Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №35/2001

Читальный зал

В.Тюпа. АНАЛИТИКА ХУДОЖЕСТВЕННГО (ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

КНИЖНАЯ ПОЛКА

В.Тюпа. АНАЛИТИКА ХУДОЖЕСТВЕННГО (ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) В.Тюпа.
АНАЛИТИКА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
(ВВЕДЕНИЕ
В ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ).

М.: Лабиринт,РГГУ,
2001. 192 с.

Книга с таким названием, несомненно, привлечёт внимание учителя. Тем более что аннотация рекомендует её "в качестве учебного пособия по анализу художественного текста" и адресует именно "преподавателям литературы в школе и вузе".

При этом читатель должен быть готов к теоретической насыщенности первой части книги («Онтологический статус художественной реальности: между текстом и смыслом»), которую В.И. Тюпа посвящает обсуждению специфической природы литературного произведения как художественной реальности. Правда, сам автор во «Введении» говорит о том, что "начинающему литературоведу целесообразнее начать со второй части, чтобы увидеть предлагаемый путь анализа в действии; затем вернуться к первой части, чтобы осмыслить теоретическую базу такого анализа (которая в отрыве от конкретного текста может выглядеть слишком абстрактной)".

Большая часть второй части книги посвящена разбору одного из классических текстов русской эпической прозы — повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист». Среди причин, по которым выбрана именно эта повесть из романа Лермонтова, автор называет объём, удобный для иллюстративных целей (факт, немаловажный и для учителя); внутреннюю сосредоточенность и внешнюю завершённость, позволяющие рассматривать данный текст как самостоятельную составную часть прозаического цикла. В ходе анализа подробно исследуется фабульная основа повести, система эпизодов, "кадры внутреннего зрения", мотивы, "система голосов", система хронотопов и т.д.

Завершает вторую часть раздел, посвящённый анализу образца совершенно иного рода художественных высказываний — стихотворения Анны Ахматовой «Муза».

Чрезвычайно интересным для учителя будет знакомство с третьей частью книги, где В.И. Тюпа анализирует «Повести Белкина» — "первотекст" русской классической прозы. Прочитывая цикл повестей как изначально оформленное художественное единство, "небезразличное к порядку и контексту прочтения каждой части целого", автор исследует проблему целостности цикла, поэтику заглавия, жанровое двуязычие повестей. Автор замечает во «Введении», что третья часть его книги могла бы послужить практическим ориентиром для конечного результата самостоятельных исследований начинающих литературоведов.

Следует отметить в заключение, что, будучи преподавателем вуза, В.И. Тюпа успешно применяет стратегии научного анализа не только в занятиях со студентами, но и учениками гуманитарных классов московской гимназии.

Р.Х.

TopList 

Рейтинг@Mail.ru