Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №39/2001

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОКГавриил Троепольский

И.ПРИСЯЖНЮК,
Е.КАБИКОВА,
О.ЖУРАВЛЁВА,
г. Шахты,
Ростовская область


Материалы к уроку

Повесть Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» в школе

Гавриил Николаевич Троепольский (1905—1995) родился в чернозёмных местах русского юга, на воронежской земле и оставался верен этим краям всю жизнь. Сам Г.Троепольский объяснял, что стал писателем под влиянием своего школьного учителя Г.Р. Ширмы, впоследствии народного артиста: "...я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным".

Закончив обучение в сельскохозяйственном училище, Троепольский некоторое время преподавал в сельской школе в родной Воронежской губернии. После напряжённого трудового дня молодой учитель записывал свои впечатления; тут и охотничьи зарисовки, и портреты сельчан, и заметки крестьянского быта. Но всё это не для печати, а так: "Рука чесалась", – как объяснил потом Гавриил Николаевич.

В 1937 году в первом номере альманаха «Литературный Воронеж» появился рассказ «Дедушка», подписанный псевдонимом. "Чем больше я перечитывал тогда рассказ, – вспоминал Троепольский, – тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу. Как раз в это время я увлёкся селекционным отбором проса". Троепольский трудился тогда на Острогожском сортоиспытательном участке. Дело шло: будущий писатель за короткое время вывел восемь сортов проса, опубликовал ряд статей, а затем и две книги по проблемам селекции.

Но литература звала, и вот в 1953 году Гавриил Николаевич послал в столичный журнал «Новый мир» свои очерки под названием «Записки агронома». А.Т. Твардовский поддержал произведение не юного годами, но смелого и даровитого автора, и с тех пор в течение многих лет лучшие свои работы Троепольский печатал в «Новом мире»; до самой смерти Твардовского соединяла с Троепольским настоящая дружба, окрепшая с годами. И стоит напомнить, что своего «Бима» Троепольский посвятил памяти Александра Трифоновича.

Гавриил Николаевич – автор многих известных книг: повести-сатиры «Кандидат наук», романа «Чернозём», книги охотника «В камышах» и других. Но самым читаемым, самым любимым произведением стала его повесть «Белый Бим Чёрное ухо». Уже не одно поколение юных читателей вошло в жизнь, неся в душе образ Белого Бима.

Рисунок В.Нагаева.Изучение повести можно начать с её композиции. Нигде так полно не проявляется индивидуальность художника, как в работе над построением произведения: верно найденное композиционное решение объединяет материал, сообщает ему новое качество, заставляет его жить, помогает проникнуть в мысль писателя, в глубину смысла произведения.

Мы предлагаем рассмотреть композицию повести «Белый Бим Чёрное ухо» с точки зрения её монтажности и тех художественных приёмов, которые использует автор (дневниковые записи, пейзажные зарисовки и способы повествования). Суть принципа монтажности повести состоит в прерывности изображения, разбивке повествования на множество мелких эпизодов, в создании своеобразного калейдоскопа, который помогает увидеть многоплановость изображаемого. В связи с этим при изучении произведения важно особое внимание уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдения над отдельными частями текста.

Черноухий сеттер долго и тщетно ищет хозяина, и в этих скитаниях одни из встречных преследуют его, другие помогают, стараются выручить из беды. Каждый из них появляется в повести, будто запечатлённый моментальной фотографией. И перед нами возникают человеческие лица с их самобытными чертами, неповторимые характеры, своеобразные судьбы. "В них, в этих человеческих характерах, в их столкновениях – главное содержание повести"1. Бим объединяет все эпизоды, потому и названо произведение его именем: именно с его помощью "писатель нашёл совершенно неожиданный угол зрения на нашу жизнь, позволивший с отчётливой рельефностью увидеть всё самое сокровенное, что есть в людях..."2. Все истории персонажей так или иначе причастны к судьбе черноухого сеттера, отношением к нему они будут проверяться автором на человечность.

На наш взгляд, в анализе можно остановиться на таких эпизодах: Бим в квартире хозяина, встреча Бима с Тёткой, Серым и Климом, столкновение с волчицей, маленький друг сеттера, черноух в деревне, гибель Бима.

Для самостоятельной работы предлагаем учащимся такие задания:

  • Вспомните и назовите произведения, главным героем которых является собака.
  • Назовите героев повести... Кто из них, на ваш взгляд, главный?
  • Чем больше всего вас покорил Бим?
  • Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?
  • Какую роль играет Бим в повести?
  • Вспомните и перескажите эпизоды, рассказывающие о тех, кто помогал Биму. Что объединяет этих персонажей?
  • В повести есть Тётка, Клим, Серый, отец Толика, не принимающие черноухого сеттера. По каким поступкам мы можем судить о них?

