Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Марина ОХЛОПКОВА,
г. Дубна, Московская область
6-й класс
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Одна из тем экзаменационных сочинений в старших классах связана с анализом стихотворения. Нужно как можно раньше приучать ребят внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении, тогда даже небольшое, хорошо известное стихотворение может рассказать о многом.
Урок начинаю с небольшого рассказа о поэте.
Детские годы Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии (сейчас это Брянская область). Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, будет звучать нежная любовь к русской природе, возникшая ещё в детстве.
Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихи – это зарисовки различных времён года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени. Позднее, в старших классах, продолжая знакомство с творчеством поэта, вы узнаете, что Тютчев не только изображал природу, но и старался понять, что такое вообще природа, как связана она с жизнью человека, какое влияние оказывает на него.
Обращаемся к тексту стихотворения, определяем его временные рамки. "Первоначальная" осень. Это уже не лето: "Где бодрый серп гулял и падал колос, // Теперь уж пусто всё...", "...птиц не слышно боле..."
Но в то же время "...далеко ещё до первых зимних бурь". Это своего рода передышка, затишье перед бурей. Как одним словом можно назвать то, что видит читатель? Прозрачность. Или пустота. Или простор. Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет – "хрустальный" (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю! Какие ассоциации вызывает это слово, что значит "хрустальный"? Хрупкий, прозрачный, красивый. Пробуем пояснить каждое из этих определений.
Хрупкий. "Дивная пора" очень коротка, непрочна: подуют холодные ветра, и "хрустальный" день "разобьётся". Найдём ещё слова, передающие "хрупкость" этого времени. Поэт сравнивает паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как "хрустальный" день исчезнет с первыми бурями.
Прозрачный. Какие слова, выражения передают простор, прозрачность пейзажа? "Теперь уж пусто всё – простор везде". "Пустеет воздух".
Поле убрано, отдыхает, и "лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде".
Красивый. Это время удивительно красиво. В нём много света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного. День, как хрусталь, светится на солнце.
"И лучезарны вечера". Выясним значение слова "лучезарный". Это значит "сверкающий", пронизанный светом. "Паутины тонкий волос блестит" – тоже свет, блеск.
Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово "лазурь": "И льётся чистая и тёплая лазурь".
Лазурный – это нежно-голубой. Летом воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А сейчас, в начале осени, воздух – "чистая и тёплая лазурь" – именно такой, какой и нужен для отдыха.
Мы "посмотрели" на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в неё. Что можно "услышать" в этом стихотворении? Тишину. Это очень важно – уметь "слышать" тишину. Чтобы противопоставить активное, шумное лето спокойной, тихой осени, Тютчев использует скрытую антитезу. Найдём слова с противоположным значением во втором четверостишии. Раньше "бодрый серп гулял" (то есть всюду кипела работа, была горячая пора), а сейчас только паутина "блестит на праздной борозде". Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью, – это тишина после работы. Это сейчас поле "отдыхающее", а борозда "праздная", а недавно здесь "серп гулял и падал колос".
Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных осенних дней, поэт использует не только лексические, образные средства, но и синтаксические. Всё стихотворение состоит только из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные (до 7 слов). Всё это делает чтение стихотворения неспешным и помогает передать спокойствие, несуетливость в природе.
Подводя итог, обращаем внимание, насколько важно внимательное, вдумчивое чтение. Каждое слово в художественном произведении имеет глубокий смысл. Тютчев не рисовал каких-то неземных, удивительных красот. Он изображал только то, что видел не однажды всякий человек. Но в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку.