Архив
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Литературный календарь
9–16 октября 2001 года
“Осень треплет деревья, обрывает с них последнее тряпьё листьев. И вдруг синь во всё небо, а по утрам всё убрано снегом. К полудню снег стаивает и горят на клумбах последние осенние цветочки: астры, ноготки, фонарики. А над ними свешивается ярко-красный куст барбариса, и дивно зелена трава, и все ветви усеяны синицами, поползнями. Всё, как и прежде, и всё по-новому. Вот чудо жизни: ничто в природе не приедается, не утомляет повторами, всё как в первый раз, даже с годами ещё пронзительнее и невыносимо прекраснее”.
Юрий Нагибин. “Дневник”. 9 октября 1971 года.
10 октября
1821 — 28.09 — в Оренбурге родился прозаик и критик Михаил Васильевич АВДЕЕВ. Его самый известный роман — “Тамарин” (1852) — был написан в развитие проблематики “Героя нашего времени” и целил в подражателей Печорина, которых в России тех лет было немало. Идеи Жорж Санд вдохновили Авдеева на создание романа “Подводный камень” (1860), вызвавшего интерес в связи с широко обсуждавшимися тогда проблемами положения женщины в обществе.
Зависимость Авдеева от творчества других писателей отметил Тургенев, нашедший в его романе “Меж двух огней” черты своей “манеры”, причём не самые сильные: “Ох, эта литература, которая пахнет литературой!”
Но всё же наследие Авдеева (скончался 13/01/ февраля 1876) и сегодня представляет интерес как живой опыт соединения социально-злободневной проблематики с литературными поисками, удивительно близкими к постмодернистским моделям. Литературно-критическая книга Авдеева “Наше общество (1820–1870) в героях и героинях литературы” (1874) — ценная аналитическая работа.
1971 — в Париже скончался член Академии Гонкуров, французский писатель Филипп ЭРИА (HеRriat; псевдоним Раймона Жерара Пейеля; род. 1898). В историю литературы вошёл со своим романическим циклом “Буссардели” (1939–1968). Эта крепко написанная тетралогия — семейная хроника — была переведена на русский язык и довольно широко читалась нашим обществом в 1960-е годы.
11 октября
1941 — Дневник поэта Александра Яшина: “С письмами у дежурного штаба нашёл сборничек “Боевая краснофлотская поэзия” <…> Есть моё — “Моряки Ленинграду”. От жены вчера — открытка. Переехала в Никольск. Неприятно и неспокойно для меня это. Не верю я женщинам”.
12 октября
1781 — 01.10 — в Москве родился писатель, переводчик Андрей Иванович ТУРГЕНЕВ. Был одним из тех, кто начинал распространение романтических идей в России, правда, в большей степени общегражданской, а не философской направленности (речи “О русской литературе”, “О любви к отечеству”).
Скончался в Петербурге в 1803.
1896 — в Генуе родился итальянский поэт и критик Эудженио МОНТАЛЕ (Montale), лауреат Нобелевской премии 1975 года по литературе. Свою Нобелевскую лекцию он назвал “Может ли ещё существовать поэзия?”, что звучит достаточно пессимистично, хотя поэт был убеждён: искусство уничтожить невозможно. Избегая “красивой поэзии”, Монтале, широко пользовавшийся богатствами итальянского разговорного языка, повторял: “Я не ищу поэзию. Я жду, когда поэзия посетит меня”.
Скончался 12 сентября 1981.
13 октября
1856 — 01.10 — Лев Толстой — писателю, министерскому чиновнику Егору Петровичу Ковалевскому: “У нас главная беда: не столько дворяне привыкли с закрытыми дверями и по-французски говорить об освобождении, но правительство уж так секретничает, что народ ожидает освобождения, но на данных, которые он сам придумал. Имея самое смутное понятие о собственности земли и желая иметь её, народ везде решил, что освобождение будет со всею землёю. И это убеждение вросло сильно, и ежели будет резня с нашим кротким народом, то только вследствие этого незнания своих настоящих отношений к земле и помещику, а правительство секретничает изо всех сил и воображает, что это внутренняя политика, и ставит помещиков в положение людей интеромпирующих, заслоняющих от народа милости свыше. И кончится тем, что нас перережут”.
14 октября
1921 — Дневник М.М. Пришвина: “Покров. <…> Рассказ Степаныча про медведя. В такую ночь ночевали в лесу мужики. Бежит медведь, и за ним гонятся два волка. Медведь забрался на стог сена и ну швырять лапами сено в волков, перешвырял весь стог, потом шарк на пруд по скользкому льду и уселся посерёдке. Волк разбежится, чтобы хватить и увильнуть, да на скользком не рассчитает и прямо на медведя, тот раз! лапой, и волк лежит, другой так, а волков уж и два, и четыре! и другой лежит. Потом медведь убежал и волки убежали, только на льду осталось два”.
15 октября
1814 — 03.10 — родился Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ.
1881 — в пригороде Лондона родился Пелем Гринвилл ВУДХАУС (Wodehouse), классик не только англоязычной, но и мировой юмористики, создатель несравненных Дживса и Вустера, жизнерадостного Псмита и многих-многих других не менее живых персонажей..
Секрет успеха Вудхауса, по основательному мнению литературоведа А.Сумарокова, в его умении использовать в литературных целях вечную склонность человека к самоиронии.
А в одном из современных изданий писателя подчёркивалось: “…книжки Вудхауса — именно то, что больше всего нужно одуревшему и одичавшему россиянину. Нам, как говорил один из персонажей в пьесе Маяковского, сделают красиво, смешно, благородно, спокойно, радостно. И никаких тебе моралей и тенденций — буде сам не захочешь их извлекать из закрученных, но бесхитростных историй. Впрочем, всё это при одном условии — если вы любите именно изящную словесность” (Т.Александрова).
Cкончался Вудхаус в Нью-Йорке в 1975.
1891 — 03.10 — в Санкт-Петербурге родилась русская поэтесса Мария Михайловна ШКАПСКАЯ (урождённая Андреевская).
О, сёстры милые, с тоской неутолимой,
В вечерних трепетах и в утренних слезах,
С такой мучительной, с такой неукротимой,
С несытой жадностью в опущенных глазах,Ни с кем не вяжут вас невидимые нити,
И дни пустынные истлеют в мёртвый прах.
С какою завистью вы, лёгкие, глядите
На мать усталую, с ребёнком на руках.Стекает быстро жизнь, без встречи, но в разлуке.
О, бедные, ну как помочь вам жить,
И тёмным вечером в пустые ваши руки
Какое солнце положить?
Скончалась в Москве в 1952.
16 октября
1886 — 04.10 — родился литературовед Борис Михайлович ЭЙХЕНБАУМ.
Его суждение из статьи “О художественном слове”, напечатанной посмертно (скончался в 1959), завершает календарь.
“…Если читатель хочет понять поэта, то не чувства грусти или радости должен он возбуждать в себе (какой смысл в этом искусственном самовозбуждении — не довольно ли их в естественном виде даёт жизнь?), а чувство слова, как особое, не учитываемое физиологией чувство”.