Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Татьяна БАБКИНА, гимназия № 1, г. Воронеж
Урок по рассказу
А.П. Платонова
“Юшка” в 7-м классе
Из зерна добра – цветок доброты
Предварительная подготовка к уроку.
- Прочитать рассказы А.П. Платонова: “Юшка”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле” и другие рассказы по выбору учащихся.
- Индивидуально-групповые задания: иллюстрации к рассказу “Юшка”, ответы на вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказов “Юшка”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”.
Э п и г р а ф ы к у р о к у:
...На свете каждый кому-то нужен
от колыбели до самой смерти.
Г.Умывакина (современная воронежская поэтесса)
Сиротства человек не терпит, и оно – величайшее горе.
А.Платонов
О с н о в н о й в о п р о с у р о к а:
Какие нравственные заповеди оставил
А.П. Платонов потомкам в своём рассказе
“Юшка”?
Ход урока
С л о в о у ч и т е л я. Сегодня у нас урок-праздник и, надеюсь, урок-открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе, который является одновременно и твоим земляком. Открытие потому, что рассказ, над которым мы будем работать сегодня, – это нравственная заповедь, точнее – заповеди, обращённые к нам, потомкам А.П. Платонова. Цель нашего урока – попытаться понять эти заповеди, основываясь на осмысленном чтении рассказа и глубоком, подготовленном разговоре о прочитанном.
К сегодняшнему уроку мы собирали материал усилиями четырёх групп: “человековедов”, “слововедов”, “литературоведов”, “исследователей”. У всех групп были конкретные задания и вопросы, большая часть которых представлена на стенде “Готовимся к уроку”. Но одно задание у каждой группы тайное: нужно было нарисовать иллюстрацию к конкретному эпизоду рассказа. (Каждая группа демонстрирует свой рисунок, ребята ищут соответствующий фрагмент повествования, дети выразительно читают его. Потом учитель показывает символический рисунок цветка и задаёт вопрос: “С каким фрагментом рассказа соотносится этот рисунок? А с какими рассказами?” – “Цветок на земле”, “Неизвестный цветок”.)
Об этих рассказах нам тоже предстоит поговорить сегодня. Итак, я приглашаю вас к беседе и размышлениям о прочитанном. Вам слово, “человековеды”.
В о п р о с ы и з а д а н и я, которые были предложены членам этой группы:
- Найдите опорные слова, предложения, соответствующие теме “лишнего”, “ненужного” человека.
- Найдите словесное отражение темы доброты. Какую правду о жизни знает Юшка? Как она подтверждается?
- Какую закономерность в отношениях людей можно вывести из слов детей о Юшке: “Пусть он лучше злится, раз он вправду живёт на свете”?
- В рассказе мы видим отношение к Юшке детей и взрослых. Об этом у А.П. Платонова последовательное повествование. Почему дети так жестоки с Юшкой? (Чтобы помочь ученикам быстрее прийти к выводу, можно обратиться к высказыванию А.П. Платонова: “Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твёрдого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики...”)
В процессе беседы учитель подводит детей к выводу о том, что Юшка не такой, как все, что для окружающих жить – злиться, а для Юшки жить – любить, что основные проблемы, поднятые в рассказе, – проблемы доброты и непохожести, а значит, ненужности человека. Автор наделил Юшку мудростью наивности и силой слабости, заставив читателя верить Юшке, переживать за него.
С л о в о у ч и т е л я. А теперь посмотрим, какие слова использует А.П. Платонов для создания столь своеобразного художественного образа, какими чертами наделён в произведении рассказчик. В разговоре принимают самое активное участие “слововеды”.
В о п р о с ы и з а д а н и я, предложенные этой группе учащихся:
- Найдите в тексте рассказа “лишние” слова, речевые повторы, просторечные слова и выражения. Как вы думаете, в чём смысл их использования?
- Укажите олицетворения, эпитеты, метафоры. В какой части текста их больше? Почему?
- Как называет А.Платонов человека, ударившего Юшку? Как называет того, кто поднял умершего главного героя? Есть ли особая смысловая нагрузка в этих словах?
В беседе по предложенным вопросам учитель должен подвести детей к выводу о том, что рассказчик – человек неравнодушный, беспокойный, которому свойственны, как и герою, “детскость”, добрый взгляд на мир, одухотворённость, вера в прекрасное будущее человеческого единения, который уверен, что лишних людей не бывает, что человеческая доброта неиссякаема и всегда плодовита, что человек важнее всего.
С л о в о у ч и т е л я. “Литературоведы” продолжают разговор о прочитанном.
В о п р о с ы и з а д а н и я этой группе:
- Найдите основные элементы сюжета: завязку, кульминацию, развязку действия. Почему само действие занимает в рассказе его меньшую часть?
- Можно ли назвать точно время, когда разворачивается действие рассказа? А можете ли вы указать место действия? Есть ли конкретные имена у героев? Как это соотносится с замыслом автора?
Вместе с учителем учащиеся должны сделать вывод о том, что рассказ носит характер притчи.
С л о в о у ч и т е л я. Давайте вспомним, ребята, когда мы ещё сталкивались с притчами? Что обозначает слово “притча”? Найдите значение термина в словарике в конце учебника. (Притча – моральное поучение, или, можно сказать, нравственная заповедь, формула глубоко нравственного отношения человека к окружающим.) Теперь мы подошли к ключевому вопросу урока: “Какие нравственные заповеди оставил А.Платонов потомкам в своём рассказе “Юшка””? Я обещала открытие на этом уроке. Внимание! Попытка открытия. Слово “исследователям”. Слушаем содержание их домашнего задания: “Соотнесите три рассказа: “Юшка”, “Неизвестный цветок” и “Цветок на земле”. Что объединяет эти произведения?”
Учитель направляет детей к мысли о том, что никто на земле не лишний, ничто не проходит бесследно, прах даёт прекрасный цветок; если человек дарит доброту, доброта неизбывна в мире, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливая веру в прекрасное.
С л о в о у ч и т е л я. Давайте послушаем, как тянется к солнцу первый цветок весны, как рождается красота, подумаем, как велика воля к жизни. (Звучит начало пьесы П.И. Чайковского “Подснежник”. Далее дети выразительно читают отрывок из рассказа “Неизвестный цветок” (“А однажды упало из ветра одно семечко... Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть”). Вновь звучит музыка из пьесы П.И. Чайковского. На фоне музыки читается ещё один абзац рассказа.)
А сейчас вопрос-загадка. Надеюсь, вы внимательно прочитали вступительную статью В.Чалмаева, посвящённую А.Платонову. Какая фраза в ней объединяет рассказы “Неизвестный цветок” и “Юшка” и судьбу их автора? (Самый конец статьи.)
Неизвестный цветок – символ непохожести, беззащитности и силы одновременно, символ “прекрасного и яростного мира”, символ мечты о гармонии.
Д о м а ш н е е з а д а н и е. Сочинение-миниатюра по теме урока “Из зерна добра – цветок доброты”.
Г р у п п о в ы е з а д а н и я:
- составить кроссворд по рассказам А.П. Платонова, написанным для детей;
- составить викторину о жизни и творчестве писателя.