Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №38/2001

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОК

Раиса ПАРФЁНОВА,
гимназия № 1,
г. Оренбург


“Я говорил от имени России...”

Уроки по поэзии Б.Слуцкого в 11-м классе

“Теперь его нет, но каждый из нас, кто ещё не потерял веры в завещательную силу слова, остался наедине с оставленной им поэтической исповедью. Теперь можно сказать, что почему-то не принято говорить при жизни: назвать его великим. Да, я убеждён: Слуцкий был одним из великих поэтов нашего времени”. Эти слова Евгения Евтушенко очень точно определяют место Бориса Слуцкого в отечественной поэзии. Многое из того, что было написано поэтом, журналы опубликовали уже после его смерти. Творческое наследие Слуцкого свидетельствует о том, что его поэзия, являясь новаторской по форме, в то же время продолжает лучшие классические традиции. Предлагаю на уроке литературы в 11-м классе обратиться к творчеству Слуцкого и его стихам.

Интересен жизненный и творческий путь поэта. Он умер в 1986 году, практически ничего не писал последние девять лет после смерти жены. Но в печати время от времени появлялись его стихи, которые казались читателям современными и своевременными (Слуцкий не ставил даты под своими стихами). После его смерти выяснилось, что у Слуцкого остались ненапечатанными около двух тысяч стихов, среди которых немало таких, что по праву станут русской классикой. Благодаря им Слуцкий-поэт продолжает жить среди нас, продолжает быть современным.

Урок 1

Одна из тем его творчества – назначение поэта и поэзии – довольно традиционна. Она ведёт своё начало с Ломоносова и Державина. Эта тема интересно раскрыта в стихах Слуцкого. Для чтения и обсуждения предлагаю взять следующие произведения: “Все правила – неправильны...”, “Сосредоточусь. Силы напрягу...”, “Поэты”, “Будто ветер поднялся...”

Т е м а: Б.Слуцкий и его стихи о назначении поэта и поэзии.

Ц е л ь: проследить, как в творчестве Б.Слуцкого нашла продолжение традиционная тема русской классической поэзии, что нового внёс поэт в разработку этой темы; отметить значение поэтического искусства в наше время.

В о п р о с ы   д  л я   о б с у ж д е н и я

  • Как разрешает поэт проблему назначения поэта и поэзии в современном мире? (“Все правила – неправильны...”)
  • “Сосредоточусь. Силы напрягу...”.

Найдите смысловые различия между глаголами “напишу”, “опишу”, “запишу”, с помощью которых определяется задача поэта.

Почему 1–2-е четверостишия написаны от первого лица, а в 3-м и 4-м использованы глаголы повелительного наклонения? Какой смысл вложил поэт в последнее четверостишие стихотворения?

  • “Будто ветер поднялся...”.

Как понимаете высказывание: “Слово – тоже дело”?

  • Согласны ли вы с утверждением поэта об утрате интереса к поэзии в современном мире? (“Поэты”) Подтвердите свою мысль примерами из жизни.
  • В чём отличие трактовки этой темы Слуцким от трактовок его предшественников?

(Вступление к поэме “Во весь голос” Маяковского, “Мне ни к чему одические рати...” Ахматовой, “Поэту” Волошина, “Юному поэту”, “Сонет к форме” В.Брюсова.)

  • Чьё понимание поэта и поэзии вам ближе всего?

Б.Слуцкий – один из поэтов, которые всегда идут в ногу со временем. Он стремился оставить в своём творчестве достоверные свидетельства эпохи, рассказать обо всём значительном, что пережил и видел. При этом поэт никогда не был просто сторонним наблюдателем. Всё, о чём он писал, всерьёз волновало его, он искренне болел душой за своё время и свой народ и в стихах говорил о том, что беспокоит. Стихи показывают, насколько поэзия выше быстротекущего времени.

Время для Слуцкого – это эпоха, запечатлённая в поэтической строке. Рано ставить точку и говорить о свершившемся, пока оценку историческому событию не даст поэт. Поэзия – это воплощение мысли и чувства. Только синтез этих двух начал поможет осмыслить происшедшее:

Все правила – неправильны,
законы – незаконны,
пока в стихи не вправлены
и в ямбы – не закованы.

