Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Елена САМОХВАЛОВА,
Ирина ЩЕРБИНА,
ГОУ лицей № 1502 при МЭИ,
Москва
Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе
От редакции
Технологическая карта – интересный опыт планирования занятия по литературе. У неё несколько особенностей. Во-первых, технологическая карта в отличие от поурочного планирования позволяет учителю более чётко спланировать работу на уроке, акцентируя внимание учащихся на самых важных историко- и теоретико-литературных понятиях. Во-вторых, определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся, технологическая карта способствует рациональному формулированию заданий для учащихся. В-третьих, технологическая карта позволяет увидеть систему работы по подготовке учащихся к экзамену: от поурочных заданий и формируемых с их помощью умений к темам сочинений. И, наконец, технологическая карта может быть полезна не только учителю, но и учащемуся, так как предоставляет ему возможность осознанно участвовать в образовательном процессе, демонстрируя его основные этапы и конечные цели, позволяет осуществлять самоконтроль и видеть перспективы учебной деятельности, что в конечном итоге формирует навыки самообразования и чувство ответственности. Таким образом, для учащихся использование технологической карты имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.
Предлагаемый вариант технологической карты разработан преподавателями лицея № 1502 при МЭИ. При её построении учитывалась принятая во многих школах лекционно-семинарская система занятий со спаренными уроками.
Виды урока | Тема урока | Литературные произведения | Историко-литературные знания | Теоретико-литературные знания | Формируемые умения |
Лекция 1 | 2-я половина XIX века – время “большой” прозы в русской литературе | Характеристика литературного процесса 2-й половины XIX века | Эпический род литературы. Роман и его жанровые разновидности. Своеобразие русского романа | Характеризовать литературную эпоху. Называть особенности романа как эпического произведения | |
Семинар 1 | Л.Н. Толстой. Ранние рассказы как пролог к «Войне» и миру» | «Набег» или «Севастопольские рассказы» | Творческая биография: история создания произведения, история публикации | Рассказ (очерк) как эпическое произведение. Тема, проблема. Персонаж, пейзаж. Персонаж, пейзаж. Автор и рассказчик | Соотносить биографию писателя и художественное произведение. Различать понятия “автор” и “рассказчик”. Определять функцию пейзажа |
Лекция 2 | Л.Н. Толстой на пути к «Войне и миру». Духовные и творческие искания | Трилогия, «Казаки», «Люцерн», «Три смерти», «Утро помещика» | Автобиографический аспект произведений. Исторический контекст | Трилогия. Смысл названия. Тема. Нравственная, проблематика. Психологизм повествования. Автор и герои. Пейзаж. Композиция. Антитеза | Понимать природу психологизма. Воспринимать произведения в историческом контексте. Видеть автобиографический аспект произведений, единство их нравственной проблематики |
Семинар 2 | Подготовка к сочинению. Анализ рассказа Л.Н. Толстого | «Набег», «Люцерн», «Утро помещика», «Три смерти» | Автобиографический аспект произведений. Исторический контекст | Смысл названия. Тема. Нравственная, философская, социальная проблематика. Автор и герои. Пейзаж. Композиция. Антитеза | Понимать тему сочинения. Отбирать материал для сочинения. Составлять план сочинения. Строить рассуждение логически. Соблюдать трёхчастную композицию |
Лекция 3 | Классное сочинение по рассказам Л.Н. Толстого | 1. Смысл названия
рассказа «Три смерти». 2. Своеобразие конфликта в рассказе «Утро помещика». 3. Авторская позиция и средства её выражения в рассказе «Люцерн». 4. Идейно-композиционная роль пейзажа в рассказе «Набег» |
|||
Семинар 3 | Смысл названия, история создания, своеобразие жанра произведения | Л.Н. Толстой. «Война и мир» | Взаимосвязь исторических событий, составляющих основу сюжета | Роман и эпопея как эпические жанры. Особенности романа-эпопеи | Отбирать и излагать материал учебной и справочной литературы. Понимать многозначность слов, входящих в название. Различать жанровые разновидности романа |
