Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №38/2001

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Творчество Булата Окуджавы в контексте культуры ХХ века ТВОРЧЕСТВО БУЛАТА ОКУДЖАВЫ
В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА.

Материалы Первой международной
научной конференции, посвящённой
75-летию со дня рождения
Булата Окуджавы /
Редактор-составитель
И.И. Ришина.
М.: Соль, 2001. 150 с.

С некоторыми помещёнными в этой книге материалами конференции, состоявшейся в переделкинском Доме-музее Б.Окуджавы в ноябре 1999 года, читатели газеты “Литература” знакомы. Судя по их откликам, они заинтересовались и анализом понятия “арбатства” в поэзии Окуджавы, представленным Сигурдом Шмидтом, и скрупулёзным исследованием Лазаря Лазарева военной темы в творчестве Окуджавы, и разговором об исторической прозе поэта, который вёл Яков Гордин, и во многом неожиданным сопоставлением Окуджавы с Бродским, которое проделал Виктор Куллэ. Но напечатанные в “Литературе” материалы — лишь очень небольшая частичка весьма плодотворной научной конференции, в которой приняли участие 30 русских и зарубежных писателей и учёных, выступивших в самых разных жанрах: эссе, мемуары, аналитические разборы.

Теперь усилиями работников Дома-музея — директора О.В. Арцимович-Окуджавы и её заместителя И.И. Ришиной — все тридцать выступлений собраны под одной обложкой. И не только они. В книгу включены стенограммы интереснейших дискуссий, возникавших в конце каждого дня этой уникальной конференции, — живой и часто нелицеприятный разговор её участников, твёрдо отстаивавших свою точку зрения не только на творчество Окуджавы, но и на литературу в целом.

К примеру: “Поэт, как всякий мыслящий человек, не знает окончательных ответов, более того, поэт не знает слова “да” или “нет”, он говорит иначе: “да—нет”; в одном стихотворении — “да”, в другом — “нет”. Как только раз и навсегда будет сказано однозначно “да” или однозначно “нет” — пиши пропало. Так и случилось с поздним Гоголем, автором второго тома “Мёртвых душ”: дальше мысль не работает, сердце останавливается” (Александр Кушнер); “...русская классическая культура обладала определённым набором ценностей — не классовых, а именно духовных ценностей” (Галина Белая); “...в молодости я, единственно неправославная, пела в Западном Берлине в хоре в русской церкви, и когда услышала Булата Шалвовича первый раз в записи на пластинке в Париже, мне его исполнение напоминало пение псалмов в русской церкви” (Барбара Кархофф, Марбург).

Подчёркиваю: это только выписки из дискуссий, а сколько любопытнейших мыслей и наблюдений высказали участники конференции в своих выступлениях! Бережно сохранив их, работники Дома-музея сделали доброе дело. Не только для тех, кто интересуется жизнью и творчеством Булата Окуджавы, но и для тех, кому небезразлична судьба отечественной литературы, кто хочет понять законы её существования, исследовать их, научить своих учеников познавать эти законы.

М.Б.

Рейтинг@Mail.ru