Период станет эрой,
столетье – веком будет,
когда его поэмой
прославят и рассудят.

Поэзия наделена огромной силой обобщения, она – выражение дум и настроений не только самого поэта, но и его читателей. Поэтому он имеет полное право заявить:

Пока на лист не ляжет
“Добро!” поэта,
пока поэт не скажет,
что он – за это,
до этих пор – не кончен спор.

Особая миссия поэта заставляет его быть искренним и правдивым перед собой и теми, для кого он пишет. Только искреннее и правдивое поэтическое слово имеет подлинную ценность. Эта мысль, ставшая привычной для выражения одного из главных свойств настоящей литературы, у Слуцкого очень своеобразно, в соответствии с духом времени, выражена в стихотворении “Сосредоточусь. Силы напрягу...”:

Магнитофонной лентой будь, поэт.
Скоросшивателем входящих.

Поэт, в понимании Слуцкого, – летописец эпохи, не имеющий права что-либо скрыть или позабыть. Его поэтические строки должны стать памятником времени и человеку:

Сосредоточусь. Силы напрягу.
Всё вспомню. Ничего не позабуду.
Ни другу, ни врагу
завидовать ни в чём не буду.
И – напишу. Точнее – опишу,
нет – запишу магнитофонной лентой.

В чём смысл этих повторяющихся однокоренных глаголов: напишу, опишу, запишу? Одно из значений слова “написать” – сочинить, создать словесное произведение. Видимо, в этом значении использовано слово “напишу”.

“Точнее – опишу...” – другими словами, изложу сведения, расскажу о ком-либо. Это будет точнее и ближе к самой жизни. Наконец, “запишу” на магнитофонную ленту, то есть передам всё, что знаю, без каких-то изменений, максимально точно, не прибавляя ничего от себя. Выбор глаголов совсем не случаен. Слуцкий удивительно точно использовал богатство русского слова, его разнообразнейшие смысловые оттенки.

Философия Слуцкого-поэта близка философии поэтов “серебряного века”, для которых сама жизнь, со всеми её мелочами и подробностями, была исполнена поэзии. Под пером Слуцкого “быт превращался в бытие”, даже если он был антипоэтичен:

И ты поймёшь, какие удивительности
таятся в ежедневных пустяках.

(Сравните с Ахматовой: “По мне, в стихах всё быть должно некстати, не так, как у людей”.)

Борис Абрамович был очень требователен к себе и другим мастерам слова. Первые два четверостишия стихотворения “Сосредоточусь...” написаны от первого лица: сосредоточусь, напрягу, вспомню, не позабуду, не буду и так далее. Это поэтический отчёт Слуцкого перед своими читателями. Сдержанно, без лишних слов говорит он о своём поэтическом кредо. В 3–4-м четверостишиях ритм и интонация внезапно меняются. Наказ тем, кто выбрал для себя стезю поэта, звучит торжественно и строго:

Не исправляй действительность в стихах.
Исправь действительность в действительности.

Глаголы повелительного наклонения (будь, стой, не исправляй, исправь) заставляют строку звучать энергично и упруго, придают ей целенаправленность. Поэтический наказ одного поэта другому тоже не редкость в русской поэзии (В.Брюсов. “Юному поэту”, М.Волошин. “Поэту”). Но наставление Слуцкого звучит в соответствии с духом времени.

Слуцкому чужды высокопарные слова о совести, чести и морали. Эти понятия требуют от человека действий и поступков. Для поэта такой поступок – это слово. Он должен нести полную ответственность за те слова, которые обнародует. Так рождается ёмкая по своей сути поэтическая формула Слуцкого: “Слово – тоже дело”.

Тем более грустно сознавать поэту, что в современном мире потерян интерес к поэзии. Таким настроением проникнуто стихотворение “Поэты”. В нём отразились невесёлые размышления Слуцкого об обесценивании поэтического слова, потере его значимости. Эти мысли последнее время часто одолевали поэта, ему казалось, что поэзия в век прагматичности и расчёта стала ненужной, лишней:

Мир бегущий, спешащий свет
не желает подзадержаться,
посмотреть закат и рассвет
и стихи почитать с абзаца.

