Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
B.Мусатов. ЛИРИКА ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА. Киев: Эльга-Н; Ника-Центр, 2000. 560 с. |
“Писать о поэзии Мандельштама невероятно сложно”, – признаётся автор в самом начале своей книги. Невероятно сложно и говорить об этом поэте на уроках – это знает каждый учитель, работающий в 11-х классах.
Мы богаты блестящими разборами отдельных стихотворений, отличными статьями о поэте – можно назвать работы М.Л. Гаспарова, Омри Ронена, Ю.И. Левина и многих других. В.Мусатов даёт очерк пути Мандельштама – главы построены в полном соответствии с хронологией этого пути. Проследить “логику поэзии Мандельштама как целого” – вот задача, поставленная в книге и, на мой взгляд, решённая в ней.
На шестидесяти страницах первой главы идёт речь о Блоке и Пастернаке (короткие, но ёмкие сопоставления), Тютчеве и Надсоне, Вяч. Иванове, Ин. Анненском и о проблеме символизма раннего Мандельштама. Отношение поэта к “родовому наследству” — иудейству — оказывается сложнее, чем обычно это представляют: поэт не только преодолевает косноязычие и провинциализм “хаоса иудейского”, но постоянно возвращается к памяти предков. Не менее сложно отношение к христианству в его различных изводах – к православию, лютеранству и католичеству; переход от “Раковины” к акмеизму связывает две первые главы.
О “Камне”, кажется, всё самое главное сказано – напомню о статье Л.Я. Гинзбург. В.Мусатов говорит о Риме и Петербурге, о Бергсоне и мировой войне – историософия Мандельштама становится яснее, обнаруживается её связь не только с акмеизмом, но и с современностью. Поэт от “римской идеи” переходит к Элладе. Уже в последнем стихотворении “Камня” появляется тема “хаотических, деструктивных, “ночных” сил, таящихся в любовном чувстве”, опрокидывающая “архитектурную концепцию “Камня””. Архитектура начинает вытесняться музыкой.
Биография Мандельштама даётся в книге очень корректно – только то, что имеет отношение к судьбе, к стихам. Москва и Петербург, Надя Хазина и Марина Цветаева, “сталинское” стихотворение, арест и ссылка – всё в поэзии, в творчестве. И, конечно, важнейшая тема – поэт и власть. Катастрофа 1917 года, желание “с веком вековать”, разрыв с официальной культурой (“Четвёртая проза”) и сложные попытки принять новую действительность (“Стансы”, “Чернозём”) – вот вехи этой темы.
Разборы стихов очень полезны учителю. Это не значит, конечно, что сказано последнее слово о поэте. Ссылки в книге доказывают не только эрудицию автора, но и уважительное отношение к коллегам: по сути, книга В.Мусатова – это диалог с другими исследователями поэта.
После появления книжки В.Мусатова говорить о Мандельштаме будет проще – перед нами путь поэта в его сложном единстве.
Лев Соболев