Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №38/2001

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Теоретическая поэтика ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА:
ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Хрестоматия для студентов /
Автор-составитель
Н.Д. Тамарченко.
М.: Российский государственный
гуманитарный университет,
2001. 467 с.

Книжная полка — и, думается, не только филолога — пополнилась серьёзным справочным изданием — хрестоматией по теоретической поэтике, составленной Н.Д. Тамарченко. Главное достоинство новой книги состоит в широте и разнообразии охваченного в ней материала — от Аристотеля и Гегеля до Мукаржовского и Игоря Смирнова.

Каждая статья хрестоматии состоит из трёх частей: в первой представлены словарные статьи, по большей части взятые из современных зарубежных изданий, во второй — соответствующие фрагменты из вузовских учебников и учебных пособий, в третьей — из специальных научных исследований.

Объём книги не позволил составителю обозначить контекст приведённых определений и рассуждений, зато ему удалось представить в книге поистине беспрецедентную широту точек зрения на такие важнейшие понятия науки о литературе, как её роды и жанры, мотив и сюжет, повествователь и автор, проза и поэзия.

При этом в научный оборот вводится много новых источников, что позволяет “пользователю” хрестоматии получить знания об основных теоретических понятиях из первых рук, прочитав — пусть и в извлечениях — наиболее интересные и авторитетные работы по всему кругу изучаемых в вузе проблем. Очень важно, что в хрестоматии даны отрывки из работ не только классиков науки, но и видных современных ученых, в силу объективных причин не так широко известных массовому читателю и не получивших пока хрестоматийного признания. А между тем теоретические исследования В.Грехнева, И.Роднянской, В.Тюпы, В.Хализева, Ю.Шатина и других отечественных учёных позволяют новым, свежим взглядом посмотреть на многие сложные проблемы науки о литературе, а иногда и найти для них вполне убедительное решение.

Особый интерес представляет предложенная в хрестоматии типология жанров, среди которых Н.Д. Тамарченко убедительно выделяет парные оппозиции. Жанры в них, по его мнению, противостоят друг другу как канонические (твёрдые) и неканонические (свободные): эпопея — роману, классическая драма – “новой” и т.д.

Широта материала, таким образом, вовсе не означает, что у составителя нет собственной точки зрения на обсуждаемые коллегами принципиальные проблемы, — напротив, завершающие каждую тему вопросы помогают читателю сделать из прочитанного вполне определённый вывод.

Составитель безусловно ориентирован на приоритет философской эстетики (Гегеля, Ингардена, Бахтина, Флоренского) перед другими направлениями современной теории литературы. Именно этим обусловлено, наверное, то, что за рамками хрестоматии оказались такие необходимые для понимания природы литературного произведения понятия, как “стих” и “проза”; вместо них в хрестоматии рассматриваются исторически неопределённые и расплывчатые “поэзия” и “проза”, в основе противопоставления которых лежит, как признаётся один из цитированных авторов, “нечто”.

Впрочем, для “авторской” хрестоматии, каковой, безусловно, является капитальный труд Н.Д. Тамарченко, концептуальный отбор работ и категорий не просто допустим, но даже неизбежен.

БЮ

Рейтинг@Mail.ru