Настоящие поэты – редкость в современном мире. По воспоминаниям О.Хлебникова, у Слуцкого было своеобразное пристрастие: он любил определять для себя первую пятёрку и первую десятку современных поэтов. Определившись, он веско пропагандировал своё мнение среди других. Однажды он совершенно серьёзно спросил своего друга Д.Самойлова: какое место, в первой десятке или первой двадцатке, он бы отвёл им – Самойлову и Слуцкому? Самойлов ответил остроумно: “По-моему, в первой двадцатке, но что-то предыдущих восемнадцати не видно”. Такой ответ показался Слуцкому несерьёзным. А если говорить серьёзно, то в стихотворении “Поэты” эта мысль выражена более образно. Мысль об уникальности настоящего, талантливого поэта вызывает у Слуцкого чувство горечи, утраты:

Мы как белые журавли,
или как тасманийские волки,
или как пейзажи на Волге.
Нас сводили, сводят, свели.

Последняя строка четверостишия снова поражает способностью поэта тонко почувствовать оттенки богатого русского слова: всего три слова передают ощущения поэта, навеянные ходом целой жизни. Кто виноват в том, что “без причины и без вины” поэтов “затёрло, свело, отставило”? В этой синтаксической конструкции Слуцкий не случайно использует безличную форму глагола. Она позволяет не конкретизировать виновников забвения. Ведь причин такого отношения к поэтическому искусству много: невозможность в то время говорить всё и обо всём, равнодушие к искусству вообще как знамение, знак бездуховности общества, наконец, неумение или нежелание поэтов быть интересными для своих читателей.

Конечно, стихотворение по своему настроению коренным образом отличается от всего, что написано Слуцким на эту тему. Объяснение этому факту тоже есть: поэт чувствовал себя усталым, время “застоя” сковывало и лишало права высказаться, быть услышанным, к тому же очень серьёзно заболела жена Слуцкого. Без сомнения, стихи никогда не были литературой для всех. Но, наверное, в жизни каждого бывал такой момент, когда хотелось вернуться к поэзии, почитать стихи и понять, что это и обо мне тоже. Именно поэтому поэзия нужна человеку, и без неё невозможно представить наше существование.

“Слуцкий никогда не писал ни о своей любви к женщине, ни о природе – его муза была связисткой на фронте, пахала на корове, таскала камни на стройке”. Эти слова о поэзии Слуцкого были сказаны И.Эренбургом в конце 50-х годов. Обратимся на втором уроке к стихам Слуцкого о войне.

Урок 2

Т е м а: Человек и война в лирике Б.Слуцкого.

Ц е л ь: показать, какое место в лирике поэта занимает тема войны, как она раскрывается в его стихах; проследить, к каким выводам подводит поэт своих читателей, что его беспокоит и волнует; в чём особенность изображения войны Слуцким; подвести к выводу о современности поэта.

У Бориса Слуцкого есть очень грустное стихотворение “Уже не любят слушать про войну...”. У него было полное право бросить этот упрёк молодому поколению: ведь Слуцкий был участником Великой Отечественной войны. В 1944 году под Белградом поэт был ранен в голову в тот момент, когда он на немецком языке выкрикивал в рупор слова ультиматума, обращённого к немецким солдатам. После ранения он стал военным следователем дивизионной прокуратуры. Воевал в Австрии, в Венгрии. В Румынии рана вновь дала о себе знать. Слуцкому дважды делали трепанацию черепа, и более двух лет он провёл в госпиталях. После этого болезнь долгое время напоминала о себе болями и бессонницей. Но главное – память. Она не даёт покоя всякому, кто прошёл через войну. Думаю, что стихи Слуцкого о войне не должны никого оставить равнодушным.

Для чтения и обсуждения можно взять следующие стихотворения: “Песня”, “Дорога”, “А на снежной войне...”, “Уже не любят слушать про войну...”.

