События и встречи
ТРИБУНА
Дарья ВАЛИКОВА
БОРЩ В НОСКАХ
Газетчики, журналисты, публицисты — ну очень бойкие! — просвещают нас денно и нощно, не сомневаясь ни в собственных измышлениях, ни в том, что от кого-то когда-то услышали.. Гвозди бы делать из этих людей, как сказал Маяковский. Впрочем, чур меня! Конечно, такую чушь Николай Тихонов в своей “Балладе о гвоздях” написал. Так что не будем на Маяковского сии строки навешивать, как это сделал 31 июля известный актёр Игорь Кваша, ведущий хорошей передачи “Жди меня” (ОРТ) — причём отнеся пожелание к своему гостю, который, судя по истории, им рассказанной, никак не заслуживает прозвание гвоздя или какого-нибудь подобного винтика.
Но вернёмся к журналистике. Вот, например, некий Андрей Новиков. В какой печатный орган ни сунешься, от самых консервативных до супердемократических, — везде его материалы. Разброс тем также весьма широк. Недавно в газете “День литературы” (№ 9 с.г. С. 1) он порадовал глубокой мыслью: “Начало каждого столетия является продолжением предыдущего”. Это — подзаголовок; название статьи — “Великие уходящие”. В тексте же можно прочесть следующее: “Возьмём первую половину ХIХ-го. Пушкин и лицей. В чём-то они тоже являются детьми предшествующего ХVIII века, в котором, правда, никакой литературы-то ещё особой не было (Все поняли? Не было! — Д.В.), но было что-то другое: Друзья, Отчизне посвятим // Души прекрасные порывы”. Надо ли уточнять (хотя для известного публициста Новикова — едва ли НовикоRва —, получается, надо!), что строки из стихотворения “К Чаадаеву”: “Пока свободою горим, // Пока сердца для чести живы, // Мой друг, Отчизне посвятим // Души прекрасные порывы!” созданы в самом что ни на есть ХIХ веке, в 1818 году, и не кем иным, как А.С. Пушкиным...
Или вот статья чрезвычайно плодовитого журналиста-поэта-прозаика Дмитрия Быкова “Долгая жизнь”, приуроченная к столетию Нины Берберовой (“Огонёк”, № 35 с.г.). Глубокая статья, содержательная (это я без тени иронии!..). Только некоторые вещи смущают. Например: “...она ставила себе в заслугу то, что первой начала писать не только об эмиграции, но и о французском пролетариате... Неинтересно, однако, читать о французском пролетариате. Хуже Эльзы Триоле”. Нам же, однако, очень интересно — да где ж это Быков нашёл у Берберовой про французский пролетариат? Если он подразумевает книгу рассказов “Биянкурские праздники” — то он её либо вообще не открывал, либо сильно запамятовал. Ибо повествуется там как раз о русских эмигрантах, которые в парижском пригороде Биянкуре жили тогда диаспорой (вроде нынешнего нью-йоркского Брайтон-Бич) и работали — кто на “Рено”, кто таксистами, кто где... Далее Быков пишет: “Она сварила Ходасевичу борщ на три дня — деталь, скорее всего, выдуманная эмигрантами, — и ушла”. Ну, насчёт выдумки в книге “Курсив мой” (на которую Быков вроде всё время ссылается) сказано определённо: “В 1932 году, когда я навсегда ушла... один не слишком злой остряк так рассказывал об этом:
“Она ему сварила борщ на три дня и перештопала все носки, а потом уехала”. Это была почти правда”. (Через несколько страниц выясняется, что борщ действительно был, а вот “носков”, похоже, нет.) Дело, понятно, не в борще, а в том, что совсем не знает Быков её прозы близко к тексту — лишь видимость такую создаёт...
Bо время визита российского президента в Финляндию в “Московском комсомольце” (№ 194. С. 1) В.Суховерхов свою статью под названием “В Турку с финкой” посвятил Тарье Халлонен. Но отнюдь не деловым её качествам, а семейному положению (что ж ещё может по-настоящему заинтересовать “МК”?). Автор статьи радостно сообщает читателям, что госпожа президент с мужем-то того... не повенчана и даже не расписана. Думается, что ни финнам, ни россиянам от этого ни жарко ни холодно, да вот только прежде чем писать такое, могли б и точные справки навести. Ведь речь же, чёрт возьми, не о поп-певичке какой, а о высшем должностном лице дружественного государства! (И узнали б тогда, что официальное бракосочетание всё же недавно имело место.)
Ну ладно, это жёлтая пресса, а как быть, например, с солидной “Российской газетой”, где на первой странице № 143 с.г. в заметке под названием “В Ханое Пауэлл запел” можно прочесть, что на капустнике, устроенном в честь окончания саммита АССЕАН, разыграли сценку госсекретарь США и “жена японского премьер-министра Марики Танако”. На фотографии, однако же, с Пауэллом лицедействует отнюдь не жена японского премьера (он, кстати, вообще холостяк), а министр иностранных дел Японии Микико Танако. Это как если бы журналисты какой-нибудь “Иомиури”, не поверив своим глазам, что в России женщины занимают такие посты, в сходном случае окончательно запутались и написали: “Жена российского премьер-министра Виктора Матвиенко”. Или даже: “Жена российского премьера Василисы Иванова”. Да только вряд ли: в Японии журналисты — народ дисциплинированный. А всё-таки случись там что подобное — опровержение последовало бы незамедлительно. То ли дело у нас — никто и не заметил!..
Телерепортёр Юрий Зенчук, рассказывая о новых раскопках в Великом Новгороде (НТВ, 25 июня, “Сегодня”), провозглашает ничтоже сумняшеся: “Найденные уникальные фрески относятся к двенадцатому веку — ещё до того, как тут пронеслась конница Чингисхана”. Хотя всем, кто школу посещал, должно быть известно, что до Великого Новгорода никакие татаро-монголы не добегали...
Так в наших СМИ обстоят дела со знанием родной истории и международного положения. Но и с географией — не лучше.
Опять совсем не жёлтая вроде бы газета — “Независимая”. 29 августа с.г. на с.8 читаем заметку Татьяны Капгер под названием “Пенный рекорд и соло живота”, где описано шоу, прошедшее в агентстве “Пари”, которое решило переплюнуть книгу рекордов Гиннесса. В заметке добросовестно сообщается: “26-летняя победительница первого чемпионата России по танцу живота Наталья училась в столице Саудовской Аравии Эррива, в одной из старейших школ танца, и стала единственной за 300 лет существования русской выпускницей”. Умеют у нас девушки обвешивать лапшой доверчивых журналисток!.. Ну нет, госпожа Капгер, такой столицы — Эррива! Есть Эр-Рияд. Но и не это главное. Главное, что режим в этом государстве — родине ваххабизма — не намного мягче, чем, например, в талибском Афганистане. И никаких подобных школ там существовать просто не может, ибо женщине не то что пупок — лицо обнажать запрещается.
Хороша, видать, будет книга Гиннесса по-российски!..