализировать ключевые проблемы русской литературы, связывать материал литературной классики с современностью, знакомиться с проблематикой изученных произведений зарубежной литературы и литературы народов России;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выделять их основные сюжетные линии, определять своеобразие их образной системы, художественных приемов, их художественную доминанту;
- характеризовать авторскую позицию в литературном произведении и формулировать её сущность;
- понимать различные интерпретации произведений русской литературы, осмысливая их с философской и культурологической позиции; многообразие художественных подходов русских писателей к решению сходных проблем;
- научиться писать классные и домашние сочинения по мотивам изученных литературных произведений и на основе жизненных впечатлений;
- осознать национальную специфику произведений русской литературы на уровне бытовых реалий, тематики, проблематики, научиться находить в них черты общности с произведениями родной литературы, понимать русскую литературу как иную, отличную от родной образно-эстетическую систему;
- осознавать себя носителем своей национальной культуры, способным к диалогическому общению с русской и другими национальными культурами.
Обязательный минимум содержания
образования
Литературные произведения
Литература ХIХ века
И.А. Крылов. Басни, например: “Мартышка и очки”, “Кукушка и петух”.
В.И. Жуковский. “Песня”, “Славянка”, “Замок Смальгольм”.
А.С. Грибоедов. Пьеса “Горе от ума”.
А.С. Пушкин. Стихотворения: “Вольность”, “Деревня”, “Погасло дневное светило”, “К морю”, “Друзьям”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”, “Мадона”, “Безумных лет угасшее веселье...”, “Отцы-пустынники и жёны непорочны…”. Поэма “Медный всадник” (фрагменты). “Повести Белкина” (обзор цикла). Роман “Евгений Онегин”.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: “Дума”, “Выхожу один я на дорогу”, “Три пальмы”, “И скучно, и грустно”, “Когда волнуется желтеющая нива…”. Роман “Герой нашего времени” (“Княжна Мери”).
Н.В. Гоголь. Поэма “Мёртвые души” (главы). “Выбранные места из переписки с друзьями” (фрагменты).
И.А. Гончаров. Роман “Обломов” (фрагменты). Очерки “Фрегат Паллада” (фрагменты).
И.С. Тургенев. Роман “Отцы и дети” (главы).
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: “SILENTIUM”, “Эти бедные селенья…”, “Нам не дано предугадать…”.
А.А. Фет. Стихотворения: “Шёпот, робкое дыханье...”, “Сосны”, “Сияла ночь, луной был полон сад...”, “На качелях”.
Н.А. Некрасов. Стихотворения: “Влас”, “Размышления у парадного подъезда”, “Я не люблю иронии твоей…”, “Я за то глубоко презираю себя…”. Поэмы “Орина, мать солдатская”, “Кому на Руси жить хорошо”.
Н.С. Лесков. Рассказы: “Однодум”, “На краю света” (фрагменты).
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман “История одного города” (фрагменты).
Ф.М. Достоевский. Роман “Преступление и наказание” (фрагменты).
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея “Война и мир” (фрагменты). Повесть “Хаджи-Мурат” (фрагменты).
А.П. Чехов. Рассказы: “Дом с мезонином”, “Ионыч”, “Студент”. Пьеса “Вишнёвый сад”.
Литература ХХ века
И.А. Бунин. Рассказы: “Господин из Сан-Франциско”, “Чистый понедельник”.
А.М. Горький. Пьеса “На дне”.
А.А. Блок. Стихотворения: “Предчувствую тебя. Года проходят мимо”, “Она пришла с мороза…”, “В ресторане”, “Миры летят. Года летят. Пустая...”, “Грешить бесстыдно, непробудно...”, “Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...” (цикл “На поле Куликовом”), “Ночь, улица, фонарь, аптека…”. Поэмы: “Двенадцать”, “Возмездие” (глава 1).
В.В. Маяковский. Стихотворения: “Нате!”, “Скрипка и немножко нервно...”, “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”, “О дряни”. Поэма “Во весь голос” (вступление).
С.А. Есенин. Стихотворения: “Письмо матери”, “Русь советская”, “На Кавказе”, “Шаганэ ты моя, Шаганэ…”, “Каждый труд благослови удача...”, “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, “Низкий дом с голубыми ставнями”. Поэма “Анна Снегина” (фрагменты).