Лекция 4 | “Сцепления” эпизодов как основа композиции романа-эпопеи. Проблема истинного и ложного как одна из центральных в произведении | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. 1. «Салон Шерер», «Именины Ростовых», «Сватовство Анатоля Курагина» и другие эпизоды | Исторический аспект деятельности Наполеона | Эпизод как фрагмент произведения и как часть целого. Антитеза как один из способов “сцепления”. Противопоставление истинного и ложного | Определять границы эпизода. Формулировать тезис о роли эпизода в произведении. Находить в эпизоде отдельные сцены и основные сюжетно-композиционные узлы (завязку, кульминацию, развязку). Соотносить отдельные эпизоды с целью обнаружить “сцепление” |
Семинар 4 | Война 1805–1807 гг. – эпоха “неудач” и “срама” в изображении Толстого. Проблема истинного и ложного героизма и величия | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. 1. «Первый бой Н.Ростова», «Тушин в Шенграбенском сражении», «Князь Андрей на поле Аустерлица» | Исторический аспект военных событий | Главный, второстепенный, эпизодический персонаж. Литературный характер и средства го изображения (портрет, речь, внутренний мир, поведение, отзывы других персонажей, прямая авторская характеристика) | Называть главных, второстепенных и эпизодических персонажей и характеризовать их в совокупности внешнего и внутреннего. Сравнивать поведение персонажей в рамках эпизода. Понимать проблему и выявлять авторское отношение к ней |
Лекция 5 | Мастерство Толстого-художника. Психологизм в изображении характеров, внутреннего мира, духовных исканий героев | Л.Н. Толстой. «Война и мир» | Идеалы прогрессивной дворянской интеллигенции преддекабристской эпохи | Психологизм как особенность поэтики Толстого. Приёмы и способы психологического изображения: “диалектика души”, психологический анализ, внутренний монолог (поток сознания), пейзаж, портрет, деталь | Видеть богатство и разносторонность внутреннего мира героев. Осмыслять характеры героев в их эволюции. Понимать роль психологизма в изображении процесса нравственногосовершенствования личности. Видеть и характеризовать основные приёмы психологического изображения |
Семинар 5 | “Настоящая жизнь” в понимании Толстого | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. 2. «Разговор Пьера и Андрея на пароме», «Поездка князя Андрея в Отрадное», «Первый бал Наташи Ростовой», «Ростовы в гостях у дядюшки» | Масонство как религиозно-этическое движение. Крестьянский вопрос в России начала XIX века. Реформаторская деятельность Сперанского | Диалог как средство создания художественного образа и выражения авторской позиции. Приёмы и способы психологического изображения: “диалектика души”, психологический анализ, внутренний монолог (поток сознания), пейзаж, портрет, деталь | Понимать проблему и выявлять авторское отношение к ней. Видеть конкретно-исторический и нравственно-философский аспекты проблемы. Характеризовать, сравнивать и оценивать героев эпизода. Соотносить отдельные эпизоды с целью углубления характеристики персонажей. Выстраивать сравнительную характеристику персонажей |
Лекция 6 | “Мысль народная” в романе-эпопее. Пацифизм и патриотизм писателя. Философия истории и взгляд Толстого на роль личности в истории | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. III–IV | Россия в наполеоновских войнах 1805–1807 гг. Отечественная война 1812 г. Наполеон и Кутузов как исторические личности и герои романа | Роль авторского вымысла в создании образов исторических деятелей. Художественное воплощение идей автора в изображении исторических событий и личностей. Антитеза как один из художественных приёмов: две войны, два полководца | Различать литературного героя и его прототип. Осознавать своеобразие и роль авторского вымысла. Строить рассуждение на проблемную тему, отбирая необходимый материал. Понимать идейно-композиционную роль антитезы |