Для убедительности изображённых событий автор использует приём дневниковых записей, которые создают иллюзию правдоподобности психологической картины повести. По нашему мнению, они "работают" на раскрытие образа Ивана Ивановича, и мы много узнаём из них о Биме. Рассказ о событиях заносится в дневник по горячим следам, но всё же с некоторым временным разрывом. Эта временная дистанция между переживанием и рассказом о нём позволяет рационально осмыслить и проанализировать состояние героя, разобраться в его психологии, взглянуть со стороны, найти причины и объяснения его поступкам. Отсюда выводы, умозаключения, которые делает Иван Иванович в своих дневниках.

При работе над содержанием дневниковых записей учащимся можно предложить воссоздать нравственные жизненные принципы Иванова Ивана Ивановича, опираясь на текст.

П р и м е р ы о т в е т о в:

  • "Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь..."
  • "Природа творит по устойчивому закону: необходимость одного в другом".
  • "Время неостановимо, неудержимо и неумолимо. Всё – во времени и движении".
  • "...всё более растёт во мне жалость к птицам и животным".
  • "В осеннем солнечном лесу человек становится чище".

При анализе текста можно обратить внимание учащихся на разнообразные формы повествования. Значительную роль в повести играет психологическое повествование от третьего лица, которое усиливает впечатление от изображения состояния героя, передавая его одиночество: "Он остался один на сырой, холодной земле, один-одинёшенек на всём белом свете. Внутри что-то оборвалось от удара, и это «что-то» стало тёплым, оно захватило дыхание, спёрло грудь..."

Повествование, которое ведётся "нейтральным" рассказчиком, обладает рядом преимуществ в изображении внутреннего мира. Эта художественная форма позволяет Троепольскому без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир Бима. Для автора нет тайн в душе героя – он знает о нём всё, он может проследить детально душевные процессы, объяснить причинно-следственные связи между впечатлениями, мыслями, переживаниями.

Следующей особенностью повествования является соотнесённость и смена носителей речи, а также ракурсов видения ими окружающих и самих себя. Динамика точек зрения в повести весьма явственна и активна: автор то наблюдает за героями извне: "Ко всему этому он быстренько привык...", то "таинственным" образом проникает в их внутренний мир: "Но что же это значит? Хозяин сумрачен, смотрит строго, не ласкает...", то созерцает происходящее издалека: "...так они и жили вдвоём в одной комнате..."

Таким образом, различные композиционно-повествовательные формы позволили писателю изобразить мир глазами собаки, Ивана Ивановича и, наконец, автора.

Далее учитель обращается к особенностям стиля писателя, организуя работу по наблюдению над тем, с каким мастерством изображает Троепольский сложные и тонкие душевные движения героев. Так, например, смятение Бима передано через действие: "Бим не понял, но испугался, бросился прочь и зацарапал в дверь..." Обращаем внимание на то, что в повести основное внимание сосредоточено не на самих предметах и явлениях внешнего мира, а на том, как воспринимает их персонаж, какое эмоциональное освещение и осмысление они получают в его сознании.

Интересен учащимся такой приём проникновения во внутренний мир героев, как устное словесное рисование. Работая над образом Бима, можно предложить школьникам ряд заданий:

а) нарисуйте словесную картину по заданному началу: "В два месяца он с удивлением увидел вещи";

б) нарисуйте словесную картину «Гроза в лесу» от лица Бима;

в) нарисуйте словесную иллюстрацию к художественному произведению или к его эпизоду;

г) нарисуйте словесную "обложку" к художественному произведению;

д) подготовьте "диафильм" к произведению или к его эпизоду: разбейте на "кадры", опишите содержание каждого "кадра", подберите надписи из текста.

"После занятий по словесному рисованию ученики совсем иначе начинают воспринимать изучаемые на уроках литературные произведения. У детей развивается способность «входить» в мир героев литературного произведения, рисовать в воображении картины на основе воспроизведённых в тексте деталей"3.

Пейзаж – один из компонентов мира литературного произведения – всегда играл большую роль в произведениях И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова; их традиции продолжает Г.Троепольский. Важной и наиболее ярко проявляющейся функцией пейзажа в повести является обозначение места и времени действия, о чём говорят названия глав: «Весенний лес», «Жёлтый лес», «Гроза в лесу» и тому подобное. Ещё одной функцией пейзажа является сюжетная мотивировка. Природные процессы и явления могут направить течение событий: "В чёрной ночи ещё раз пророкотал гром... Подул ветер, ветви деревьев заныли, как от предчувствия беды". Но наиболее значительной функцией пейзажа является психологизм, традиционный для нашей литературы. Именно пейзажные зарисовки в повести создают психологический настрой восприятия текста, помогают раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливают читателя к изменениям в их жизни: "Биму казалось, что кто-то чёрный-чёрный, огромный распластался над могучими дубами... над ним, затерявшимся в этой суровости псом..."

