Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №21/2001

Архив

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Татьяна ХОМУТОВА,
г. Суровикино,
Волгоградская область


Сохраняя сочинения, сохраняем культуру

– Твой отец играет на виолончели?

– Да.

– Да сколько твоему отцу лет?

– Сорок четыре.

Базаров вдруг расхохотался.

– Чему ты смеёшься?

– Помилуй, в сорок четыре года человек, pater familias, в ...-м уезде – играет на виолончели!

Базаров продолжал хохотать, но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся.

(И.С. Тургенев. «Отцы и дети»)

В искусстве, литературе, в духовной жизни многие не видят смысла не только в нашем столетии. К счастью, в народном образовании всегда находились понимающие: модному нынче "практицизму" все проблемы не решить, счастливыми всех не сделать.

Базаровы не облагодетельствуют человечество, как не нашли они блага в своей жизни. Сочинение учит размышлять, замечать и ценить чужую мысль, а без этого нет и хорошего практика. Читаю беседу с английским социологом, профессором Манчестерского университета Теодором Шаниным: "Мы не разрешаем устных экзаменов. Мы развиваем логику мышления (выделено в тексте). А учиться логике мышления лучше всего на письменной работе. Давайте прогуляемся по библиотеке – вы увидите, как работают студенты, они всё время пишут эссе".

Впервые годы перестройки «Учительская газета» много писала об американской школе. Так вот тогда можно было прочесть, что пишут там сочинения не только по литературе, но и по географии, истории. Правда, речь шла, если не изменяет память, о частной школе.

Везде в мире школы разные: в одних и форму сохраняют, в других – покушением на права личности считается вызов к доске. Но ведь и тамошним обществом признаются обстановка и обучение в школах кризисными.

Прошу прощения за эти сравнения, но невольно возникает мысль, что всё, требующее реформирования за океаном, приходит к нам как новация.

Если уберём сочинения, читать, действительно, станут меньше, целые поколения сограждан не узнают, почему в мире русскую литературу называют великой.

Да, в школе и списывают, и шпаргалками пользуются; так неужели средством избавления от мигрени будет гильотина?

Если из тридцати пятерых научим думать, стоит работать, а остальные пусть хотя бы услышат, над чем билась человеческая мысль.

Всё же многие «Войну и мир» прочли именно в пятнадцать лет, а перечитывали, и не раз, позже. С переживаниями Наташи накануне бала десятиклассники разберутся, а вот понять размышления Л.Толстого о том, какую личность можно назвать великой, должен помочь учитель.

Эстетическая (если не сказать – эстетская) позиция В.Набокова имеет много своеобразия. А вот однокашник Набокова Д.С. Лихачёв на вопрос, какой роман считает лучшим, сказал: "Не скажу ничего оригинального, «Война и мир» Л.Н. Толстого". (Привожу по памяти эпизод встречи в Останкино.)

Я понимаю, авторитеты нынче не в моде, но закончу словами академика Д.С. Лихачёва: "Если мы сохраним нашу культуру и всё то, что способствует её развитию, – библиотеки, музеи, архивы, школы, университеты, периодику (особенно типичные для России «толстые» журналы), если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, музыкальное образование, то мы, безусловно, будем занимать ведущее место на севере Европы и Азии" (статья «Нельзя уйти от самих себя»).

Рейтинг@Mail.ru