Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Светлана РЫЖОВА,
пос. Ферзиково,
Калужская область
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
«Интеллектуальный лабиринт»
Данная викторина предназначена для внеклассной работы со старшеклассниками и преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к учёбе. Викторина может быть использована для организации общественного смотра знаний, школьных вечеров, семинаров по изучению опыта внеклассной работы, методической недели в школе. В игре принимают участие три команды произвольной численности. В число зрителей могут входить одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые. За неделю до её проведения учитель знакомит игроков с сеткой викторины и темами резервных вопросов (о которых будет сказано ниже), даёт необходимые пояснения и список рекомендованной литературы. Перед началом игры команды разыгрывают право выбора линии старта, выполняя на время одно и то же задание, которое в дальнейшем будет называться предварительным.
Команда, которая раньше других правильно выполнит предварительное задание, начинает игру первой. Учитель читает вопрос вслух для зрителей, а команде даёт карту с его записью. "Стартовый" вопрос состоит из двух частей: основного вопроса (№ 1) и дополнительного (№ 2), который задаётся в случае неправильного ответа на основной (после хода соперников). Верно ответив на этот вопрос, команда выбирает тему следующего, пользуясь указателями-стрелками. В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на другой вопрос. Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателям, выбывает из игры. В случае если одна из команд выберет путь к вопросу, на который правильно ответили их соперники, следует воспользоваться одним из резервных вопросов, приведённых ниже, либо одним из вопросов, возврат к которому невозможен. Побеждает команда, первой ответившая на один из трёх вопросов "линии финиша". Правильные ответы приведены после каждого вопроса. Далее указываются источники информации.
Для удобства и наглядности можно воспользоваться фишками разного цвета, используя схему викторины как игровое поле.
Предварительное задание
Чего, по мнению Горация, не терпят ни боги, ни люди, ни книгопродавцы?
Варианты ответа:
а) правды;
б) посредственности (верный ответ);
в) таланта.
(Древние цивилизации / Под ред. Бонград-Левина. М., 1989. С. 423.)
Стартовый вопрос линии I
"Спасение – в чернилах?"
№ 1. Если верить Шекспиру (сонет LXV в переводе С.Я. Маршака), единственным средством, способным её спасти, являются чёрные чернила.
Ответ: Красота.
(Уж если медь, гранит, земля и море
Не устоят, когда придёт им срок,
Как может уцелеть, со смертью споря,
Краса твоя – беспомощный цветок?
.......................................................
О, горькое раздумье!.. Где, какое
Для красоты убежище найти?
Как, маятник остановив рукою,
Цвет времени от времени спасти?..
Надежды нет. Но светлый облик милый
Спасут, быть может, чёрные чернила.)
№ 2. Пытаясь дать определение этому качеству, Н.Заболоцкий предложил читателям на выбор сразу два:
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, пылающий в сосуде?
Ответ: Красота.
(Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка».)
Стартовый вопрос линии II
"Точка зрения"
№ 1. А.Ахматова как-то назвала этого классика русской литературы "писателем немужественных людей", а Л.Н. Толстой говорил о нём: "Он очень даровит, и сердце у него, должно быть, доброе, но до сих пор у него нет определённой точки зрения".
Ответ: А.П. Чехов.
(1. Скрябина Т. Одушевлённая предметность // Литература. 1999. № 40. С. 1.
2. Гольдфаин И. Что мешает человеку иметь точку зрения // Литература. 1999. № 40. С. 12.)
№ 2. Если верить Тихонову и Бунину, этот великий русский писатель называл всех декадентов жуликами и даже высказал пожелание отдать их в арестантские роты.
Ответ: А.П. Чехов.
(Бунин И. Воспоминания, статьи. М., 1990. С. 193.)
Стартовый вопрос линии III
"Отсутствующий персонаж".
№ 1. Удивительно, но именно этот персонаж отсутствует в пьесе А.К. Толстого «Царь Борис», посвящённой Смутному времени.
Ответ: Лжедмитрий.
№ 2. Перу Лопе де Веги принадлежит, в частности, написанная в начале XVIII века пьеса «Великий герцог Московский». Главный герой её был в то время известен всей Европе, ему оказывали покровительство Папа Римский и генерал ордена иезуитов. Назовите его имя.
Ответ: Царевич Дмитрий, точнее – Лжедмитрий, которого драматург считал настоящим сыном Ивана Грозного.
Вопросы по указателям
"Невзрослые стихи"
М.Волошин писал об этой поэтессе: "Она вся на грани детства и первой юности... «Невзрослый» стих, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху более взрослому". А М.Шагинян считала, что наша героиня "пишет, как играют дети, – своими словами, своими секретами, своими выдумками. И это неожиданно мило". Назовите её.
Ответ: М.Цветаева.
(1. Волошин М. Женская поэзия // М.Цветаева. Лирика. М., 2000. С. 96.
2. Шагинян М.С. М.Цветаева // М.Цветаева. Лирика. М., 2000. С. 97.)
"Разговоры с Богом"
В Евангелии Христос не ответил на вопрос Пилата: "Что есть истина?" Попробуйте ответить на него вместе с М.Булгаковым.
Ответ: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти". Конечно, дословная цитата необязательна, достаточно передать общий смысл ответа.
"Толстые и тонкие"
П.Вайль и А.Генис пишут: "Поразительно, но в одном из самых сложных романов в мире читателю не стоит большого труда отделить положительных персонажей от отрицательных. Плохие всегда толстые, хорошие – тонкие". Какой роман Достоевского имеется в виду?
