Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Раиса ПАРФЁНОВА,
гимназия № 1, г. Оренбург
Готовимся к сочинению
"В центре вселенского мира..."
Стихотворение А.Т. Твардовского «Полночь в моё городское окно...» на уроке литературы в 11-м классе
Александр Трифонович Твардовский – один из самых ярких и значительных поэтов XX века. Опубликованные в последнее время дневники и рабочие тетради Твардовского (журналы «Знамя», № 7–9, 1989; № 6, 2000; «Дружба народов», № 6, 2000) дают представление о нём как о масштабной личности, философски осмысливающей эпоху, человека и его бытие.
Школьная программа представляет Твардовского в основном как летописца эпохи, между тем творческие возможности поэта этим не исчерпываются. Лирика 60-х годов свидетельствует о напряжённой внутренней работе, стремлении поэта к истине («В чём хочешь человечество вини...», «К обидам горьким собственной персоны...», «Посаженные дедом деревца...», «Изведав жар такой работы...», «День прошёл, и в неполном покое...»).
Предлагаю на уроке литературы в 11-м классе внимательно прочитать, обдумать и обсудить стихотворение «Полночь в моё городское окно...».
Вопросы для обсуждения
- Как разрешена в стихотворении Твардовского проблема времени и пространства?
- Как поэт показал изменения во взглядах человека? Почему, на ваш взгляд, возможны эти изменения?
- Почему возня названа "злой, муравьиной"?
- Почему именно звёзды стали точкой отсчёта в жизни поэта?
В небольшом по объёму стихотворении рассказано, по сути, о целой человеческой жизни. Детство–юность–зрелость – вот этапы пройденного пути. Связующим звеном между этими вехами являются размышления поэта о вечном – Вселенной, необъятном мире, в котором мы живём. Своеобразной точкой отсчёта для него стало звёздное небо. Звёздное небо не давало покоя поэту в детстве:
Мне ещё в детстве, бывало, в ночном,
Где-нибудь в дедовском поле
Скопища эти холодным огнём
Точно бы в темя кололи.
Ощущения человека, наблюдающего за звёздным небом, всматривающегося в глубину ночи, обрели законченность, цельность в юности:
Сладкой бессонницей юность мою
Звёздное небо томило:
Где бы я ни был, казалось, стою
В центре вселенского мира.
Это уже новое чувство – осознание личностью своей значимости, нужности в этом мире. Человек – частица, хотя и малая, целой Вселенной.
Наконец, пора зрелости меняет мировоззрение. Уже нет той романтической увлечённости, ушли в прошлое иллюзии. Прежняя Вселенная, казавшаяся беспредельной, превратилась в "маленькую планету", существование которой всецело зависит от человечества, затеявшего "муравьиную злую возню".
Пространство стихотворения бесконечно – от далёкого космоса до дедовского поля. Оно распахнуто по вертикали, и в центре его – человек. Это он объединяет две удалённые друг от друга точки.
Звёзды в поэзии всегда символизировали романтические устремления лирических героев, желание постигнуть непостижимое. В стихотворении Твардовского они объединяют прошлое и настоящее, не позволяют порваться связи времён. Звёзды у Твардовского названы "ночными дарами", "дальними светами" космоса, мирами. Они то горят "холодным огнём", то томят "сладкой бессонницей". Они входят и в "городское окно", и светят тем, кто находится в ночном на деревенском поле. В зрелости они уже не пробуждают романтических желаний, для лирического героя гораздо важнее то, что происходит здесь, рядом, в этой неугомонной жизни:
В зрелости так не тревожат меня
Космоса дальние светы,
Как муравьиная злая возня
Маленькой нашей планеты.
Зрелость – это пора, когда вместе с жизненным опытом приходит понимание кратковременности человеческого существования, осознание того, что мир хрупок и мал.
Преобладание звонких согласных звуков в строке ("муравьиная злая возня") словно передаёт нарастающую опасность. Кроме того, эти определения дополняют общую картину хрупкости, непрочности мира, который может рухнуть в любую минуту.
О чём же это стихотворение? Оно не только о том, как меняются человек и его мировоззрение с возрастом, но и о смысле бытия, о недолговечности, ненадёжности мира, ввязанного в войны за передел власти. Шестнадцать строк вместили очень много.
Лирика Твардовского 60-х годов лишена того оптимизма, которым проникнуты другие произведения поэта, изучаемые в школе: поэмы «Василий Тёркин», «За далью – даль». Лирическое произведение способно запечатлеть один миг, но иногда в нём, как в капле воды, отражается весь окружающий мир. Именно поэтому стихотворение А.Т. Твардовского «Полночь в моё городское окно...» заслуживает внимания и может быть проанализировано на уроке литературы в 11-м классе.