Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ПОЭТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: К 70-летию профессора Юрия Владимировича Манна: Сборник статей. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. 366 с. |
В книгу, посвящённую юбилею самого знаменитого в нашей науке гоголеведа, вошли статьи, написанные учёными из России, Германии, Италии, Венгрии, преподавателями столичных и провинциальных вузов. Речь в них идёт о русской классике девятнадцатого века: произведениях Жуковского, Пушкина, Тургенева, Толстого. И конечно, автора “Ревизора” и “Мёртвых душ”, которому отдан раздел, названный “Гоголь в контексте традиции”.
Особенно интересны в нём статьи, авторы которых отыскивают убедительные параллели к гоголевским образам в русской и зарубежной литературе и искусстве. Например, Л.И. Сазонова показывает, что знаменитый гоголевский мотив птицы-тройки берёт свое начало в риторической культуре России XVII века. О.Б. Лебедева столь же убедительно демонстрирует взаимосвязи “немой сцены” из “Ревизора” с “живыми картинами” великих русских живописцев - Брюллова и Иванова, а Е.Е. Дмитриева “вписывает” заброшенный плюшкинский сад в контекст садово-парковой культуры современной Гоголю России.
Ряд работ посвящён другим вершинным творениям русской словесности классического девятнадцатого века. Так, открывающее книгу теоретическое исследование самарского профессора Н.Т. Рымаря даёт новый взгляд на специфику русского реалистического романа, убедительно доказывая, почему в этом жанре в силу объективных причин не могло быть образцовых положительных героев. Его московский коллега В.И. Тюпа не менее убедительно показывает, что ключ к пониманию пушкинских “Повестей Белкина” лежит в связях этой книги с принципами итальянской классической комедии с её карнавальным уравниванием жизни и смерти. А ещё один известный исследователь русской классики - Н.Д. Тамарченко объясняет, что гибель Тараса Бульбы неизбежна потому, что Гоголь решил изобразить его в эпопейных обстоятельствах, неизбежно ведущих героя к поражению и смерти, - вспомним судьбу главных героев “Слова о полку Игореве” и “Песни о Роланде”.
Не меньший интерес для специалистов и преподавателей представляют также статьи о точке зрения Издателя в “Капитанской дочке”, трагическом значении любви в повестях Тургенева, логике повествования в романе Толстого “Воскресение”. Впрочем, в юбилейных сборниках, подобных этому, всегда подбираются статьи ярких учёных - уважение к имениннику обязывает.
А о масштабе творческой личности Ю.В. Манна лучше всего свидетельствует помещённая в конце книги библиография его основных работ по русской литературе, почётное место среди которых занимают, кстати, статьи и книги, обращённые автором к учителю и ученику.
Примечательно название одной из статей сборника - “Фантастическое в повседневном”. Немецкий учёный сравнивает в ней повести Гоголя и Гофмана, но название прекрасно подходит к личности и творческой судьбе Юрия Владимировича. В предисловии к книге сказано: им сделано несколько больше и несравненно лучше, чем всем остальным отделом русской классической литературы ИМЛИ, где автор многие годы проработал.
ЮБ