Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Наталья ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
Смоленская область
“Умей любить человека”
Урок-обобщение в 6-м классе
Нет в мире прекраснее
чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть
каплю добра. Л.Толстой |
|
---|---|
Умей чувствовать рядом с
собой человека, умей читать его душу, увидеть в
его глазах радость, беду, несчастье, горе. В.А. Сухомлинский |
Л.Толстой писал: “Первое и главное знание, которое свойственно прежде всего преподавать детям, — это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого, кто приходит к сознанию человека”.
Главные вопросы, поднимающиеся в курсе литературы 6-го класса, — умение чувствовать человека, доброта как основное проявление нравственности в человеке. Все уроки литературы мы подчинили работе над этими проблемами.
Ход урока
— Как вы понимаете слова Сухомлинского и Толстого? Что общего в них?
(Человек может быть счастлив только тогда, когда сделал другому что-то хорошее. Но это сложно. Понимать душу другого человека, находящегося рядом с тобой, мы учимся всю жизнь.)
— Какое отношение имеют эти эпиграфы к изученным нами рассказам Платонова?
(Герои его рассказов умеют чувствовать душу живого существа, оба они творят добро: Вася помогает машинисту, Костя — Мальцеву.)
— К каким человеческим качествам может относиться эпитет “добрые”? Запишите словосочетания со словом “добрые”. (Добрые сердца, добрые слова, добрые мысли, добрые дела.) Дайте определения этим понятиям. Как бы вы объяснили своему товарищу смысл этих определений?
Посмотрите, как это сделал один из шестиклассников: “Добрые сердца — это те сердца, которые умеют любить, чувствовать жалость и сострадание к ближнему.
Добрые слова — это слова, которые выражают чувства доброго сердца.
Добрые мысли — это мысли, которые зарождаются в добром сердце, это мысли о тех, кто нуждается в тебе.
Добрые дела — это выражение твоих добрых мыслей, доброго сердца, добрых слов” (Л.Красиков, 6-й класс). (Обратим особое внимание учеников на то, что в основе всех определений лежит “доброе сердце”.)
— Напишите сочинение-миниатюру “Мой путь к доброте”. Порассуждайте, как стать добрым.
“Мой путь к доброте начался со дня моего рождения. Я узнавал о добре из книг и рассказов матери. На своём пути я часто встречал людей злых, коварных, жестоких, но даже в их сердцах мерцала искорка доброты, и рано или поздно она разгоралась в пламя добра. Некоторые люди пытались загасить эту искорку и навсегда её убивали, а вместе с ней они убивали и себя. В минуты гнева я стараюсь сдерживать себя и никогда не желаю даже в мыслях другому человеку зла, хотя иногда человек мне неприятен. Хотя это очень трудно, но я стараюсь совершать только добрые поступки, чтобы окружающим было приятно рядом со мной. Это не всегда удаётся, но я буду к этому стремиться, потому что доброму человеку легче жить. Его добро вернётся к нему” (Л.Красиков).
Разговор о деятельном добре мы продолжаем после изучения рассказа В.Распутина “Уроки французского”. Я предлагаю ребятам закончить фразу “Добро — это...” и раскрыть смысл своего высказывания, написав миниатюру.