Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2001

Архив

ШКОЛА В ШКОЛЕВ.Р. Гардин в роли Иудушки. Кадр из кинофильма «Иудушка Головлёв». 1934 г.

Гульчачак ЮНУСОВА,
Кушнаренковское педагогическое училище, 1-й курс,
Республика Башкортостан
(научный руководитель – А.М. Шуралёв)


Готовимся к сочинению

Блеснувшая искорка

Роль эпизода рождения второго Володеньки в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

Если крохотное зёрнышко посадить в лодородную почву и ухаживать за ним, то через некоторое время оно даст благие всходы. Если же семена самого высокого качества попадут в сухую и каменистую землю, то они зачахнут, не оставив после себя ничего. Дети, лишённые настоящего семейного воспитания, похожи на такие бесплодные семена.

В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы” изображается “семья, которой нет”. Жизнь обитателей головлёвского имения бесплодна и протекает по одной и той же схеме: рождение – антивоспитание – уход из дома в окружающий мир – растрата способностей, денег и имущества вплоть до полного опустошения – возвращение в Головлёво – запой – исчезновение в небытии. Головлёвские дети при рождении получают от Бога в дар немалые способности, но потом зарывают свой талант в землю, подобно нерадивому слуге из евангельской притчи. Если блудный сын из другой притчи, получивший от своего отца доброе воспитание, а затем, поддавшись соблазнам и искушениям лёгкой жизни, забывший про него, в конце концов пройдя через унижения и мучения, нравственно прозревает, и именно забытое им на время отцовское благословение всё-таки указывает ему путь к спасению омертвевшей души – путь домой, то головлёвские блудные сыновья и дочери с самого начала лишены такой возможности, потому что у них нет Дома. Не случайно их родовое имение сравнивается в романе с гробом. “Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым”. Такое антивоспитание получали дети в Головлёво, так как в этом “гробу” отсутствовала Любовь – и родительская, и супружеская, и к труду, и к ближнему, и к Богу.

“Зияющая бездна погребов и кладовых” с гниющими в ней съестными припасами моровой язвой разъедала души голодных, постылых, нежеланных маленьких существ, наречённых “милым другом, маменькой” “балбесами” и “щенками”, по-собачьи униженных “выброшенными кусками” вместо по-евангельски полноценного родительского благословения. Эта же бездна породила “бездну праздных слов” единственного маменькиного любимчика, взлелеянного ею “Иудушки”, ставшего исчадием, злым духом головлёвского “гроба”, в совершенстве овладевшим “техникой молитвенного стояния” и способностью умерщвлять всё живое праздным словом, а в финале романа замёрзшим между “гробом” антидома и “гробом” матери.

Кажется, что весь роман – это безрадостная, угнетающая, жуткая история сплошных “умертвий”, некий литературный “триллер” об угасании и полном исчезновении целого рода. Но полном ли? И неужели всё так безысходно? Да, впечатление было бы тягостней, если бы не эпизод рождения второго Володеньки – редкая искорка в сумерках головлёвской “бездны”.

Во-первых, Володенька ещё до появления на свет пробудил в неистовой накопительнице материального и разрушительнице духовного Арине Петровне, начинающей осознавать страшные последствия своего “радения о семье”, ранее не проявлявшиеся в ней истинные материнские чувства.

Во-вторых, в глазах Иудушки, увидевшего новорождённого, пусть на мгновение, но всё-таки “блеснула искорка” человечности – предвестница запоздалого пробуждения совести.

В-третьих, после рождения Володеньки Евпраксеюшка, впервые почувствовав себя человеком, выпутывается из празднословных сетей своего тирана и своеобразно выражает неожиданный для него протест.

В-четвёртых, сам “кровопивец”, ошарашенный протестом своей безропотной жертвы, “в первый раз в жизни смутно заподозрил, что бывают случаи, когда и праздным словом убить человека нельзя”, то есть злодей теряет приоритет вседозволенности и безнаказанности.

В-пятых, появляется надежда, что Володенька, отданный в приют и тем самым уже в самом начале жизни освобождённый от мертвящего влияния головлёвского “гроба”, если ему посчастливится попасть в руки добрых и трудолюбивых людей, будет воспитан в понимании и дружелюбии и, сохранив полученный при рождении талант, не зароет его в землю, а приумножит, то есть станет полноценным человеком – “блудным сыном”, вернувшимся к своему истинному предназначению и способным создать настоящую семью.

Рейтинг@Mail.ru