В о п р о с ы  д л я  о б с у ж д е н и я:

1. В чём необычность стихов Слуцкого о войне? Что их объединяет?

2. Какой смысл вкладывает поэт в образ дороги? (“Дорога”)

3. Каким увидел человека на войне Слуцкий? (“А на снежной войне...”)

4. Определите интонацию стихотворения “Песня”. Какие чувства вызывает у поэта встреча с калекой?

5. Чем объяснить пессимизм поэта в стихотворении “Уже не любят слушать про войну...”?

6. Что помогает Слуцкому оставаться современным поэтом? В чём его современность?

Стихи Слуцкого о войне необычны. Поэт словно не замечает масштабности происходящего. Его внимание сосредоточено на каких-то деталях, лишь дорисовывающих, дополняющих картину страшной войны. Правдивое повествование о войне Слуцкого нам особенно дорого, потому что написано участником и свидетелем Второй мировой. Многие стихи написаны по прошествии лет – это позволило осмыслить прошедшее и по-новому оценить его. Это оценка мудрого человека, близко видевшего смерть и знающего цену жизни. Война стала не частью его судьбы, а всей его судьбой. По своему восприятию войны Слуцкий, на мой взгляд, близок В.Астафьеву и К.Воробьёву. Его стихи о войне скорее напоминают прозу. Иногда чувство невозможно уложить в прокрустово ложе ритма и рифмы, поэтому часто в стихах Слуцкого ритм меняется, строка неровная, словно пульсирующая. Мысль о невозможности забвения войны звучит почти в каждом стихотворении Слуцкого. Свет пожарищ Великой Отечественной стал для поэта тем светом, который освещал его творческий путь всю оставшуюся жизнь:

Ночных пожаров полукруг
Багровит север, запад, юг,
Зато дорогу освещает.
С тех пор и до сих пор она
Пожаром тем освещена:
Он в этих строчках догорает.
                              (“Дорога”)

Так рождается метафора, где дорога – это не только путь через сгоревшие деревни и сёла под Можайском, но ещё и жизненный путь человека, на котором война оставила свой неизгладимый след.

В стихотворении “Дорога” картины родной земли, истерзанной фашистами, нарисованы скупо, немногословно. За внешней беспристрастностью – боль, готовый вырваться крик:

Вокруг Можайска – ни избы:
Печей нелепые столбы
И обгорелые деревья.
Всё – сожжено.
В снегу по грудь
Идём.
Вдали горят деревни:
Враги нам освещают путь.

Поэт предельно кратко выражает свои ощущения, впечатления от увиденного. Лапидарность оборачивается выразительностью. Нет ни одной лишней детали, подробности, на которые бы отвлеклось внимание. Картина обретает законченность и яркость именно благодаря немногочисленности описываемых деталей и зрительному образу – багровым отсветам пожара.

Стихотворение удивительно по своему ритмическому рисунку. Неровная, словно прерывающаяся строка передаёт чувства человека, сжавшего зубы от горя и ненависти к врагу. Последняя фраза звучит как клятва. Излюбленная Слуцким синтаксическая конструкция (бессоюзное сложное предложение, части которого разделяются двоеточием) позволяет избежать лишних слов там, где сама ситуация требует быть предельно кратким, не впадать в суесловие.

Поразительно, но в стихах Слуцкого о войне нет упоминаний о геройстве, победах, родине. Скорее наоборот. Может быть, потому, что это разумелось само собой. Как написал поэт в стихотворении “Солдатские разговоры”:

А родину – не вспоминают:
Она и так вонзилась в душу.

Стихи Слуцкого о войне – правдивое, жёсткое, точное слово о ней. Они очень отличаются от равнодушно-радостных слов о победе, которыми проза и поэзия долгое время убаюкивали общественное сознание.

Человек и война... Подобное противостояние описано не раз. У Слуцкого оно усилено рядом других образов: человек и смерть, человек и... мороз, охватывающий душу до смерти. Выжить на войне – долг солдата. Выжить, чтобы рассказать честно и правдиво о том, что это такое. Об этом стихотворение “А на снежной войне...”.

