Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Маргарита ЗЕРНИНА,
ст. Кын, Лысьвенский район,
Пермская область
"Не забыть, что мы люди..."
Рассказ В.Шукшина «Волки» в 8-м классе
Эпиграф к уроку: Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений (Я.А. Коменский).
1. Вступительное слово учителя. Василий Макарович Шукшин однажды сказал: "Цель искусства, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь человеку познать жизнь и самого себя, сделать людей гуманнее, возвышенней, благородней. Подлинное искусство всегда зовёт к совершенству, всегда правдиво и современно". Поэтому писатель-гуманист восставал против всего, что искажает, калечит человеческую душу, будь это мещанство, приобретательство, корыстолюбие, ложь в человеческих отношениях, трусость, предательство...
2. Ответ на вопрос домашнего задания. "Стоит ли учителю читать на уроке рассказ «Волки» и почему?" (На вопрос дети отвечали после самостоятельного чтения. Дети высказывались за чтение рассказа в классе, мотивируя тем, что, слушая чтение учителя, ярче представляешь героев, как будто видишь их наяву.)
3. Чтение рассказа учителем. Предварительно перед классом ставится очередной вопрос: "Почему рассказ называется «Волки»?"
Ответы учеников сводятся к следующему: рассказ с глубоким подтекстом. Ведь волки – это не только хищники, лесные звери, волки – это люди типа Наума, с которым приходится жить Ивану.
4. Беседа – анализ текста.
– Прочитаем короткую экспозицию рассказа.
"В воскресенье, рано утром, к Ивану Дегтярёву явился тесть Наум Кречетов, нестарый ещё, расторопный мужик, хитрый и обаятельный. Иван не любил тестя; Наум, жалеючи дочь, терпел Ивана".
Что настораживает читателя в первых же строках рассказа? Какое слово объясняет, по-вашему, отношения зятя и тестя?
– Шукшин редко в своих рассказах прибегает к описанию пейзажа. Но если пейзаж присутствует, он сопрягается с событиями духовной жизни человека или находится в гармонии с душевными переживаниями героя или противоречит им. Прочитаем краткую пейзажную зарисовку: "День был солнечный, ясный. Снег ослепительно блестел. В лесу тишина и нездешний покой".
– Каково, по-вашему,назначение пейзажа в этом рассказе?
– Какие чувства переживает Иван в эпизоде с волками? (Сначала любопытство, затем страх, потом бессилие – "ваша взяла".)
– Как вы объясните поведение Наума?
– Давайте проследим по тексту параллель: волки – Иван – Наум.
Волки
"Вышли из леса, стоят, ждут".
"Волки двинулись с горы".
"...серыми комками податливо катились с горы, наперерез подводам".
"...достигли дороги... стали легко нагонять..."
"...вожак стал обходить сани, примериваясь к лошади".
Иван
"...задёргал вожжами, разворачивая коня".
"...выскочил из саней, насилу втолкал коня в оглобли... Упал в сани".
"Он испугался, но как-то странно: был и страх, и жгучее любопытство, и смех брал над тестем".
"...крепко вцепился в передок саней и смотрел на волков".
"Ивана охватил настоящий страх".
Наум
"...остановил коня... заматерился..."
"Наум уже развернулся..."
"– Грабют! – орал Наум".
"– Грабют! – кричал Наум".
"Наум нахлёстывал коня".
Обратим внимание на слова, передающие мысли Ивана: "Раньше он волков так близко не видел и считал, что это что-то вроде овчарки, только крупнее. Сейчас он понял, что волк – это волк, зверь. Самую лютую собаку ещё может в последний миг что-то остановить: страх, ласка, неожиданный властный окрик человека. Этого, с палёной мордой, могла остановить только смерть".
– Какой подтекст слышится здесь? (Наума не остановили ни волки, обходящие зятя, ни его просьба немного попридержать коня и дать топор, ни грубый окрик Ивана, ни гибель коня. Ничто его не остановило от трусости и предательства. Ведь волки – хищные звери, а он?)
– Я просила вас вспомнить или выписать из словаря значение слова "совесть". Затем ответить на вопрос: "Когда о человеке говорят, что у него есть совесть, и что значит быть бессовестным?" Пожалуйста, прочитайте ваши ответы. (Дети читают.)
– Да, рассказ Шукшина прежде всего о совести человека. Самое страшное – это человек без совести. Что испытывает Иван, столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя?
– Прочитаем эпиграф к уроку. Эти слова принадлежат всемирно известному педагогу Яну Амосу Коменскому. Как вы свяжете это изречение с темой рассказа Василия Шукшина? (Нравственный человек – это прежде всего человек совестливый и правдивый. Ведь совершить предательство, как Наум, бросить на гибель родного человека (он даже о дочери в этот миг не подумал), чтобы спастись самому, – это безнравственно. Но таким Наум стал не сейчас, такова вся внутренняя основа его побуждений. "Хитрый", – сказал о нём Шукшин в начале рассказа. И "обаятельный". Это страшно.)
– Почему Шукшин заставляет Ивана повторить слова "Как надо человеком быть"?
– Каково, по-вашему, отношение автора к героям рассказа?
– Как вы думаете, что будет потом с Иваном? Смирится ли он с волчьей натурой Наума?
– Как вы понимаете концовку этого рассказа?
5. Выступления учеников – авторов рисунков к рассказу (с мотивацией выбора именно этого героя или сюжета).
6. Подведение итогов.
Рассказ В.М. Шукшина долго держит нас в плену. Прав он был, когда писал: "Мне кажется, что самый простой случай, эпизод, встреча могут стать предметом искусства, и чем проще эпизод, случай, тем больший простор для художника". А значит, и для читателя. Читайте его книги. Внимательно, неторопливо. И думайте, всматривайтесь в лица его героев.
7. Домашнее задание.
- Написать отзыв об уроке внеклассного чтения.
- Ответить на вопрос: "Встречалась ли мне в жизни ситуация, подобная описанной Шукшиным? Если да, то как из неё вышли реальные люди?"