Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №42/2001

Архив

Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Елена САМОХВАЛОВА,
Ирина ЩЕРБИНА,
ГОУ лицей № 1502 при МЭИ,
Москва


Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе

От редакции

Технологическая карта – интересный опыт планирования занятия по литературе. У неё несколько особенностей. Во-первых, технологическая карта в отличие от поурочного планирования позволяет учителю более чётко спланировать работу на уроке, акцентируя внимание учащихся на самых важных историко- и теоретико-литературных понятиях. Во-вторых, определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся, технологическая карта способствует рациональному формулированию заданий для учащихся. В-третьих, технологическая карта позволяет увидеть систему работы по подготовке учащихся к экзамену: от поурочных заданий и формируемых с их помощью умений к темам сочинений. И, наконец, технологическая карта может быть полезна не только учителю, но и учащемуся, так как предоставляет ему возможность осознанно участвовать в образовательном процессе, демонстрируя его основные этапы и конечные цели, позволяет осуществлять самоконтроль и видеть перспективы учебной деятельности, что в конечном итоге формирует навыки самообразования и чувство ответственности. Таким образом, для учащихся использование технологической карты имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Предлагаемый вариант технологической карты разработан преподавателями лицея № 1502 при МЭИ. При её построении учитывалась принятая во многих школах лекционно-семинарская система занятий со спаренными уроками.

