Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Галина ГОРДЕЕВА,
г. Ишим, Тюменская область
Всё начинается с детства
Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева “Зимородок” в 6-м классе
Цели:
- в ходе беседы по содержанию рассказа показать учащимся мужество, волю, смелость, решительность главного героя;
- подвиг во имя нашего счастья жив в памяти героев рассказа и нашей памяти;
- помочь учащимся услышать нравственное звучание рассказа, его житейские мудрости.
Оборудование:
- портрет писателя Юрия Яковлевича Яковлева;
- выставка книг писателя;
- рисунки учащихся к различным эпизодам рассказа “Зимородок”.
Эпиграфы к уроку:
Когда солдаты уходили на войну, у них были имя и фамилия. Почему же когда они погибали за Родину, то становились неизвестными? Это несправедливо!
(Ю.Яковлев. “Зимородок”.)
В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства.
(Ю.Яковлев. “Немного о себе”.)
Индивидуальные и групповые задания до урока:
- рисунки к рассказу “Зимородок”;
- читая рассказ, найти ответы на вопросы.
Группа № 1
- Какое событие послужило толчком для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск неизвестного им человека?
- Почему Марат обратился в музей?
Группа № 2
- Зачем Марат поехал на станцию Рeка и что ему удалось там узнать (глава 6)?
- Какими словами заканчивается глава 6 и как вы их понимаете?
Группа № 3
- “Ему (Марату) не терпелось отвоевать у забвения ещё частичку жизни Зимородка”. О какой “частичке жизни” Зимородка узнал Марат от следователя Павлова (глава 7)?
- Подготовьте чтение по ролям диалога между Маратом и Зимородком. Во что же верил Зимородок?
- К какому решению приходит Марат после разговора со следователем Павловым? (“Я должен узнать его имя. Человек, который совершил такое, не может оставаться без имени”.)
Группа № 4
- Зачем ребята поехали в деревню Жуковку и что интересного они там узнали?
- Кто такой Пётр Ильич Лучин? Какова основная мысль его речи, произнесённой на братской могиле? (“Мы накажем своим детям помнить вас. Вы будете учить наших детей, как надо любить Родину”.)
Группа № 5
- Что нового о Зимородке узнали ребята от вдовы Петра Ильича Лучина?
- “Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить. А на войне так хочется жить!” Кому принадлежат эти слова?
- Слова: “Человек ко всему привыкает. Но привыкнуть к утрате друзей никогда не сможет” — показались ребятам знакомыми. Почему?
Группа № 6
- Как Зимородок попал к доктору Стройло?
- Какие поучительные слова о жизни, забвении, человеческой памяти сказал ребятам доктор Стройло?
- Как вы понимаете слова, с которыми обращается доктор Стройло к юным следопытам: “Ищите в себе человека”? В связи с чем и почему говорит их доктор?
На доске плакат с изображением художественного пространства рассказа (на фоне вопросительного знака рисунки, изображающие основные моменты рассказа, и цитаты к ним).
По ходу урока учитель обращается к рисункам учащихся и этому плакату.
- Групповые задания и индивидуальные даю для того, чтобы:
- чтение рассказа учащимися было более целенаправленным;
- на уроке можно было работать с наибольшим количеством ребят, задавая уже знакомые им вопросы.
Ход урока
В прошлом году наша страна и весь народ отмечали великую дату. Какую? (55 лет со дня Победы над фашистской Германией.)
Наш урок внеклассного чтения посвящается этой славной дате.
В рассказе Ю.Я. Яковлева “Зимородок” есть такие слова. Послушайте их и скажите, согласны ли вы с ними? (Читаю 1-й эпиграф, ученики высказываются.)
У писателя Ю.Я. Яковлева есть много рассказов для детей: “Мальчик с коньками”, “Реликвия”, “Сын лётчика”, “Рыцарь Вася”, “Багульник” и другие.
Главными героями этих произведений являются дети. (Читаю 2-й эпиграф.) Как вы понимаете эти слова?
Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Зимородок”, мы ещё раз поучимся понимать произведение, вчитываясь в него.
Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, которое основано на таких понятиях, как:
- связь поколений,
- человеческая память,
- имя человека,
- забвение,
- надежда.
Узнаем, какие житейские мудрости поняли ребята во время поисков имени неизвестного солдата.
Почему ребят в рассказе автор называет следопытами?
– Разговор начнём с этого вопроса.
(Ответы учеников.)
Рассказ построен не совсем обычно. В нём 15 глав. Внутри почти каждой главы мы читаем о жизни современных мальчишек и девчонок и в то же время узнаём о событиях Великой Отечественной войны.
– Как вы думаете, почему автор так построил рассказ?
– Почему рассказ называется “Зимородок”? Что означает это слово?
(Это прозвище человека. Так называется бесстрашная птица.)
– Чем герои рассказа похожи на обыкновенных мальчиков и девочек нашего времени?
(Учатся в школе, модно одеваются, шумят на уроках, выполняют задания учителя и т.д.)
– Чем же они выделяются среди своих сверстников?
(Они рассказывают своим одноклассникам, что узнали о своём учителе зоологии (глава 15).
Он воевал в партизанском отряде. Взорвал мост. Сам сказал об этом немцам, чтобы те не расстреляли жителей станции.)
“Сколько солдатских жизней спас Новый мост, задерживающий смерть. Многие и теперь живы...” (глава 7).
Автор шаг за шагом описывает путь, по которому шёл Марат и его друзья, чтобы узнать о жизни Зимородка, чтобы узнать имя героя, чтобы продлить жизнь ему.
Далее задаю вопросы в таком же порядке, как они написаны выше в заданиях для групповой и индивидуальной работы.
Чем же всё-таки закончились поиски ребят? Удалось ли им узнать имя Зимородка? Как это произошло?
(Да. На встрече ветеранов у обелиска, глава 14.)
Чем заканчивается рассказ? (Ответ учащихся.)
Вот так заканчивается рассказ Ю.Яковлева о пытливых и любознательных ребятах-следопытах.
Выводы по уроку
О чём мы узнали, читая рассказ “Зимородок”? Какие поняли житейские мудрости?
(О работе ребят-следопытов. Это неутомимый народ. Они возвращают имена безымянным героям. Следопыты борются с забвением, как борются со злом.)
Дети продолжают дела отцов.
“...Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить”.
“Всё, что люди сделали на войне, может быльём порасти”. Всё зависит от нас. Надо бороться с забвением. Чтобы жить было интересно, надо искать в себе хорошего, справедливого, интересного человека).
Ученик читает стихотворение В.Орлова “Мальчишки 45-го года”:
Уснули солдаты
Среди тишины,
Но снятся мальчишкам
Отцовские сны.На братских могилах
Восходит трава,
А в детях отцовская
Память жива.Уснули солдаты
Среди тишины,
Но снятся мальчишкам
Отцовские сны.Им снятся атаки,
Знамёна полков.
Отцовские раны
Болят у сынов.Уснули солдаты
Среди тишины,
Но снятся мальчишкам
Отцовские сны.Победные трубы
Над ними трубят,
Отцовская слава
Глядит на ребят.