Обратим внимание на своеобразие языка повести. Важно отметить, что в произведении очень много абстрактной лексики, отражающей духовный мир героев: ожидание, вера, дружба, преданность, одиночество. Интересно употребление в тексте и конкретного слова-символа "дверь". Это слово называет бытовую реалию, весьма "прозаическую" вещь, но заключает в себе большую образную энергию и представляет возможность описать жизнь главного героя. В повести это слово употребляется двадцать два раза и несёт в себе разный смысл: это и цель Бима, и его спасение, и его надежда, и его гибель: "Эта дверь никак не походила на другие, что знавал Бим... Но это была дверь, теперь единственная дверь, через которую можно было взывать о помощи и сочувствии..."

В повести можно увидеть целые системы определений, освещающие предмет или явление, чувство или переживание всесторонне. Троепольский очень часто не довольствуется одним эпитетом; конструкции с двойными или тройными определениями порой создают цельный образ, мимолётный, но характерный: "одинокий, грустный, ни за что обиженный пёс", "добрыми, наивными, ласковыми и невинными глазёнками", "что-то незнакомое, таинственное".

Широко используются автором цветовые эпитеты-прилагательные: "Всё внизу в тёмных тонах: стволы, прошлогодние тёмно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав, даже плоды шиповника, густо-рубиновые осенью, теперь, выждав зиму, казались кофейными зёрнами..." Одного из отрицательных героев автор окутывает всем серым: "...дом, в котором он жил, был серый, и жена его в сером платье", "...с виду он был важный, в серой узкополой шляпе, при сером бантике...", "в сером пиджаке". Автор не даёт имени герою, называя его Серым или "тёмным человеком"; так эпитеты помогают ему выразить своё отношение к персонажу.

Особенной художественной напряжённостью отличаются сравнения Троепольского, к которым он прибегает с целью выделить какой-либо особо важный признак в образе героя: "седой, как снег" Иван Иванович; "Серый человек храпит, как заяц под берлогой...", "Серый врал, как заправский сочинитель".

В создании стиля Троепольского деятельно участвует метафора: "...ветки... будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь... Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми..." Метафора создаёт образ произносимого слова, образ уплотнённый, действенный. Отвлечённые понятия приобретают совершенную конкретность.

Cледуя лучшим традициям русской классической литературы, Троепольский использовал разнообразнейшие стилистические средства, к числу которых относится и такой ресурс стилистики, как звукопись. В системе поэтики писателя звукопись приобрела одну из ведущих ролей, проявляясь уже в подборе имён героев. Хозяин Бима Иван Иванович – этот звуковой повтор в имени и отчестве подготавливает читателей к восприятию его обстоятельных, длинных монологов "про себя" в виде записок. К нему же в повести относятся самые негромкие звукоописывающие слова (вздохнул, буркнул, стонал, охнет). Имя собаки представляет собой усечённую форму, в которой имеются только звонкие звуки, поэтому оно звучит стремительно, передавая характер его носителя.

Вместе с плачем Бима на страницы повести Троепольского и входит звукопись как один из приёмов усиления образности речи. Практически все звуки, издаваемые собакой, в первой главе громкие ("издавал грустные концерты...", "взвизгнул", "взрычит", "лаем предупредит"). И в первой же главе появится главное "тихое" слово, которое будет определять поведение Бима, станет ключевым, – "поцарапайся" (13 раз употреблено в тексте). Бим с самого начала жизни отзывается на звуки окружающего его мира: "вздохнул хозяин", и, услышав, "...всем своим видом говорил: «Я слушаю. Чего же ты хочешь?»" Показывая такие взаимоотношения, автор подчёркивает неразрывность и глубину связи человека и природы.

Каждый персонаж повести наделён особыми, только ему присущими звуками, которые в решающей мере определяют его характер. Например, Тётка "крикнула", "стрекотала", "затрещала", "затараторила", "завопила", "взвизгнула". Своеобразна звуковая характеристика Клима, который "заорал", "рыкнул", "кричал дико", "неистово орал", "рычал". В повторённом пять раз твёрдом вибрирующем "р" писатель выразил всё своё презрение к этому герою, потерявшему человеческий облик.

Завершая разговор о повести, обратимся к её философскому подтексту. Однажды на читательской конференции Г.Н. Троепольский так сформулировал задачу писателя: "На мой взгляд, перед нами, перед литературой, встаёт особо важная проблема – проблема совершенствования человека. И в этом смысле главной линией литературы видится мне прежде всего воспитание чувств". Из этой фразы вырастет тема сочинения-рассуждения: "Какие чувства способна воспитать в человеке повесть «Белый Бим Чёрное ухо»?"

Примечания

1.Саенко Л. Бим, его друзья и недруги. Звезда. 1971. № 8.

2.Овчаренко А.И. Большая литература. М., 1988.

3. Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию в пятом классе // Литература в школе. 1994. № 2.

Рейтинг@Mail.ru