Архив
Литературный календарь
1—8 июля
Словами чёрными, как чёрный хлеб и жалость,
Я говорю с тобой, — пускай в последний раз!
Любовь жила и жгла, божилась и держалась.
Служила, как могла, боялась общих фраз.Всё было тяжело и странно: ни уюта,
Ни лампы в комнате, ни воздуха в груди.
И только молодость качалась, как каюта,
Да гладь солёная кипела впереди.Но мы достаточно подмёток износили,
Достаточно прошли бездомных дней и вёрст.
Вот почему их жар остался в прежней силе
И хлеб их дорог нам, как бы он ни был чёрств.И я живу с тобой и стареюсь от груза
Безденежья, дождей, чудачества, нытья.
А ты не вымысел, не музыка, не муза.
Ты и не девочка. Ты просто жизнь моя.
1 июля родились три русских поэта: Владимир ПЯСТ (псевдоним Владимира Алексеевича Пестовского; 19.06.1886), Владимир Александрович ЛУГОВСКОЙ (18.06.1901) и Павел Григорьевич АНТОКОЛЬСКИЙ (19.06.1896). Стихотворением последнего открыт наш календарь.
2 июля
1961 — ушёл из жизни американский писатель Эрнест Миллер ХЕМИНГУЭЙ (Hemingway; род. 1899), лауреат Нобелевской премии 1954 года по литературе. Она была присуждена ему “за повествовательное мастерство, в очередной раз показанное в “Старике и море”, а также за влияние на современную прозу”.
3 июля
1921 — В.Г. Короленко — В.Н. Золотницкому: “Свобода — это воздух, без которого не может существовать печать и без которого она глохнет. Что было бы, например, если бы прежний режим объявил, что допускается только официальное направление. Отсюда <…> та мертвенность, которая лежит на теперешней печати. Конечно, если бы допустить полную свободу, много бы расцвело и нежелательного, в том числе “чёрная сотня” и тому подобное <…>
В истории важнее всего истина. Иначе какая же это история! Да и вообще истина в печати — дело самое важное. Лучше даже злоупотребления свободой, чем её отсутствие. Без неё печать мертва…”
1926 — родился прозаик Владимир Осипович БОГОМОЛОВ. Он принадлежит к числу малопишущих писателей, но зато едва ли не каждое его произведение становилось литературным событием — от первой повести “Иван”, позднее экранизированной Андреем Тарковским, до повести “В кригере” (1993), с её системой нового осмысления Великой Отечественной войны, участником которой был автор.
Самое известное произведение Богомолова — роман “Момент истины (В августе сорок четвёртого)”. Некоторые фронтовики говорили мне, что сюжет о том, как советские контрразведчики вылавливают группу нацистских диверсантов, выглядит тем двусмысленней, что он литературно блистательно исполнен. При том что войну выиграли не штирлицы и даже не фронтовые контрразведчики, а безымянные окопники-воины, неизвестный солдат. Впрочем, есть мнение и классика советской “офицерской” литературы Константина Симонова: “Это роман не о контрразведке. Это роман о советской государственной и военной машине сорок четвёртого года и типичных людях того времени”. Страсти вокруг этого незаурядного произведения не остыли до сих пор. Недавно автор снял своё имя с титров экранизации, проделанной на “Беларусьфильме”.
Остаётся одно — перечитать саму книгу. Тем более что она входит и в школьную программу.
4 июля
1761 — скончался английский писатель Сэмюэл РИЧАРДСОН (Richardson; род. 1689). Его книги — “Памела, или Вознаграждённая добродетель”, “Кларисса, или История молодой леди”, “История сэра Чарлза Грандисона” — заложили традицию семейно-бытового психологического романа. Причём Генри Филдинг, не принимая некоторые художественные решения Ричардсона, начал свой собственный путь романиста-новатора с пародирования “Памелы”… Это тоже был знак славы.
5 июля
1941 — родилась Барбара ФРИШМУТ (Frischmuth), после смерти Ингеборг Бахман крупнейшая австрийская писательница. Её роман “Мистификации Софи Зильбер” соединяет традиции романтической философии с её двоемирием и трагическую проблематику войны миров, порождённую ХХ веком. Дочь страны, потерявшей значение крупнейшей европейской империи, Фришмут смогла возвысить голос в защиту каждой человеческой личности, голос, который звучит весомее марша кованых сапог и грома дальнобойных пушек. При этом Фришмут никогда не снижается до злободневной публицистики, создаваемые ею образы художественно многозначны, ярки, иногда даже фееричны до театральности — впрочем, как Вена, как Австрия, её родина…
6 июля
1926 — в Ленинграде скончался Аким Львович ВОЛЫНСКИЙ (род. 1861), литературный и балетный критик, историк и теоретик искусства. В его наследии — книги о Достоевском и Лескове, сборник статей “Русские критики”, исследование “Книга ликований. Азбука классического танца”.
7 июля
1816 — скончался Ричард Бринсли ШЕРИДАН (Sheridan; род. 30 октября 1751), английский драматург, театральный и политический деятель (был казначеем адмиралтейства, вигом-парламентарием).
1936 — в Москве родился Игорь Миронович ГУБЕРМАН, поэт, создатель особого жанра стихотворной миниатюры — гарика (название от уменьшительного имени автора).
В 1979 году за публикацию гариков в “самиздате” и за рубежом, а также за участие в диссидентском движении был осуждён на заключение и ссылку. С 1988 года живёт в Израиле, но в посткоммунистической России бывает часто, здесь издан четырёхтомник его сочинений, другие книги.
Ныне у Губермана написано более пяти тысяч гариков. В нескольких строчках ему удаётся соединить иронию, серьёзность, бытовой оптимизм и бытийную грусть, использовать политические мифы, народное творчество, литературное и культурное наследие… При этом в гариках никогда нет уныния, они по-настоящему жизнерадостны и жизнеутверждающи.
Не стесняйся, пьяница, носа своего,
Он ведь с нашим знаменем цвета одного.
8 июля
1621 — родился Жан ЛАФОНТЕН (La Fontaine), французский поэт. Его переводы басен Эзопа способствовали оживлению древнего жанра не только во Франции, но и по всей Европе. В России, ещё до Крылова, опыт Лафонтена подвиг на баснописание Александра Сумарокова, Ивана Хемницера, Ивана Дмитриева…
Скончался в 1695.
“Вчера в Литфонде записал своих детей на эвакуацию со второй партией. Из Москвы выезжают все лишние. <…>
Ничего не жалко — жалко будет только книг, я их собирал с огромной любовью и трудом в течение многих лет”.
(Дневник поэта Александра Яшина. 8 июля 1941 года)