Ответ: «Преступление и наказание».
(Штильман С.А. А.П. Чехов. «Мёртвые души» // Литература. 1999. № 40. С. 8.)
"Знаменитый канон"
В так называемый канон его имени входят 37 пьес, 2 поэмы и 154 сонета, а основной стихотворной формой пьес является белый стих, или нерифмованный пятистопный ямб. О творчестве какого великого драматурга идёт речь?
Ответ: У.Шекспир.
(Английская поэзия в русских переводах. М., 1981. С. 573.)
"Секретное оружие русских"
Об этом стихотворном размере Ходасевич сказал:
Он крепче всех твердынь России,
Славнее всех её знамён.
Ответ: Четырёхстопный ямб.
"Либеральные мечты"
Иронизируя над российскими либералами, этот сатирик писал в очерке «Культурные люди»: "Что-то хотелось, не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать".
Ответ: М.Е. Салтыков-Щедрин.
"День рождения"
Этот герой пьесы Шварца родился в день Каталаунской битвы, в которой потерпел поражение Аттила, и в жилах его текла кровь мёртвых гуннов.
Ответ: Дракон.
"Карусель Маяковского"
Читавшие «Облако в штанах» знают, где Маяковский предложил Богу устроить карусель.
Ответ: На "дереве изучения Добра и Зла".
"Прототип"
Знаменитый партизан Фигнер стал прототипом именно этого героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Ответ: Долохов.
(Тарле Е.В. Избранные сочинения. Ростов-на-Дону, 1994. Т. 1. С. 330.)
"Родина писателя"
Звучит как плохой каламбур, но этот русский советский писатель, прозу которого К.Паустовский назвал "разнотравьем русского языка", родился в имении Хрущёво под Ельцом.
Ответ: М.М. Пришвин.
(Русские писатели / биобиблиографический словарь под редакцией П.А. Николаева / М., 1990.)
"Первоисточник"
В XX веке эта пьеса была написана Б.Брехтом по мотивам «Оперы нищего» Джона Грея, созданной в 1727—1728 годах.
Ответ: «Трёхгрошовая опера».
(Английская поэзия в русских переводах. М., 1981. С. 579.)
Вопросы линии финиша
Линия I.
"Проза Тургенева в стихах Гумилёва"
Продолжите стихи Н.Гумилёва названием повести И.С. Тургенева:
Чума, война иль революция,
В пожарах сёла, луг в крови,
Но только б пела скрипка Муция
................................................
Ответ: "Песнь торжествующей любви".
Линия II.
"Имя сатаны"
В трагедии Гёте «Фауст» сатана носит имя Мефистофель, составленное из двух древнееврейских слов: "лжец" и "разрушитель". Но однажды он упомянут и под этим, также всем известным именем, ставшим русским синонимом сатаны.
Ответ: Воланд.
(Парнов Е. Трон Люцифера. М., 1991. С. 169.)
Линия III.
"Семёрка пик"
После премьеры этой знаменитой пьесы король Людовик XVI, играя в карты, между делом написал приказ об аресте её автора на семёрке пик.
Ответ: Бомарше.
(Цвейг С. Мария Антуанетта. Портрет ординарного характера. М., 1989.)
Резервные вопросы линии I
"Стихи и проза"
Стихи этой поэтессы, впервые употребившей термин "серебряный век русской поэзии", Б.Пастернак называл "пристальной прозой", сама же она писала о них:
Вы так вели по бездорожью,
Как в мрак падучая звезда.
Вы были горечью и ложью,
А утешеньем – никогда.
Ответ: А.Ахматова.
(1. А.Ахматова. Поэма без героя.
2. А.Ахматова. К стихам.
3. Карсалова Е.В. с соавт. "Серебряный век" русской поэзии. М., 1997. С. 67.)
"Страшное чувство"
Этому, казалось бы, безобидному чувству посвящены строки Е.Винокурова:
... ! Нет грознее силы!
И силы беспощадней, чем народ,
Познавший ... Он хватает вилы
Спасать несчастных.
Он топор берёт.
Кто ... мучительный напиток
Хотя бы раз испил – уже тому
Не страшно откровенье страшных пыток.
На каторгу пойдёт,
Пойдёт в тюрьму.
Ответ: Жалость.
«Авроры» залп!
Встают с дрекольем сёла.
Но это ж началось в минуту ту,
Когда Радищев рукавом камзола
Утёр слезу, увидев сироту.
Резервные вопросы линии II
"Проза поэта"
О прозаическом произведении этого поэта Н.В. Гоголь говорил: "Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозой".
Ответ: М.Ю. Лермонтов.
(Висковатый П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1989. С. 369.)
"Белая горячка"
Левша и полшкипер на пари пили вровень и чёрта увидели одновременно, но Левша считал, что это чёрт из пучины, а кого увидел полшкипер?
Ответ: "Морского водоглаза".
Резервные вопросы линии III
"Художественная целесообразность"
Решая в своих пьесах поставленные перед собой художественные задачи, и А.С. Пушкин, и А.К. Толстой сознательно сделали этого персонажа злодеем.
Ответ: Борис Годунов; А.К. Толстой, например, прямо писал Стасюлевичу: "Невинность Бориса Годунова в смерти Дмитрия мне не годилась; он должен быть виновен".
(Тархов А. Исторический триптих А.К. Толстого. М., 1982. С. 15.)
"Школьная" тема.
Перу этого знаменитого французского драматурга принадлежат пьесы «Школа жён» и «Школа мужей».
Ответ: Мольер.