Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №29/2001

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

И.П.Видуэцкая. НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ И.П.Видуэцкая.
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ
ЛЕСКОВ.

В помощь преподавателям,
старшеклассникам
и абитуриентам.
М.: изд-во Московского
университета, 2000. 96 c.

Автор книги — доктор филологических наук, одна из энтузиастов и ведущих редакторов издающегося ныне Полного собрания сочинений Н.С. Лескова в тридцати томах («Терра»).

В начальной главе «Особенный писатель» И.Видуэцкая стремится объяснить учителям и школьникам, почему Лесков вызывал “настороженное отношение к нему советских литературоведов”, почему его творчество “долго находилось вне школьных и вузовских программ по литературе”, “было искусственно изъято из русского литературного процесса”.

Знавший народную жизнь не понаслышке, пришедший в литературу зрелым человеком, да ещё в пору начала реформ императора Александра II, Лесков к тому же “обладал способностью быстро распознавать слабые места людей и теорий”. Он понял пагубность социал-радикализма, его оторванность от народа и написал об этом в романе «Некуда». И.Видуэцкая приводит отзывы о книге так называемой революционно-демократической критики, что становится наилучшим свидетельством злобной несправедливости этих оценок. И хотя «Некуда» и второй “антинигилистический” роман Лескова, «На ножах», исследовательница не относит к творческим удачам писателя, нельзя не отметить, насколько безошибочным художническим чутьём обладал он, если сумел в взвихренной атмосфере 1860-х годов разглядеть и в своих книгах запечатлеть главную опасность эпохи — социал-радикализм, в конце концов приведший к нашей национальной катастрофе в ХХ веке.

Последующие главы книги И.Видуэцкая посвящает разбору «Очарованного странника», «Левши» и «Тупейного художника», находя в каждом из этих хрестоматийно знаменитых произведений нечто новое, полезное учителю в его работе. Так, подробно показано композиционное своеобразие первой повести, позволившее естественным образом изобразить сложнейший характер Ивана Флягина. В «Тупейном художнике» подчёркнут трагический пафос рассказа, не сводящий проблему к жестокостям крепостного права. «Левша» толкуется как трагедия таланта, гибнущего в мире “общего пренебрежения правами личности”.

Представляется удачным включение в книгу главы о повести «Железная воля». Она входит не во все ныне существующие школьные программы, хотя изображённый здесь “с изрядной долей национальной самокритики” “мир русской народной жизни”, бесспорно, заслуживает того, чтобы о нём задумывались чем раньше, тем лучше. На уроках литературы — в самый раз!

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru