Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Надежда КАЗЬМИНА,
г. Майский,
Кабардино-Балкария
Урок-кроссворд
Взаимоотношения человека и природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (М.М. Пришвин)
Мы с вами прочитали замечательную сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца» и сегодня подводим итоги. Сжато перескажите содержание этого произведения. (Ученик перечислил ряд событий, изображённых в произведении.) Как в литературоведении называется этот ряд событий? (1 по горизонтали – сюжет, 2-й кроссворд)
Кроссворд 1
Кроссворд 2
Сюжет, основные события мы вспомнили, но понять произведение, почувствовать его прелесть и красоту можно только при внимательном, детальном чтении и перечитывании. Посмотрим, насколько внимательно мы прочитали «Кладовую солнца».
Проводим конкурс на внимательного читателя.
1. Кем был отец Митраши и какое его ремесло освоил сын? (1 по вертикали – бондарь, 1-й кроссворд)
2. А как звали отца? (2 по вертикали – Павел, 1-й кроссворд)
3. Инструмент бондаря? (3 по горизонтали – ладило, 1-й кроссворд)
4. Куда сгребла Настя угли, собираясь в лес? (4 по вертикали – загнетка, 1-й кроссворд)
5. Отец Митраши считал, что он в «лесу добрее матери бывает». О чём речь? (5 по горизонтали – компас, 1-й кроссворд)
6. Ребята отправляются в лес за витаминами. Как называется лес и что это за витамины? (6 по горизонтали – бор, 7 по вертикали – клюква, 1-й кроссворд)
7. Мы говорим о Насте, Митраше, их отце; а как назвать их одним словом, кто они в произведении? (2 по горизонтали – персонаж, 2-й кроссворд)
8. Вспомните описание внешности детей. Какие чувства испытывает автор, рассказывая о своих героях? Докажите это текстом. Как называется описание внешности героя? (3 по горизонтали – портрет, 2-й кроссворд) А как мы называем того, кто создал произведение? (4 по вертикали – автор, 2-й кроссворд)
Отправимся и мы вместе с Настей и Митрашей за сладкой клюквой.
1. Прочитаем описание природы от слов "Лет двести тому назад..." до "...деревья стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа". Здесь мы встречаемся с первым "героем" из мира природы, кто это? (8 по горизонтали – ветер, 1-й кроссворд)
2. Какие художественные средства, использованные автором в этом описании, помогают нарисовать зримую, очень выразительную картину? (Учащиеся отметят метафору – "ветер-сеятель", эпитет – "злой ветер", олицетворение – "деревья стонали и выли", сравнение – "как живые существа".)
3. Прочитаем следующий абзац от слов "Сюда, к лежачему камню..." до "...пение птиц, посвящённое восходу великого солнца". А здесь как изображена природа, какие изобразительно-выразительные средства использует автор? (Проводится аналогичная работа.)
4. И наконец, ещё одна цитата от слов "Неподвижные, как изваяния..." до "...и ель зарычала". (И здесь дети без труда отметят художественные средства языка.) Сопоставим три описания: в каком эмоциональном ключе дано первое? (Мрачное.); в каком второе? (Торжественное, светлое.) А третье? (Мрак и свет, тепло и холод, добро и зло борются между собой.)
5. Как вы думаете, каково значение этого описания? (Тревожный пейзаж предвосхищает дальнейшее драматическое развитие событий.)
6. Ребята, можно ли сказать, что природа тоже герой, персонаж произведения? Докажите свою позицию, опираясь на текст.
Анализируя текст, мы употребляли литературоведческие понятия.
Проверим, насколько осознанно и правильно вы их употребляли, разгадывая наш кроссворд.
1. Изображение, описание природы в художественном произведении называется ... (5 по горизонтали – пейзаж, 2-й кроссворд)
2. Художественное определение (например, "злой ветер") – это ... (6 по вертикали – эпитет, 2-й кроссворд)
3. Если один предмет уподобляется другому ("неподвижные, как изваяния"), это ... (7 по вертикали – сравнение, 2-й кроссворд)
4. Перенос свойств и качеств по принципу сходства ("великого храма природы", "ветер-сеятель") – это ... (8 по вертикали – метафора, 2-й кроссворд)
5. "Деревья стонали и выли" – это ... (олицетворение). Правда, этот термин в наш кроссворд не поместился (13 букв).