Семинар 6 | Изображение народной войны в романе-эпопее. Бородинское сражение как идейно- композиционный центр романа | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. III. Ч. 3-я, главы 19–39. «Разговор Пьера и Андрея накануне сражения», «Пьер на батарее Раевского», «Ранение князя Андрея», массовые сцены | Роль Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г. | Роль авторских отступлений, их связь с повествованием. Диалог персонажей как средство художественного воплощения авторской позиции. Показ cобытия глазами героя как один из приёмов выражения авторской позиции. Коллективный персонаж – народ в массовых сценах | Видеть взаимосвязь авторских отступлений и основного повествования. Выявлять средства художественного воплощения авторской позиции. Характеризовать коллективный персонаж, отбирая необходимый материал. Определять роль эпизода в произведении |
Лекция 7 | Толстой – учитель и проповедник | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. IV, «Исповедь», «В чём моя вера», «Чем люди живы», «Воскресение», «Отец Сергий» | Перелом вмировоззрении ибогоискательство Толстого | Публицистика в творчестве Толстого (тематика, идейная направленность, язык). Своеобразие “народных рассказов” Толстого. Идейно-художественное своеобразие произведений позднего Толстого | Осознавать идею нравственного совершенствования как основную в творчестве писателя, видеть её эволюцию. Знать основные положения христианской этики Толстого и называть произведения, в которых они воплощаются. Отличать публицистику от художественной прозы |
Семинар 7 | Изображение народной войны в романе-эпопее. Партизанское движение | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. IV. «Встреча Пьера с Платоном Каратаевым», «Петя Ростов в отряде Денисова» | Роль партизанского движения в победе над Наполеоном | Значение публицистических глав в романе. Художественный смысл метафоры “дубина народной войны”. Своеобразие и художественная роль портретной детали (Платон Каратаев). Символика снов героев | Осознавать сочетание эпического и публицистического как элемент своеобразия толстовского стиля. Строить рассуждение на проблемную тему отбирая необходимый материал. Определять роль эпизода в произведении |
Лекция 8 | Подготовка к домашнему сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | I. Роль эпизода в
романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Например:
II. Сравнение и сопоставление персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Например:
III. Мастерство писателя.
|
|||
Семинар 8 | Итоги нравственно-философских исканий героев романа "Мысль семейная Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. I–IV. Эпилог | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. I—IV. Эпилог | Идеи передовой дворянской интеллигенции 20-х гг. Декабристы. Женский вопрос в России времён Толстого | Место и роль эпилога в художественном произведении. Образ художественный как конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни | Отбирать, истематизировать и обобщать необходимый материал для рассуждения об образе героя произведения, учитывая его эволюцию. Строить рассуждение на проблемную тему, отбирая необходимый материал |
Лекция 9 | Начало творческого пути Достоевского. Писатель в защиту “униженных и оскорблённых”. Петербург Достоевского как город “бедных людей” в романе «Преступление и наказание» | Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание» | Традиции Пушкина и Гоголя в изображении маленького человека. Влияние каторги и ссылки на формирование мировоззрения писателя. История создания романа «Преступление и наказание» | Жанр эпистолярного романа. Литературный тип маленького человека. Интерьер и городской пейзаж как средство создания образа Петербурга. Мастерство художественной детали | Понимать связь между событиями жизни писателя и его творчеством. Определять характерные черты типа маленького человека, осмыслять их в контексте литературной традиции. Видеть роль детали интерьера и пейзажа в создании образа города |
