Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Светлана РУДАКОВА,
г. Магнитогорск
Готовимся к сочинению
«Тройка» Н.А. Некрасова в школьном изучении
Рекомендуемая программа анализа
1. Место “Тройки” в творчестве Некрасова.
2. Круг основных мотивов, определяющих художественное содержание стихотворения.
3. Назовите центральный образ стихотворения. Ощутима ли связь некрасовской трактовки данного образа с литературной традицией? В чём это проявляется?
4. Какова композиция стихотворения? Определите принцип деления на части.
5. Определите особенность позиции лирического героя стихотворения: каково его отношение к крестьянке? Меняется ли оно на протяжении стихотворения?
6. Что становится объектом поэтического осмысления в первой части? В чём своеобразие образности, интонации, стилистики первой части? К каким фольклорным мотивам обращается здесь поэт, почему? Приметы каких литературных стилей и жанров можно здесь обнаружить? О чём это свидетельствует?
7. Что является своеобразным центром первой части? В чём примечательность портрета героини? Как характеризует девушку её внешний облик? Как в портрете героини проявляется влияние позднего романтизма? Можно ли обнаружить скрытую иронию в описании героини в первой части?
8. Почему стихотворение начинается с вопроса?
9. В каких отношениях находится героиня с окружающим миром? Чего ждёт она от жизни? Каким образом удалось автору передать напряжённость ожиданий крестьянки? Какие художественно-выразительные средства использованы для раскрытия её внутреннего мира? Что значит тройка для героини? С чем ассоциировался этот образ в русской поэзии?
10. Каким образом поэту удалось передать динамику лирической ситуации первой части стихотворения? Каким видится будущее героини?
11. Каково значение образа корнета? Как он связан с образом девушки (на уровне лирической ситуации, на уровне образной характеристики, на уровне рифмы)?
12. Почему в характеристику героини поэт вводит определение дикарка?
13. Как связаны и разделены между собой первая и вторая части стихотворения? Какой стилистический приём определяет образную структуру второй части?
14. Что становится центральным образом второй части? Какова роль фольклорных мотивов в этой части?
15. Как меняются интонация, образность, стилистика этой части? Влияние какого литературного направления здесь ощутимо? В чём это проявляется? Каково отношение лирического героя к крестьянке?
16. Что изменяется в облике героини, свидетельством каких внутренних изменений это становится? Как изображается жизнь в семье героини?
17. Объясните смысл фразы: “Выраженье тупого терпенья и бессмысленный, вечный испуг”. Как это характеризует жизнь героини? Какое значение имело слово “терпенье” в русской поэзии? Что нового и для чего внёс Некрасов в это понятие?
18. Смерть героини – трагедия или закономерный финал её жизни? Докажите вашу точку зрения.
19. Какие художественно-выразительные средства использованы поэтом во второй части для раскрытия судьбы крестьянской женщины?
20. Чем примечательна последняя часть? Как представлена в ней позиция лирического героя? Какой временной аспект определяет развитие лирической ситуации третьей части?
21. Почему третья часть начинается с отрицания? Что стоит за призывом лирического героя?
22. Что же значит образ тройки в контексте стихотворения?
23. К каким стилистическим фигурам обращается поэт для представления своих мыслей?
24. В чём своеобразие размера стихотворения? Роль рифм. Меняется ли их характер в разных частях стихотворения? Какая рифмовка использована в стихотворении и почему?