Виды урока Тема урока Литературные произведения Историко-литературные знания Теоретико-литературные знания Формируемые умения
Лекция 1 2-я половина XIX века – время “большой” прозы в русской литературе   Характеристика литературного процесса 2-й половины XIX века Эпический род литературы. Роман и его жанровые разновидности. Своеобразие русского романа Характеризовать литературную эпоху. Называть особенности романа как эпического произведения
Семинар 1 Л.Н. Толстой. Ранние рассказы как пролог к «Войне» и миру» «Набег» или «Севастопольские рассказы» Творческая биография: история создания произведения, история публикации Рассказ (очерк) как эпическое произведение. Тема, проблема. Персонаж, пейзаж. Персонаж, пейзаж. Автор и рассказчик Соотносить биографию писателя и художественное произведение. Различать понятия “автор” и “рассказчик”. Определять функцию пейзажа
Лекция 2 Л.Н. Толстой на пути к «Войне и миру». Духовные и творческие искания Трилогия, «Казаки», «Люцерн», «Три смерти», «Утро помещика» Автобиографический аспект произведений. Исторический контекст Трилогия. Смысл названия. Тема. Нравственная, проблематика. Психологизм повествования. Автор и герои. Пейзаж. Композиция. Антитеза Понимать природу психологизма. Воспринимать произведения в историческом контексте. Видеть автобиографический аспект произведений, единство их нравственной проблематики
Семинар 2 Подготовка к сочинению. Анализ рассказа Л.Н. Толстого «Набег», «Люцерн», «Утро помещика», «Три смерти» Автобиографический аспект произведений. Исторический контекст Смысл названия. Тема. Нравственная, философская, социальная проблематика. Автор и герои. Пейзаж. Композиция. Антитеза Понимать тему сочинения. Отбирать материал для сочинения. Составлять план сочинения. Строить рассуждение логически. Соблюдать трёхчастную композицию
Лекция 3 Классное сочинение по рассказам Л.Н. Толстого 1. Смысл названия рассказа «Три смерти».
2. Своеобразие конфликта в рассказе «Утро помещика».
3. Авторская позиция и средства её выражения в рассказе «Люцерн».
4. Идейно-композиционная роль пейзажа в рассказе «Набег»
Семинар 3 Смысл названия, история создания, своеобразие жанра произведения Л.Н. Толстой. «Война и мир» Взаимосвязь исторических событий, составляющих основу сюжета Роман и эпопея как эпические жанры. Особенности романа-эпопеи Отбирать и излагать материал учебной и справочной литературы. Понимать многозначность слов, входящих в название. Различать жанровые разновидности романа
Лекция 4 “Сцепления” эпизодов как основа композиции романа-эпопеи. Проблема истинного и ложного как одна из центральных в произведении Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. 1. «Салон Шерер», «Именины Ростовых», «Сватовство Анатоля Курагина» и другие эпизоды Исторический аспект деятельности Наполеона Эпизод  как фрагмент произведения и как часть целого. Антитеза как один из способов “сцепления”. Противопоставление истинного и ложного Определять границы эпизода. Формулировать тезис о роли эпизода в произведении. Находить в эпизоде отдельные сцены и основные сюжетно-композиционные узлы (завязку, кульминацию, развязку). Соотносить отдельные эпизоды с целью обнаружить “сцепление”
Семинар 4 Война 1805–1807 гг. – эпоха “неудач” и “срама” в изображении Толстого. Проблема истинного и ложного героизма и величия Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. 1. «Первый бой Н.Ростова», «Тушин в Шенграбенском сражении», «Князь Андрей на поле Аустерлица» Исторический аспект  военных событий Главный, второстепенный, эпизодический персонаж. Литературный характер и средства го изображения (портрет, речь, внутренний мир, поведение, отзывы других персонажей, прямая авторская характеристика) Называть главных, второстепенных и эпизодических персонажей и характеризовать их в совокупности внешнего и внутреннего. Сравнивать поведение персонажей в рамках эпизода. Понимать проблему и выявлять авторское отношение к ней
Лекция 5 Мастерство Толстого-художника. Психологизм в изображении характеров, внутреннего мира, духовных исканий героев Л.Н. Толстой. «Война и мир» Идеалы прогрессивной дворянской интеллигенции преддекабристской эпохи Психологизм как особенность поэтики Толстого. Приёмы и способы психологического изображения: “диалектика души”, психологический анализ, внутренний монолог (поток сознания), пейзаж, портрет, деталь Видеть богатство и разносторонность внутреннего мира героев. Осмыслять характеры героев в их эволюции. Понимать роль психологизма в изображении процесса нравственногосовершенствования личности. Видеть и характеризовать основные приёмы психологического изображения