А.А. Ахматова. Стихотворения: “Нам свежесть слов и чувства простоту…”, “Синий вечер, ветры кротко стихли…”, “Мне ни к чему одические рати…”. Поэма “Реквием” (фрагменты).
М.И. Цветаева. Стихотворения: “Бабушка”, “Кто создан из камня, кто создан из глины…”, “Цветы растут, как звёзды и как розы…”, “Дон”.
Б.Л. Пастернак. Стихотворения: “Гамлет”, “Гефсиманский сад”, “Поэзия” .
М.А. Булгаков. Романы: “Белая гвардия” (фрагменты) или “Мастер и Маргарита” (фрагменты).
М.А. Шолохов. Роман “Тихий Дон” (фрагменты).
А.П. Платонов. Рассказ “Песчаная учительница”. Повесть “Котлован” (фрагменты).
А.Т. Твардовский. Стихотворения: “Я знаю: никакой моей вины…”, “Памяти матери”, “Вся суть в одном-единственном завете…”.
В.М. Шукшин. Рассказы “Чудик”, “Срезал”.
А.И. Солженицын. Рассказ “Матрёнин двор”.
Литература второй половины ХХ века (обзор с чтением фрагментов 2–3 произведений)
Ф.А. Абрамов. Повесть “Пелагея”
В.П. Астафьев. Повествование в рассказах “Царь-рыба” (фрагменты). Роман “Печальный детектив” (фрагменты).
В.И. Белов. Повесть “Привычное дело” (фрагменты).
В.В. Быков. Повесть “Обелиск”
В.Г. Распутин. Повесть “Прощание с Матёрой” (фрагменты), “Пожар” (фрагменты.)
А.В. Вампилов. Пьесы “Прошлым летом в Чулимске” (сцены), “Старший сын” (сцены).
В.Ф. Тендряков. Рассказ “Хлеб для собаки”.
Поэзия Б.А. Ахмадулиной, И.А. Бродского, В.С. Высоцкого, Н.М. Рубцова и других.
Литературная критика (обзор)
И.А. Гончаров. “Мильон терзаний”.
Ф.М. Достоевский. “Речь о Пушкине”.
В.Г. Белинский. “Сочинения Александра Пушкина”, Статьи 5, 8, 9 (фрагменты), ““Герой нашего времени” М.Лермонтова” (фрагменты).
Н.А. Добролюбов. “Что такое обломовщина?” (фрагменты).
Д.И. Писарев. “Базаров”.
И.Ф. Анненский. “Гончаров и его Обломов”.
Литература народов России (обзор)
(Произведения писателей - представителей литератур народов России - могут варьироваться в зависимости от региона.)
Коста Хетагуров. Стихотворение “Перед памятником”. Поэма “Фатима”.
Габдулла Тукай. Стихотворение “Пушкину”, поэма “Шурале”.
Юрий Рытхеу. Повесть “Когда киты уходят”.
Расул Гамзатов. Стихотворения “Покуда вертится земля”, “Родной язык”, “Берегите друзей”.
Зарубежная литература (обзор)
И.-В.Гёте. “Фауст” (фрагменты).
Дж.-Г.Байрон. “Паломничество Чайльд-Гарольда” (фрагменты)
Б.Шоу. “Пигмалион” ( сцены).
Б.Брехт. “Матушка Кураж и её дети” (сцены).
Сведения по истории и теории литературы
Литературный процесс как историческое движение национальных литератур. Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений русской классической литературы.
Духовно-нравственная, социально-историческая и философская проблематика русской литературы (проблемы добра и зла, преемственности поколений, личность и общество, честь, долг, совесть, природа и человек). Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм, духовно-нравственный потенциал.
Роды и жанры литературы. Литературное произведение: тема, идея, сюжет, композиция. Язык художественного произведения: своеобразие художественного слова, языковые средства поэтической образности, язык повествователя и речь персонажей. Особенности стихотворной речи. Ритм и рифма. Системы стихосложения.
Художественный метод и индивидуальный стиль писателя. Основные черты литературных направлений рубежа ХIХ–ХХ веков: символизм, акмеизм, футуризм. Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Ахматовой, М.А. Шолохова. Биографические сведения (основные факты) о писателях-классиках ХIХ века и выдающихся писателях ХХ века. Оценка изученных произведений писателей-классиков в статьях выдающихся русских критиков ХIХ–ХХ веков.
Контактные и типологические связи русской и других национальных литератур.