Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Учебное пособие в 3-х кн. Кн. 1: Литература “оттепели” (1953–1968). 288 с.; Кн. 2: Семидесятые годы (1968–1986). 288 c.; Кн. З: В конце века (1986–1990-е годы). 160 с. М.: Эдиториал УРСС, 2001. |
Это троекнижие не было написано за один присест, а складывалось на протяжении долгого времени. Некоторые части пособия печатались и в нашей «Литературе».
Главное достоинство полученного результата — достаточно естественное сочетание в исследовании литературно-критического и литературоведческого начал. Читателю дано увидеть, как литературное движение органически переходит в историю литературы, ещё долго оставаясь живыми событиями в памяти современников.
Авторы, сказано в предисловии, “попытались дать наиболее полное на сегодняшний день представление об основных тенденциях русской литературы второй половины ХХ века”.
Так, в первой части рассмотрены «Русский лес», «Доктор Живаго» и «Лолита» как ключевые романы русской литературы 1950-х годов. Высказывается предположение, что в культурной атмосфере “оттепели” зародился “соцреализм с человеческим лицом”, объемлющий разнообразную литературную продукцию от романов Дудинцева «Не хлебом единым» и Гроссмана «Жизнь и судьба» до “песенок” (определение авторов) Окуджавы. Проанализированы выходы “за пределы соцреализма”: у Солженицына, Юрия Казакова и других, развитие неоавангарда (В.Соснора, Г.Айги, поэты-“лианозовцы”…).
Во второй части показаны “дальнейшие мутации соцреализма” в брежневское время, феномен “деревенской прозы”, гротесковые и интеллектуальные тенденции в литературе 1970-х годов. По мнению авторов, в это время развивается и то, что они называют неоакмеизмом в поэзии (А.Тарковский, Д.Самойлов, Б.Ахмадулина…), рождается и русский постмодернизм.
Третья часть вплотную подводит нас к сегодняшним дням. Читатель может согласиться или поспорить с авторами, узнав, что поэзия И.Жданова, Е.Шварц, А.Ерёменко, А.Парщикова — это необарокко, а творчество С.Довлатова и Л.Петрушевской укладывается в ложе постреализма…
Огромная и разнообразная информация, содержащаяся в пособии (есть предметно-именной указатель), должна только обрадовать учителя. Попыток авторов разложить всё “по полочкам”, пусть совсем не бесспорно, пусть по своему вкусу, пугаться не надо: без такой предварительной работы современной литературе суждено погрузиться в бездну исторического небытия, а нам — во мрак незнания и беспамятства.