Семинар 5 “Настоящая жизнь” в понимании Толстого Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. 2. «Разговор Пьера и Андрея на пароме», «Поездка князя Андрея в Отрадное», «Первый бал Наташи Ростовой», «Ростовы в гостях у дядюшки» Масонство как религиозно-этическое движение. Крестьянский вопрос в России начала XIX века. Реформаторская деятельность Сперанского Диалог как средство создания художественного образа и выражения авторской позиции. Приёмы и способы психологического изображения: “диалектика души”, психологический анализ, внутренний монолог (поток сознания), пейзаж, портрет, деталь Понимать проблему и выявлять авторское отношение к ней. Видеть конкретно-исторический и нравственно-философский аспекты проблемы. Характеризовать, сравнивать и оценивать героев эпизода. Соотносить отдельные эпизоды с целью углубления характеристики персонажей. Выстраивать сравнительную характеристику персонажей
Лекция 6 “Мысль народная” в романе-эпопее. Пацифизм и патриотизм писателя. Философия истории и взгляд Толстого на роль личности в истории Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. III–IV Россия в наполеоновских войнах 1805–1807 гг. Отечественная война 1812 г. Наполеон и Кутузов как исторические личности и герои романа Роль авторского вымысла в создании образов исторических деятелей. Художественное воплощение идей автора в изображении исторических событий и личностей. Антитеза как один из художественных приёмов: две войны, два полководца Различать литературного героя и его прототип. Осознавать своеобразие и роль авторского вымысла. Строить рассуждение на проблемную тему, отбирая необходимый материал. Понимать идейно-композиционную роль антитезы
Семинар 6 Изображение народной войны в романе-эпопее. Бородинское сражение как идейно- композиционный центр романа Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. III. Ч. 3-я, главы 19–39. «Разговор Пьера и Андрея накануне сражения», «Пьер на батарее Раевского», «Ранение князя Андрея», массовые сцены Роль Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г. Роль авторских отступлений, их связь с повествованием. Диалог персонажей как средство художественного воплощения авторской позиции. Показ cобытия глазами героя как один из приёмов выражения авторской позиции. Коллективный персонаж – народ в массовых сценах Видеть взаимосвязь авторских отступлений и основного повествования. Выявлять средства художественного воплощения авторской позиции. Характеризовать коллективный персонаж, отбирая необходимый материал. Определять роль эпизода в произведении
Лекция 7 Толстой – учитель и проповедник Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. IV, «Исповедь», «В чём моя вера», «Чем люди живы», «Воскресение», «Отец Сергий» Перелом вмировоззрении ибогоискательство Толстого Публицистика в творчестве Толстого (тематика, идейная направленность, язык). Своеобразие “народных рассказов” Толстого. Идейно-художественное своеобразие произведений позднего Толстого Осознавать идею нравственного совершенствования как основную в творчестве писателя, видеть её эволюцию. Знать основные положения христианской этики Толстого и называть произведения, в которых они воплощаются. Отличать публицистику от художественной прозы
Семинар 7 Изображение народной войны в романе-эпопее. Партизанское движение Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. IV. «Встреча Пьера с Платоном Каратаевым», «Петя Ростов в отряде Денисова» Роль партизанского движения в победе над Наполеоном Значение публицистических глав в романе. Художественный смысл метафоры “дубина народной войны”. Своеобразие и художественная роль портретной детали (Платон Каратаев). Символика снов героев Осознавать сочетание эпического и публицистического как элемент своеобразия толстовского стиля. Строить рассуждение на проблемную тему отбирая необходимый материал. Определять роль эпизода в произведении
Лекция 8 Подготовка к домашнему сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» I. Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Например:

