Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2001

Архив

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Светлана ДЫНДЫКИНА,
11-й класс, ФМЛ № 39, г. Озёрск,
(учитель литературы —
Владислава Валериевна Николаева)


Сочинение-размышление о романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Час Сына человеческого пробил...
Б.Пастернак

Борис Пастернак начал литературную деятельность как поэт-футурист. Широкую известность получил его сборник «Сестра моя — жизнь», но вершиной литературного творчества Б.Пастернака стал роман «Доктор Живаго». Это произведение, впервые опубликованное за границей, получило мировое признание, доказательство тому — Нобелевская премия, присуждённая писателю в 1958 году.

В романе «Доктор Живаго» Б.Пастернак показал Россию первой трети ХХ века (отразил события революции 1905 года, Первой мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны), но было бы неверно говорить лишь о социально-политическом аспекте истолкования произведения. На мой взгляд, «Доктор Живаго» — нравственно-философский роман, в котором писатель поднимает волнующие его проблемы любви (к Родине и к женщине), дома, ответственности, свободы личности, творчества.

Роман «Доктор Живаго» написан в традициях жития святых: Б.Пастернак стилизует текст Священного Писания ("в лесу обитает Бог, а по полю змеится насмешливая улыбка диавола"), проводит Юрия Андреевича через испытания, а после их успешного преодоления канонизирует своего героя, причисляет к лику святых "Сыновей Человеческих".

Перед нами главный герой романа доктор Живаго – любящий муж и отец, талантливый врач-диагност, поэт. Ему свойственно обострённое восприятие происходящих событий, Юрий Андреевич "всё преувеличивал от волнения": лежащая "на хирургической койке с подъёмною доскою" Тоня казалась доктору "высившейся среди бухты только что причаленной и разгруженной баркой, совершающей переходы через море смерти к материку жизни". Воспитанный в традициях христианской морали, любви и сострадания к ближнему, Юрий Андреевич с трудом привыкал к кровавой "ложке взаимоистребления". Живаго, изведавший ужасы войны, познавший ценности человеческой жизни, почувствовал необходимость в правде и духовной свободе, ненужность высоких "фраз и пафоса", поэтому так восторженно принимает он Октябрьскую революцию, восхищённый "…простым приговором вековой несправедливости", нашедший в нём (приговоре) "что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого". Есть что-то в живаговском порыве от извечного чувства вины российской интеллигенции перед народом.

Наивысшую ценность для Юрия Живаго представляет семья. Он искренне любит и уважает Тоню, Александра Александровича, обожает сына Сашеньку; но Б.Пастернак одаривает своего героя страстной любовью к Ларе. Именно в любви к женщине находит доктор своё искреннее призвание:

А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.

Юрий Андреевич боготворит Женщину ("Быть женщиной – великий шаг"), ибо она дарует жизнь новому человеку, рождённому из хаоса, небытия, почти смерти: "Отец, сын – он не видел гордости в этом даром доставшемся отцовстве… Главное была Тоня… подвергшаяся смертельной опасности и счастливо её избежавшая".

Ж изнь Живаго прошла на одном дыхании, на грани бытия (недолгого семейного счастья с Тоней, страстной любви к Ларе) и небытия (в кровавом месиве Первой мировой войны, в "лесном ведомстве"), потому и умирает пастернаковский герой от разрыва сердца, не выдержавшего сумасшедшего ритма жизни. Плач Лары по Юрию Андреевичу – кульминация романа, женщина обращается к любимому как к живому: "Вот и снова мы вместе, Юрочка… Подумай!.. Помнишь… Ты понятия не имеешь…" Лара вспоминает счастливые минуты, проведённые вместе: "…их не покидало… чувство принадлежности… ко всей вселенной… Они дышали только этой совместностью". Невольно соотносится с этим причитанием плач Магдалины по Христу:

Но объясни, что значит грех,
И смерть, и ад, и пламень серный,
Когда я на глазах у всех
С тобой, как с деревом побег,
Срослась в своей тоске безмерной.

В енец романа – цикл стихотворений Ю.Живаго, посвящённый жизнеописанию самого героя (стихотворения «Гамлет», «Объяснение», «Осень», «Разлука», «Свидание») и Христа («Рождественская звезда», «Магдалина», «Гефсиманский сад»). Это своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное завещание, в котором он прощается с миром:

Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.

Б.Пастернак, наделив своего героя поэтическим даром, сделал его богоравным, поэтому становится явственной соотнесённость судьбы Живаго с судьбой Христа, а евангелие от Юрия Живаго становится евангелием от Б.Пастернака.

В романе «Доктор Живаго» Б.Пастернак показал разрушение личности, нравственных ценностей не столько властью, сколько самим человеком: "...быстро всё поменяли... без сожаления расстались с самостоятельной мыслью, которой ни у кого, видно, не было". Образ Юрия Живаго – символ всепобеждающей духовности, вечных идеалов человечества.

Закрывая роман, я слышу бушующую за окном метель, вой волков и неистовый шёпот, повторяющийся как заклинание:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Рейтинг@Mail.ru