Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Венера ФАТКУЛЛОВА,
г. Тверь
Образ города в рассказе В.И. Даля «Петербургский дворник»
К особенностям его любви к Руси принадлежит то, что он любит её в корню, в самом стержне, основании её, ибо он любит простого русского человека. (В.Г. Белинский)
Петербург должен быть особенно благодарен В. Далю. (Петербургская газета “Голос”)
Урок внеклассного чтения может быть проведён в 10-м классе в связи с изучением творчества Н.Некрасова или Ф.Достоевского.
Урок можно начать чтением стихотворения С.Маршака “Всё то, чего коснётся человек…”. О чём же это стихотворение Маршака? Как оно связано с образом Петербурга? Учащиеся считают, что это стихотворение о смысле человеческой жизни, о том, что ценность жизни измеряется тем, какой след оставил после себя человек, что жить надо так, чтобы и после тебя остался добрый след. Таким человеком был и В.И. Даль, ведь его “душой живою” озарено многое в русской науке и культуре.
На уроке ученикам предстоит узнать о многогранном таланте Даля, его удивительной жизни, систематизировать знания об образе Петербурга в русской литературе XIX века и пополнить галерею создателей “портретов” города именем В.И. Даля.
Ученики вспоминают разные лики Петербурга у Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского. А каким запечатлён Петербург в творчестве В.И. Даля? Какой жизненный и писательский опыт был за плечами Даля, когда он стал писать о Петербурге?
Работа с текстом рассказа может быть организована в форме анализа эпизодов разных типов, что поможет учащимся в подготовке к сочинению. Хорошо, если начало рассказа будет прочитано вслух (с начала до слов “…и продолжает мести”). После этого возможны вопросы на выявление восприятия: что может удивить читателя в этом рассказе? Почему в прочитанном отрывке так много слов, которые нуждаются в толковании?
Учащиеся замечают, что текст отличается очень подробным описанием деталей, в нём нет пейзажа и много непонятных слов. Ученики-комментаторы, пользуясь “Словарём” В.И. Даля, определяют значения таких слов, как проведрится, плитняк, салопы, надолбы, барышники, ветошка, кистень, пестовать, чумичка.
В тексте рассказа можно выделить несколько эпизодов, в которых есть повествование, описание или диалог. При анализе диалога следует обратить внимание на его внутреннюю конфликтность; в повествовательном фрагменте важна динамика происходящих событий; во фрагменте-описании необходимо выявление смыслов, лежащих в подтексте. В этом плане интересны такие эпизоды:
- “Потерянная гайка”. (Со слов “В это время извозчик на выездах проезжает шагом…” до слов “…и во всё это время бранился”.) Это жанровая сценка. Фрагмент преимущественно повествовательного характера с элементами описания. Учащиеся могут попытаться определить, какие средства художественной выразительности создают живость текста. Это правдивое изображение картинок с натуры. В тексте обилие глаголов, что наполняет его динамикой. Детали предметной изобразительности подчёркивают крайнюю бедность и петербургских дворников, и петербургских извозчиков. Ключевой вопрос: каким мы видим Петербург в этом эпизоде и каково авторское отношение к городу? Писатель подчёркивает трудности жизни простого люда, но и его внутренний оптимизм, стойкость, чувство юмора. Особенности авторского стиля — в точности и достоверности изображаемых картин. В авторском повествовании употребляется лексика, характерная для жизни социальных низов.
- “Разговор Григория с чумичкой”. (Со слов “Между тем из дома дворника с метлой выскочила чумичка…” до слов “…и уйти от него некуда, хоть бы и захотел…”) Основа первой части эпизода — диалог. Он внутренне конфликтен, что отражает противостояние даже в среде слуг. Дворник Иван называет чумичку (кухарку) полубарыней, намекая на её приказывающие интонации, в его речи звучит ирония — “чулки отморозите, сударыня” (намёк на её босые ноги). Вторая часть эпизода — это несобственно-прямая речь, которая передаёт внутренний монолог Григория, его жалобы на бесконечную работу. В этом отрывке множество глаголов в повелительном наклонении, что подчёркивает подневольность его труда. Читатель понимает, что такие мысли Григорий никогда бы не высказал вслух. Его внутренний протест ещё не созрел. Петербург в этом эпизоде город эксплуататорский, город богатых и бедных. Во внутреннем монологе Григория описан целый день труда. Такое кольцевое построение текста показывает безысходность жизни простого люда, невозможность вырваться из круга труда и нищеты.
- “Жилище Григория”. (Со слов “…жильё в подворотном подвале едва помещает в себе огромную печь…” до слов “…пресыщаясь питательною густотою доморощенной атмосферы…”) Это эпизод-описание. Учащиеся должны уловить содержащийся в нём подтекст. Все предметы жилища Григория “живые” и похожи на своего хозяина: “угрюмая дебелая печка”, лавка с “безногим концом”, “кровать, которая… дремала только днём” и другие. Описание каморки дворника проникнуто авторской любовью к своему герою, мягким юмором по отношению к нечистоплотности его “маленького хозяйства”. Уродливость быта дворника — отражение уродливости города. Ужасающие условия быта не мешают Григорию. В нём — отличительные черты русского характера — выносливость, долготерпение.
В финальной части рассказа звучит глубокая вера автора в силу и живучесть русского крестьянина, который нигде не пропадёт: ни у себя в деревне, ни на заработках дворником в Петербурге. Петербург Даля — город социальных низов, город крестьян, подавшихся на заработки в город, но не оторвавшихся до конца от своей деревни, на что указывают их образ жизни, привычки, речь.