Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2001

Архив

СЛОВАРЬ

Сергей ДМИТРЕНКО


Литературные премии в России

Традиция материального или почётного поощрения литературных произведений и писателей существует во многих странах мира, восходя к античной древности, когда проводились состязания поэтов и победитель увенчивался лавровым венком (отсюда и пошло слово "лауреат").

В средневековой Англии возник статус поэта-лауреата — придворного поэта. В их числе были и подлинные мастера литературы — Д.Чосер, Э.Спенсер, Б.Джонсон. Поэт-лауреат получал ежегодно определённое денежное содержание и мех с вином.

В России традиция наград за литературное творчество также связана с монаршей властью. В XVIII веке правители удостаивали поэтов перстнями, золотыми табакерками и тому подобными приятными вещицами. Позднее, уже в XIХ веке сложилась система литературных премий как учреждений государства, научных заведений, профессиональных объединений, издательских предприятий, частных лиц.

Первой авторитетной общероссийской премией, в том числе и за успехи в области филологии и литературы, стала ежегодная Демидовская премия. Она была учреждена горнозаводчиком и землевладельцем Павлом Николаевичем Демидовым (1798–1840) в 1831 году и имела назначением "содействовать к преуспеянию наук, словесности и промышленности в своём отечестве". Присуждение её предоставлялось Петербургской Академии наук "как первому учёному сословию в государстве". Члены Академии наук к конкурсу не допускались, а на получение премии могли претендовать, в основном, оригинальные сочинения, напечатанные на русском языке. На конкурс, в частности, принимались "сочинения о теории изящных наук и словесности", "словари с толкованием на русском языке" и др. Первое присуждение Демидовских премий состоялось в 1832 году, последнее, 34-е — в 1865 году (согласно завещанию учредителя, через двадцать пять лет после его кончины).

Среди лауреатов полных Демидовских премий по словесности и филологии были А.Х. Востоков (1833; 1844), М.П. Погодин (1840), О.М. Ковалевский (1846), П.П. Пекарский (1861). Профессор Петербургского университета, преподаватель грузинского языка Давид Иесеевич Чубинов получил премии за «Грузино-русско-французский словарь (1840) и за «Русско-грузинский словарь» (1847). Сын сельского священника из Белоруссии Осип Антонович Гошкевич, полиглот, трижды совершивший кругосветные путешествия, получил полную премию (1858) за составление японо-русского словаря, высоко оцененного европейскими японоведами…

Среди лауреатов половинной Демидовской премии были фольклористы и литературоведы И.М. Снегирёв (1836; 1840), С.П. Шевырёв (1837), А.Н. Пыпин (1858), Л.Н. Майков (1858), П.Н. Рыбников (1864), А.Н. Афанасьев (1865)… А вот колоритный сюжет. Эстонцы не имели своего национального эпоса. Движимый патриотическими чувствами, врач из города Выру Фридрих Рейнхольд Крейцвальд, уже известный своими публицистическими статьями на немецком языке, взялся за составление эстонского героического эпоса, который он назвал «Калевипоэг». Используя опыт финского учёного Элиаса Лёнрота, выпустившего незадолго до этого фундаментальное собрание карело-финского эпоса «Калевала», Крейцвальд совершил деяние, уникальное в мировой фольклористике, создав авторский национально-поэтический эпос. В 1860 году этот опыт был удостоен половинной Демидовской премии, что, очевидно, имело не менее чем литературное, политическое значение: признание российскими учёными мужами творения Крейцвальда способствовало зарождению эстонской художественной литературы, дальнейшему освобождению жителей тогдашних Эстляндии и Лифляндии от немецко-шведского влияния.

Половинными Демидовскими премиями в области педагогики были отмечены детские писательницы Л.А. Ярцова (1837) и А.О. Ишимова (1838); А.П. Зонтаг была удостоена почётного отзыва (1839), существовавшего, наряду с денежными вознаграждениями.