1. «Капитан Тушин в Шенграбенском сражении».
2. «Ростовы в гостях у дядюшки».
3. «Встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым».

II. Сравнение и сопоставление персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Например:

1. Наташа Ростова и... (Элен, княжна Марья, Соня).
2. Князь Андрей и... (Пьер Безухов, Николай Ростов, Борис Друбецкой).
3. Наполеон и Кутузов.

III. Мастерство писателя.

1. Мастерство писателя в создании образов второстепенных персонажей (на примере одного персонажа на выбор).
2. Психологизм Толстого.
3. Пейзаж в романе

Семинар 8 Итоги нравственно-философских исканий героев романа "Мысль семейная Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. I–IV. Эпилог Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. I—IV. Эпилог Идеи передовой дворянской интеллигенции 20-х гг. Декабристы. Женский вопрос в России времён Толстого Место и роль эпилога в художественном произведении. Образ художественный как конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни Отбирать, истематизировать и обобщать необходимый материал для рассуждения об образе героя произведения, учитывая его эволюцию. Строить рассуждение на проблемную тему, отбирая необходимый материал
Лекция 9 Начало творческого пути Достоевского. Писатель в защиту “униженных и оскорблённых”. Петербург Достоевского как город “бедных людей” в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание» Традиции Пушкина и Гоголя в изображении маленького человека. Влияние каторги и ссылки на формирование мировоззрения писателя. История создания романа «Преступление и наказание» Жанр эпистолярного романа. Литературный тип маленького человека. Интерьер и городской пейзаж как средство создания образа Петербурга. Мастерство художественной детали Понимать связь между событиями жизни писателя и его творчеством. Определять характерные черты типа маленького человека, осмыслять их в контексте литературной традиции. Видеть роль детали интерьера и пейзажа в создании образа города
Семинар 9 Преступление и наказание Раскольникова. Бунт героя как попытка противостоять “безобразию мира”. Социально-философская подоплёка “наполеоновской” теории Ф.М. Достоевский.  «Преступление и наказание». Эпизоды “пробы”, чтения письма, убийства старухи и Лизаветы и другие Социально-политическая картина общества 60-х гг. XIX в. Историческая почва  для возникновения индивидуалистических теорий Смысл названия романа. Символика имени главного героя. Конфликт героя с обществом, внутренний конфликт Трактовать название романа, опираясь на его идейное содержание. Воспринимать имена персонажей как средство художественного изображения. Определять типологию конфликта. Объяснять социально-историческую обусловленность конфликта героя с обществом
Лекция 10 Психологизм как художественное средство опровержения антигуманной теории Раскольникова Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды снов о лошадке и убитой ростовщице, тексты внутренних монологов и диалогов с Порфирием Петровичем и Свидригайловым     Особенности психологизма Достоевского в изображении трагических противоречий характера Раскольникова: непрерывная смена душевных состояний, максимальная обострённость эмоциональных реакций как проявление интенсивности идейно-нравственных исканий. Способы и средства психологического изображения: авторское психологическое повествование, сны и видения героев, внутренний монолог и диалог, портрет. Понятие о “двойниках” Раскольникова, их место в системе персонажей Объяснять внутренний конфликт особенностями характера героя. Видеть особенности психологизма Достоевского и понимать их художественное значение для развенчания теории Раскольникова, для изображения человеческой души в её неисчерпаемой глубине и сложности. Находить, называть и характеризовать приёмы психологического изображения. Отмечать взаимопереходы и взаимопроникновение разных форм речи: авторского повествования, несобственно-прямой речи, внутреннего монолога. Осмыслять своеобразие портретных деталей и мимических движений как средств изображения внутреннего мира и душевного состояния. Понимать роль “двойников” в опровержении идеи Раскольникова
Семинар 10 Идея очищения через страдание в романе как реализация христианской концепции Достоевского. Раскольников и Соня: альтернатива индивидуалистическому бунту — христианское смирение Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Анализ эпизодов: «Чтение Евангелия», «Явка с повинной». Евангелие Основное содержание христианской концепции Достоевского. Евангельский сюжет о воскрешении Лазаря Христианская символика как художественное средство углубления и обобщения идейно-философского смысла романа. Особенности речи персонажей и авторского комментария Понимать основное содержание христианской концепции Достоевского. Находить в тексте произведения евангельские мотивы и образы и объяснять их художественную роль. Отмечать особенности речи персонажей и авторского комментария в создании определённой психологической атмосферы
Лекция 11 Литературный урок-концерт по рассказу Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» или композиция «Об этой муке и Христос говорил...»     Обнаруживать понимание связи прослушанного с изучаемым произведением. Давать письменный развёрнутый ответ на вопросы об идейном содержании прослушанных произведений и их восприятии.
Семинар 11 Нравственно-философские итоги повествования. Проблема самоценности отдельной личности и счастья всего человечества. Подготовка к сочинению Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды исповеди Мармеладова, смерти Катерины Ивановны, сна о трихинах   Значение второстепенных и эпизодических персонажей для освещения проблемы самоценности человеческой личности в романе Характеризовать второстепенных и эпизодических персонажей в контексте проблематики романа. Выявлять авторское отношение к изображаемому и давать личностную оценку. Осмыслять символику сна о трихинах как нравственно-философский итог повествования. Оценивать произведение как художественное целое
Домашнее сочинение Темы сочинений по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
I. Тематика и проблематика произведения.

1. Тема униженных и оскорблённых в романе.
2. Проблема самоценности отдельной личности и счастья всего человечества.
3. “И всё-таки добром только вы уничтожите зло” (Ф.Достоевский).

II. Система персонажей.

1. Раскольников и ... (Соня, Свидригайлов, Разумихин, Порфирий Петрович, Дуня).
2. Художественная роль образа второстепенного или эпизодического персонажа (Мармеладов, старуха процентщица, Катерина Ивановна, Лизавета).
3. Психологизм в изображении внутреннего мира Раскольникова.

