Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. Сост. А.С.Дёмин. Издательство Московского университета, 2000. 112 с. |
Есть такое понятие: независимая экспертиза. Когда возник наш еженедельник, мы получали немало писем от учителей, где они просили больше рассказывать о древнерусской литературе. В советское время она существовала в школьных программах с позорной убогостью: «Слово о полку Игореве» — вот, кажется, и всё. Очевидно, не лучше обстояло дело с методикой преподавания древнерусской литературы в школе, как она предлагалась в педагогических высших учебных заведениях… Новые программы оказались и справедливее, и богаче по своим возможностям, но где взять качественные материалы к урокам?
Тогда, откликаясь на просьбы наших читателей, мы обратились в Институт мировой литературы РАН, и его учёные-"древники" подготовили для «Литературы» цикл статей, которые, как знаем, были с признательностью встречены нашими читателями — школьными учителями.
Недавно мы получили ещё одно весомое свидетельство правильности нашей тогдашней работы. В Издательстве МГУ — а в университете немало высококлассных специалистов по древнерусской литературе — выпущен сборник статей по древнерусской литературе, основу которого составили статьи, впервые появившиеся в нашем еженедельнике.
Книга состоит из трёх частей. В первой А.Дёмин рассказывает о своеобразии древнерусской литературы и о её фантастических, с нашей точки зрения, мирах — чудесном, волшебном, квазигеографическом, эсхатологическом, богатырском, фантастико-саркастическом. Очень важна яркая статья О.Гладковой о теме любви в древнерусской литературе.
Во втором разделе собраны статьи о древнерусских литературных жанрах: апокрифах, житии, торжественном поучении, хожении.
В третьем разделе рассказывается о героях «Повести временных лет», о святых Борисе и Глебе и, конечно, о «Слове о полку Игореве».
Завершается сборник статьёй нашего постоянного автора Дарьи Менделеевой. Она посвящена «Житию» протопопа Аввакума и начинается суждениями, которые есть смысл привести здесь. "В новой школьной программе… памятники древнерусской литературы представлены гораздо шире, нежели раньше. Однако вместе с радостью от возможности более обстоятельно познакомить старшеклассников с историей родной литературы перед учителем-словесником появляются и новые проблемы". Какие это проблемы, вы, наши читатели, хорошо знаете. Рецензируемая книга помогает их преодолеть.