После прекращения Демидовских премий, в 1866 году была учреждена Ломоносовская премия, также присуждавшаяся по многих отраслям знаний. В частности, её были удостоены В.И. Даль за свой Толковый словарь (1869), А.А. Потебня — за работы по русской грамматике (1875), В.Н. Перетц — за труды по истории русской поэзии XVIII в. (1903) и др. Всего Петербургская Академия наук в разное время имела свыше двадцати именных премий, присуждавшихся через определённые сроки, и несколько однократных наград.

С 1856 года в память о графе С.С. Уварове (1786–1855), бывшем с 1818 президентом Академии наук, учредили Уваровскую премию. Она присуждалась, в основном, за труды по русской истории, но среди её лауреатов есть и писатели. Так, в 1860 году Уваровскую премию разделили А.Н. Островский (за пьесу «Гроза») и А.Ф. Писемский (драма «Горькая судьбина»). В 1863 — А.Н. Островский («Грех да беда на кого не живёт»), Д.Минаев (комедия «Разорённое гнездо» /«Спетая песня»/). В 1867 и 1870 (посмертно) годах премии получил А.Н. Афанасьев за труд «Поэтические воззрения славян на природу»), в 1869 году — В.В. Стасов — за исследование «Происхождение русских былин», в 1876 — А.Д. Галахов — за «Историю русской словесности, древней и новой»; в 1894 и 1898 — Н.П. Барсуков — за многотомник «Труды и дни М.П. Погодина»…

Самой авторитетной была признана появившаяся в 1881 году Пушкинская премия при Петербургской Академии наук. Капитал, положенный в её основу, возник как остаток средств, собранных на памятник поэту в Москве. Закрытым голосованием члены Комитета по сооружению памятника (среди них И.А. Гончаров и А.Н. Майков, князь П.П. Вяземский, сын знаменитого поэта, министр государственных имуществ М.Н. Островский — брат драматурга) постановили учредить Премию А.С. Пушкина за "напечатанные на русском языке оригинальные произведения" изящной словесности в прозе и стихах, "отличающиеся высшим художественным достоинством", "учёные сочинения по истории народной словесности и народного языка, по истории русской литературы, а также и по иностранной литературе", а также "обстоятельные критические разборы выдающихся произведений по русской изящной литературе" и "переводы в стихах замечательных поэтических произведений".

С 1882 по 1919 прошло двадцать три присуждения Пушкинской премии. Существовали полные, половинные, поощрительные премии и почётные отзывы.

Пушкинской премией в разных степенях были отмечены многие деятели российской словесности. Среди них поэты А.Н. Майков (1882), Я.П. Полонский (1882, 1891), А.А. Фет (в 1884 году за переводы Горация); С.Я. Надсон (1886), А.М. Жемчужников (1893), А.А. Голенищев-Кутузов (1894), К.К. Случевский (1895 — за прозу; 1899 — за шеститомник сочинений), М.А. Лохвицкая (1895, 1903, 1905), Е.А. Бекетова (1897), О.Н. Чюмина (1899, 1901 — за перевод «Потерянного и Возвращённого Рая» Д.Мильтона, 1905 — за перевод «Божественной Комедии»; 1907), И.А. Бунин (1903 — за стихотворения и перевод «Песни о Гайавате», 1909 — за стихотворения и переводы), С.Д. Дрожжин (1915); прозаики А.П. Чехов (1888), И.Н. Потапенко (1891), К.С. Баранцевич (1894), В.П. Авенариус (1897), К.М. Станюкович (1901), В.И. Крыжановская (Рочестер) (1907), М.П. Чехов (1907), А.И. Куприн (1909); литературоведы и критики Л.Н. Майков (1888), Н.С. Тихонравов и В.И. Шенрок (1897), Ю.И. Айхенвальд (1909), П.Е. Щёголев (1913)…

Последнее присуждение состоялось в 1919 году. Полной Пушкинской премии удостоили В.В. Вересаева — но не как беллетриста, тогда уже всероссийски известного, а как переводчика поэм Гесиода «Работы и дни» и «Происхождение богов». Понятно, что в это взвихренное время денежное содержание премии — тысяча рублей — имело сугубо символическое значение. Но и таких денег лауреат не получил.