Природа – это живой мир, живая субстанция со своими законами, и человек, входя в это суверенное государство, должен подчиняться его законам. Иначе...
1. С чего начинаются несчастья детей, что произошло между ними? (9 по горизонтали – ссора, 1-й кроссворд)
2. Как природа отреагировала на разлад в мире людей? (Цитата: "Тогда серая хмарь..." и до конца абзаца.)
3. И тут появляется новый персонаж. Кто это? (Если ребята не догадаются, ставим вопрос кроссворда: Как и почему звали собаку Антипыча? – 10 по горизонтали – Затравка, 1-й кроссворд.)
4. Какова роль Травки в сюжете сказки-были? Почему ей тяжело жилось одной? (Выслушав ответы учащихся, учитель обобщит: Травка – связующее звено между миром природы и человека. Выйдя из мира природы, собака верой и правдой служит человеку – мы не случайно вспомнили сказку Р.Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». Потеряв хозяина, она долго не может привыкнуть "жить для себя" и радуется, вновь обретя юного хозяина.)
5. Ребята, вам не кажется, что в этом эпизоде Пришвин показал, какими должны быть взаимоотношения между человеком и природой? Какими, на ваш взгляд?
Продолжим наш конкурс на внимательного читателя. А заодно и посмотрим, все ли дочитали сказку-быль до конца.
1. Куда попал Митраша? (11 по горизонтали – елань, 1-й кроссворд)
2. Как называется спасительная трава? (12 по горизонтали – белоус, 1-й кроссворд)
3. Травка и лисичка охотятся на зверя; как называется преследование дичи? (13 по горизонтали – гон, 1-й кроссворд)
4. А за кем они охотились? (14 по горизонтали – русак, 1-й кроссворд)
5. Напомните, где в это время Настя? Чьими глазами мы видим её на клюквенной палестинке? (3 по вертикали – лось, 1-й кроссворд)
6. Кто напомнил ей о времени и о брате? (15 по горизонтали – змея, 1-й кроссворд)
7. В первом кроссворде у нас осталось неразгаданным одно слово, какое? (По уже известным буквам ребята без труда догадаются – сказка-быль.)
8. В теории литературы сказка-быль, а также сказка, басня, рассказ и так далее – это ... (9 по горизонтали – жанр, 2-й кроссворд)
(Уточняем сущность жанра: что в «Кладовой солнца» сказочное и какие герои и события вполне реалистичны.)
9. Скажите одной фразой: о чём сказка-быль Пришвина? Каким термином называется предмет разговора в художественном произведении? (10 по горизонтали – тема, 2-й кроссворд)
Итак, тема – это то, о чём рассказывается в произведении, а жанр – это то, в какой форме об этом рассказывается. Представьте себе кувшин с молоком. Чем будет кувшин и чем будет молоко: кувшин – тема, молоко – жанр или наоборот: кувшин – жанр, а молоко – тема? (Подводим ребят к выводу о форме и содержании и их единстве.)
10. Всякий раз, читая новое произведение, мы задаёмся вопросом: зачем автор поведал нам эту историю? (Предлагаем учащимся высказаться и обобщим их мнения.)
Итоговые вопросы.
1. Автор стремился поделиться с нами своими сокровенными мыслями, а главная мысль в произведении называется ... (11 по горизонтали – идея, 2-й кроссворд)
2. Чтобы понять идею сказки-были Пришвина, обратимся к тексту. Читаем от слов "Мы это так понимаем..." до "...достаётся человеку в наследство".
3. В чём смысл названия сказки-были? Как человек должен распоряжаться наследством, которое ему оставила природа? (Чтобы точнее ответить на вопрос, вспомните финал: почему Настя отдала клюкву в детдом?)
4. Обратимся к эпиграфу, который предваряет тему и сегодняшний урок: "Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю". Что думает о людях М.М. Пришвин, что хочет донести до нас, до его читателей?
Дав высказаться учащимся, учитель обобщает материал, расставляя акценты.
Мудрые рассказы Пришвина учат нас любить природу, потому что она – колыбель человечества, а человек даже сегодня её дитя. Увы, дитя неразумное: в результате его деятельности сегодня
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.
Пришвин каждой строчкой своих произведений напоминает нам: потребительское, хищническое отношение к природным богатствам превратит нашу прекрасную Землю в "окружающую среду", непригодную для жизни.
Юная Настя помогает нам понять эту нехитрую, но такую важную сегодня истину.