Архив
УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ
Анастасия АБАЛИХИНА,
11-й класс, гимназия № 1567,
Москва
(учитель литературы —
Лев Иосифович Соболев)
Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник»
План-конспект
План-конспект
I. Вступление
«Чистый понедельник» И.А. Бунин считал одним из лучших рассказов: "Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»".
II. Композиция
1. С ю ж е т и ф а б у л а:
– сюжет не совпадает с фабулой (о знакомстве рассказывает герой).
2. К у л ь м и н а ц и я:
– Чистый понедельник (первый день Великого поста), любовное соединение в первый день поста – большой грех (мотив греха; о его красоте: "Змей в естестве человеческом, зело прекрасном…"), смысл заглавия.
3. В р е м я:
– устремлённость в будущее ("перемена", "надежда на время");
– повторяемость ("всё то же", "и опять");
– прошлое ("как тогда", "как тот") и "прапамять":
"Какой древний звук, что-то жестяное и чугунное. И вот так же, тем же звуком било три часа ночи и в пятнадцатом веке";
– неоконченность (только начало «Лунной сонаты»), начальность, новизна (новые цветы, новые книги, новая одежда).
III. Основные мотивы
1. К о н т р а с т н о с т ь:
– темнота и свет (сумерки, вечер; собор, кладбище – свет); мороз и тепло;
"Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь…";
– стремительность и покой.
2. Т е м а о г н я, ж а р а – ч у в с т в о ("горячий дурман"):
– значение чувственного, физического;
– он – воплощение чувственного мира; чрезмерное проявление чувства – грех ("Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех, грех!");
– любовь: мука и счастье, красота и ужас: "Всё та же мука и всё то же счастье…";
– скоротечность любви (обманность: слова Каратаева); невозможность брака.
3. Ф и з и ч е с к и й м и р:
– богатство, молодость;
– еда.
4. М о с к о в с к и е р е а л и и:
– объединение Запада и Востока (южное, восточное в героях; Юг и Восток приравниваются: "...что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах", о бое часов на Спасской башне: "И во Флоренции совсем такой же бой, он там напоминает мне Москву…", "Москва, Астрахань, Персия, Индия!"); картина того времени: "капустники", Андрей Белый, современная литература;
– движение – кабаки и "капустники": "летел", "и раскачивающиеся санки"; кладбище, Ордынка – спокойствие, неторопливость: "вошли", "шёл", "Только не шибко";
– он тороплив, она неспешна.
5. Н е п р и в л е к а т е л ь н о с т ь о к р у ж а ю щ е г о м и р а:
– театральность, наигранность;
– пошлость мира (литература: противопоставление "новых книг" босому Толстому, Каратаев – "восточная мудрость", преобладание Запада: "Ол райт", "жёлтоволосая Русь", "противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра");
– грядущая историческая трагедия, мотив смерти: "кирпично-кровавые стены монастыря", "светящийся череп".
6. Г л а в н ы е г е р о и р а с с к а з а:
– отсутствие имён (типизация);
– она:
а) таинственность, неразгаданность;
б) стремление к уединению;
в) вопрос к миру, удивление: "зачем", "не понимаю", "вопросительно глядела", "кто же знает", "недоумение"; финал – обретение знания (знание = чувство): "видеть в темноте", "почувствовать";
г) странность, "странная любовь";
д) она будто из другого мира: он не понимает её, он ей посторонний (она говорит о нём в третьем лице, любовная близость – жертва, ей это не нужно: "Похоже было на то, что ей ничего не нужно");
е) чувство родины, её старины; Русь сохранилась лишь в жизни, уход в монастырь – переход во внешний мир.
7. К о л о р и т:
– красный, пурпурный и золотой (её платье, вечерняя заря, купола);
– чёрный и белый (сумерки, ночь, огни, лампадки, белые одежды поющих, её чёрные одежды);
8. П е с н я, з в у к.
9. Ф и н а л:
– письмо – разрушение надежд (традиционный мотив);
– предопределение, судьба ("почему-то захотелось");
– И. Тургенев, «Дворянское гнездо».