Семинар 9 | Преступление и наказание Раскольникова. Бунт героя как попытка противостоять “безобразию мира”. Социально-философская подоплёка “наполеоновской” теории | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды “пробы”, чтения письма, убийства старухи и Лизаветы и другие | Социально-политическая картина общества 60-х гг. XIX в. Историческая почва для возникновения индивидуалистических теорий | Смысл названия романа. Символика имени главного героя. Конфликт героя с обществом, внутренний конфликт | Трактовать название романа, опираясь на его идейное содержание. Воспринимать имена персонажей как средство художественного изображения. Определять типологию конфликта. Объяснять социально-историческую обусловленность конфликта героя с обществом |
Лекция 10 | Психологизм как художественное средство опровержения антигуманной теории Раскольникова | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды снов о лошадке и убитой ростовщице, тексты внутренних монологов и диалогов с Порфирием Петровичем и Свидригайловым | Особенности психологизма Достоевского в изображении трагических противоречий характера Раскольникова: непрерывная смена душевных состояний, максимальная обострённость эмоциональных реакций как проявление интенсивности идейно-нравственных исканий. Способы и средства психологического изображения: авторское психологическое повествование, сны и видения героев, внутренний монолог и диалог, портрет. Понятие о “двойниках” Раскольникова, их место в системе персонажей | Объяснять внутренний конфликт особенностями характера героя. Видеть особенности психологизма Достоевского и понимать их художественное значение для развенчания теории Раскольникова, для изображения человеческой души в её неисчерпаемой глубине и сложности. Находить, называть и характеризовать приёмы психологического изображения. Отмечать взаимопереходы и взаимопроникновение разных форм речи: авторского повествования, несобственно-прямой речи, внутреннего монолога. Осмыслять своеобразие портретных деталей и мимических движений как средств изображения внутреннего мира и душевного состояния. Понимать роль “двойников” в опровержении идеи Раскольникова | |
Семинар 10 | Идея очищения через страдание в романе как реализация христианской концепции Достоевского. Раскольников и Соня: альтернатива индивидуалистическому бунту — христианское смирение | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Анализ эпизодов: «Чтение Евангелия», «Явка с повинной». Евангелие | Основное содержание христианской концепции Достоевского. Евангельский сюжет о воскрешении Лазаря | Христианская символика как художественное средство углубления и обобщения идейно-философского смысла романа. Особенности речи персонажей и авторского комментария | Понимать основное содержание христианской концепции Достоевского. Находить в тексте произведения евангельские мотивы и образы и объяснять их художественную роль. Отмечать особенности речи персонажей и авторского комментария в создании определённой психологической атмосферы |
Лекция 11 | Литературный урок-концерт по рассказу Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» или композиция «Об этой муке и Христос говорил...» | Обнаруживать понимание связи прослушанного с изучаемым произведением. Давать письменный развёрнутый ответ на вопросы об идейном содержании прослушанных произведений и их восприятии. | |||
Семинар 11 | Нравственно-философские итоги повествования. Проблема самоценности отдельной личности и счастья всего человечества. Подготовка к сочинению | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды исповеди Мармеладова, смерти Катерины Ивановны, сна о трихинах | Значение второстепенных и эпизодических персонажей для освещения проблемы самоценности человеческой личности в романе | Характеризовать второстепенных и эпизодических персонажей в контексте проблематики романа. Выявлять авторское отношение к изображаемому и давать личностную оценку. Осмыслять символику сна о трихинах как нравственно-философский итог повествования. Оценивать произведение как художественное целое | |
Домашнее сочинение | Темы сочинений по роману
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. I. Тематика и проблематика произведения.