Лирический герой военной лирики Слуцкого – молодой человек, каким он был сам в годы Великой Отечественной. Многое на войне для него было впервые: глоток водки, грязь, смерть, крушение идеалов. Хрупкой и незащищённой оказывается человеческая жизнь в этом противостоянии войне и морозу: “Между ним и погибелью нет ничего”. Привлекает внимание дважды использованное определение: душа бренная, бедная; тело бренное, бедное. Уточним значение слова “бренный” – тленный, преходящий. Эти определения только подчёркивают непрочность человеческого бытия на войне. Но надо выжить, потому что нравственный долг каждого воевавшего – рассказать страшную правду военных будней:

И от смерти ему причитается льгота
Все четыре без малого года.
Потому что ему описать предстоит,
Как один посреди всей войны он стоит.

Юный воин из стихотворения Слуцкого – один из множества, на чьи плечи в эти годы легла ответственность за судьбу не только Родины, но и мира. Своим стихотворением поэт призывает нас, его читателей, вспомнить о том, что погибшие на войне – это не безликая масса, что каждая унесённая жизнь есть величайшая и невосполнимая потеря.

Послевоенная лирика поэта на уроке может быть представлена стихотворением “Песня”, эпиграфом к которому Слуцкий взял строчку Д.Самойлова: “На перекрёстке пел калека”.

Тогда, в первые послевоенные годы, человек-обрубок, ползущий по асфальту, был обычным явлением. И случилось страшное: люди привыкли к виду человеческого горя. Но поэт не может остаться равнодушным, хотя и сам испытал многое:

– Сам – инвалид.
Сам – второй группы.
Сам – только год пришёл с войны. –
Но с ним решили слишком грубо,
С людьми так делать не должны.

С горькой иронией говорит он о песне калеки:

Поёт он мысли основные
И чувства главные поёт
О том, что времена иные,
Другая эра настаёт.

Нарушение лексической сочетаемости (поёт мысли, чувства поёт) призвано подчеркнуть несоответствие между благостным содержанием песни и жёсткой судьбой калеки. Автор далёк от морализаторства, он ни в чём не упрекает людей, равнодушных к чужой беде. Он не делает никаких выводов. Вывод ясен и так: война принесла много горя и бед, но человек всегда надеется на лучшее и верит в него. Чувства поэта самые противоречивые: сознание своего бессилия перед равнодушием улицы, сострадание к инвалиду, горькая ирония от невозможности изменить что-либо в жизни, где не всегда, увы, всё так складно, как в песне. В песне – наивная вера в лучшее: ведь война окончилась. В ней нет озлобленности за то, что судьба так жестоко обошлась с человеком. И от этого ещё пронзительнее звучит невысказанная мысль: война – зло, которое не должно повториться, она противна природе жизни и природе человека.

Так предупреждает нас Слуцкий от повторения ошибок в грядущем. Отчётливо эта мысль прозвучала в стихотворении “Уже не любят слушать про войну...”. Наверное, не однажды говорил поэт о войне на встречах с молодёжью. Ему больно сознавать, что прошедшее мало волнует ныне живущих:

Уже не любят слушать про войну
прошедшую
                 и, как я ни взгляну
с эстрады в зал,
                       томятся в зале:
мол, что-нибудь бы новое сказали.

Почему же поэт считает важным и нужным говорить о войне, хотя она далеко позади? Всё потому, что человечество стоит буквально на краю пропасти: мир, охваченный безумием, находится в преддверии ядерной войны. Достаточно одного неверного движения, чтобы разразилась катастрофа. Нельзя закрывать глаза на это:

Ещё боятся слушать про войну
грядущую,
              её голубизну
небесную,
              с грибами убивающего цвета.

Способность заглянуть в будущее, желание предупредить о грядущей опасности делают стихи Б.Слуцкого удивительно современными. Ведь пессимизм поэта возник не на пустом месте. Такое осмысление окружающего мира придаёт лирике Слуцкого эпический размах. Но это не заслоняет от нас самого поэта, мы отчётливо слышим его голос. Это голос неравнодушного человека и талантливого, неповторимого мастера слова.

Рейтинг@Mail.ru