III. Роль эпизода.

1. Сон о лошадке.
2. Чтение Евангелия.
3. Явка с повинной

Лекция 12 Тургенев в поисках героя времени: Рудин, Лаврецкий, тургеневские девушки, Базаров. Исследование социально-психологических корней новых явлений – характерная черта Тургенева-романиста. Смысл нигилистической позиции главного героя романа «Отцы и дети» И.С. Тургенев. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» Общественно-политическая ситуация 40–60-х гг. XIX века. Динамика исторического процесса. Участие писателя в журнальной полемике. Содержание понятия “нигилизм” Особенности типизации в романах Тургенева. Лишний человек и его психологические особенности. Общее в характерах тургеневских девушек. Приёмы создания образов героев: предыстория героя, портрет, речь, оценка другими персонажами Видеть социально-исторический аспект проблематики романов Тургенева и оценивать его, опираясь на мировоззренческую позицию писателя. Объяснять близость тематики и героев в разных произведениях писателя. Отмечать характерные приёмы создания образов героев
Семинар 12 Основной конфликт романа «Отцы и дети». Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Эпизод спора за вечерним чаем (10-я глава) Общественно-политическая борьба 60-х гг. XIX века. Отношение Тургенева к либеральному дворянству и разночинной интеллигенции Характер художественного конфликта и способ его реализации. Отражение конфликта  в названии произведения. Герои-антиподы. Диалог как определяющая художественная особенность жанра романа-диспута Характеризовать художественный конфликт в его общественно-исторической обусловленности. Трактовать название романа. Определять узловые моменты в споре Базарова и П.П. Кирсанова. Формулировать позицию каждого персонажа. Отмечать особенности ведения ими спора
Лекция 13 Мастерство писателя в создании характеров героев. Противопоставление и сопоставление персонажей.Сравнительная характеристика как тема сочинения И.С. Тургенев. «Отцы и дети»   Широкое использование Тургеневым приёма контраста. Позиции, по которым противопоставляются персонажи: происхождение, воспитание, образование, портрет, манера поведения и речи Определять место и художественную функцию сравниваемых персонажей в соответствии с проблематикой в соответствии с проблематикой и конфликтом произведения. Формулировать тезис о характере и смысле сравнения. Исследовать различные элементы противопоставления. Анализировать ключевые сцены, отражающие взаимоотношения персонажей. Прослеживать эволюцию характеров. Выявлять авторское отношение. Делать итоговый вывод и обобщение
Семинар 13 Одиночество Базарова как отражение этической позиции автора. Базаров и Аркадий. Базаров и родители. Базаров и “прогрессисты”. Базаров и Одинцова И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Эпизоды: «В гостях у родителей Базарова», «В гостях у Кукшиной», «Объяснение Базарова с Одинцовой», «Прощание Базарова с Аркадием» Ситников и Кукшина как общественно-историческое явление. Тип молодого либерального дворянина эпохи в лице Аркадия Кирсанова Позиции, по которым сравниваются персонажи: образ жизни, духовный мир, идеалы, нравственные качества, жизненные ценности. Приёмы сатирического изображения. Роль любовной интриги. Принцип “тайного психологизма”, проявляющийся в применении средств и приёмов косвенного изображения внутреннего мира (подробности внешнего поведения, детали пейзажа, портрета и интерьера, умолчание). Концентрический принцип построения сюжета романа как средство изображения одиночества героя Находить в тексте произведения фрагменты, раскрывающие позиции персонажей, и комментировать их. Анализировать ключевые сцены, отражающие взаимоотношения Базарова и других персонажей. Определять второстепенных и эпизодических персонажей в соотнесённости с образом главного героя. Обобщать результаты наблюдений и делать вывод об одиночестве героя
Лекция 14 Развенчание нигилизма как нравственно-философский итог романа. Автор о своём герое. Споры о Базарове. Диапазон оценок Антонович–Писарев–Герцен) И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Эпизоды: «Дуэль Базарова и Павла Петровича», «Смерть Базарова» Идейно-эстетическая позиция критиков романа Представление об авторском идеале как результат осмысления художественной идеи. Критический реализм как художественный метод Тургенева Выявлять и сопоставлять критические оценки. Аргументированно формулировать свою позицию. Видеть особенности воспроизведения действительности в романе. Обосновать неоднозначную трактовку браза Базарова и идейного смысла романа в целом
Семинар 14 Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» Темы сочинений по роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

I. Сравнительная характеристика персонажей.

1. Базаров и Павел Петрович.
2. Базаров и Аркадий.
3. Базаров и прогрессисты.

II. Мастерство писателя.

1. Мастерство портрета (на примере одного из персонажей).
2. Мастерство создания образа персонажа (на примере образа Н.П. Кирсанова).
3. Мастерство пейзажа (на примере 2–3 описаний).

III. Роль эпизода.

1. Один из эпизодов, содержащих диалог (по выбору учащегося).
2. Объяснение Базарова с Одинцовой.
3. Дуэль (или смерть Базарова)

Рейтинг@Mail.ru