II. Система персонажей.
III. Роль эпизода.
|
||||
Лекция 12 | Тургенев в поисках героя времени: Рудин, Лаврецкий, тургеневские девушки, Базаров. Исследование социально-психологических корней новых явлений – характерная черта Тургенева-романиста. Смысл нигилистической позиции главного героя романа «Отцы и дети» | И.С. Тургенев. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» | Общественно-политическая ситуация 40–60-х гг. XIX века. Динамика исторического процесса. Участие писателя в журнальной полемике. Содержание понятия “нигилизм” | Особенности типизации в романах Тургенева. Лишний человек и его психологические особенности. Общее в характерах тургеневских девушек. Приёмы создания образов героев: предыстория героя, портрет, речь, оценка другими персонажами | Видеть социально-исторический аспект проблематики романов Тургенева и оценивать его, опираясь на мировоззренческую позицию писателя. Объяснять близость тематики и героев в разных произведениях писателя. Отмечать характерные приёмы создания образов героев |
Семинар 12 | Основной конфликт романа «Отцы и дети». Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Эпизод спора за вечерним чаем (10-я глава) | Общественно-политическая борьба 60-х гг. XIX века. Отношение Тургенева к либеральному дворянству и разночинной интеллигенции | Характер художественного конфликта и способ его реализации. Отражение конфликта в названии произведения. Герои-антиподы. Диалог как определяющая художественная особенность жанра романа-диспута | Характеризовать художественный конфликт в его общественно-исторической обусловленности. Трактовать название романа. Определять узловые моменты в споре Базарова и П.П. Кирсанова. Формулировать позицию каждого персонажа. Отмечать особенности ведения ими спора |
Лекция 13 | Мастерство писателя в создании характеров героев. Противопоставление и сопоставление персонажей.Сравнительная характеристика как тема сочинения | И.С. Тургенев. «Отцы и дети» | Широкое использование Тургеневым приёма контраста. Позиции, по которым противопоставляются персонажи: происхождение, воспитание, образование, портрет, манера поведения и речи | Определять место и художественную функцию сравниваемых персонажей в соответствии с проблематикой в соответствии с проблематикой и конфликтом произведения. Формулировать тезис о характере и смысле сравнения. Исследовать различные элементы противопоставления. Анализировать ключевые сцены, отражающие взаимоотношения персонажей. Прослеживать эволюцию характеров. Выявлять авторское отношение. Делать итоговый вывод и обобщение | |
Семинар 13 | Одиночество Базарова как отражение этической позиции автора. Базаров и Аркадий. Базаров и родители. Базаров и “прогрессисты”. Базаров и Одинцова | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Эпизоды: «В гостях у родителей Базарова», «В гостях у Кукшиной», «Объяснение Базарова с Одинцовой», «Прощание Базарова с Аркадием» | Ситников и Кукшина как общественно-историческое явление. Тип молодого либерального дворянина эпохи в лице Аркадия Кирсанова | Позиции, по которым сравниваются персонажи: образ жизни, духовный мир, идеалы, нравственные качества, жизненные ценности. Приёмы сатирического изображения. Роль любовной интриги. Принцип “тайного психологизма”, проявляющийся в применении средств и приёмов косвенного изображения внутреннего мира (подробности внешнего поведения, детали пейзажа, портрета и интерьера, умолчание). Концентрический принцип построения сюжета романа как средство изображения одиночества героя | Находить в тексте произведения фрагменты, раскрывающие позиции персонажей, и комментировать их. Анализировать ключевые сцены, отражающие взаимоотношения Базарова и других персонажей. Определять второстепенных и эпизодических персонажей в соотнесённости с образом главного героя. Обобщать результаты наблюдений и делать вывод об одиночестве героя |
Лекция 14 | Развенчание нигилизма как нравственно-философский итог романа. Автор о своём герое. Споры о Базарове. Диапазон оценок Антонович–Писарев–Герцен) | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Эпизоды: «Дуэль Базарова и Павла Петровича», «Смерть Базарова» | Идейно-эстетическая позиция критиков романа | Представление об авторском идеале как результат осмысления художественной идеи. Критический реализм как художественный метод Тургенева | Выявлять и сопоставлять критические оценки. Аргументированно формулировать свою позицию. Видеть особенности воспроизведения действительности в романе. Обосновать неоднозначную трактовку браза Базарова и идейного смысла романа в целом |
Семинар 14 | Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Темы сочинений по роману
«Отцы и дети» И.С. Тургенева. I. Сравнительная характеристика персонажей.
II. Мастерство писателя.
III. Роль эпизода.
|