Ежегодно, начиная с 1883, Обществом русских драматических писателей и оперных композиторов З0 января, в день смерти А.С. Грибоедова, присуждалась премия его имени за новые пьесы театрального сезона. Среди отмеченных — пьесы А.Н. Островского «Красавец-мужчина» (1883) и «Не от мира сего» (1885), «Плоды просвещения» (1891) Л.Н. Толстого, «Мещане» (1902) и «Васса Железнова» (1910) М.Горького, «Дети Ванюшина» (1902) С.А. Найдёнова, «Gaudeamus» (1910) Л.Н. Андреева и другие. Уже бывший лауреатом Вл.И. Немирович-Данченко в 1897 году отказался от новой премии в пользу чеховской «Чайки»…

В 1915 году состоялось единственное присуждение премии имени поручика войска Донского Андрея Киреева, умершего в 1886 году и завещавшего премировать лучшие драматические сочинения на проценты с оставленного им капитала в 7400 рублей. Премию (по 1000 р.) получили П.Д. Боборыкин, И.В. Шпажинский, П.М. Невежин.

В советское время Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1939 года в ознаменование 60-летия И.В. Сталина были учреждены Государственные Сталинские премии. Они присуждались с 1941 по 1952 год, в частности, в области художественной литературы и по истории литературы, и имели вначале две степени, а с 1948 года — три. Список лауреатов этой премии (более 200) красноречиво свидетельствует именно о политическом, а не художественном смысле происходивших награждений. Даже выдающиеся писатели получали премию за произведения конъюнктурные, художественно несовершенные (И.Г. Эренбург — за роман «Падение Парижа»; Л.М. Леонов — за пьесу «Нашествие»; А.Н. Толстой — за пьесу «Иван Грозный»; посмертно). Эта практика посмертных награждений, исключённая в статусе большинства литературных премий, начиная с Нобелевской, стала в СССР обычной.

В послесталинское время, вплоть до перестройки, за литературные произведения присуждались Ленинские премии, Государственные премии СССР и РСФСР, премии Ленинского комсомола. Были литературные премии от МВД и КГБ, от Министерства обороны. Профсоюзы учредили премию за лучший роман о рабочем классе. Нетрудно догадаться, какой была художественная ценность большинства произведений, удостоенных таких наград.

В целом "преодоление культа личности и его последствий" мало отразилось на критериях отбора кандидатов в лауреаты. Включённость литературы в систему государственного управления определяла политически благонадёжный круг авторов и произведений, что не могло не привести к значительным издержкам, вплоть до курьёзов. Так, О.М. Мальцев, удостоенный в 1952 году Сталинской премии за антититовский роман «Югославская трагедия», после того, как отношения между СССР и Югославией улучшились, был этой премии лишён. Уже в годы перестройки этот литературно-политический абсурд приобрёл фарсовые черты: посмертно была присуждена Государственная премия СССР (1987) В.С. Высоцкому, в частности, "за авторское исполнение песен" (при жизни ему не удалось напечатать в советской печати ни строчки). Затем А.И. Солженицын был удостоен Государственной премии РСФСР за роман «Архипелаг ГУЛАГ» — произведение, строжайше запрещённое у нас в стране за несколько лет перед этим.

Ныне в России существует разветвлённая система литературных премий. Наряду с Государственной премией России в области литературы, существуют премии, учреждённые банками (имени Аполлона Григорьева), иностранными компаниями (Букеровская премия), газетами (Антибукер), писателями (Солженицынская премия) и многочисленными ныне союзами писателей. Разными учредителями присуждается несколько Пушкинских премий, а в Петербурге существует премия Андрея Белого. Она вручается с 1978 года и ныне является старейшей независимой литературной премией в России, рождённой в недрах андерграунда 1970-х. Лауреат получает бутылку водки, яблоко и один рубль.

Современное состояние российской литературной премиальной системы вполне естественно: существуя в бесцензурных условиях, премии возникают и исчезают; они — лишь своеобразный стенд, демонстрирующий литературно-критические предпочтения времени. Окончательный выбор остаётся за читателями. Книга прочтённая, а не только премированная была и останется лучшей наградой для настоящего писателя.

Рейтинг@Mail.ru