Архив
Литературный календарь
17–23 марта
“Изобретатель, создавший любезный барометр, стрелки которого показывают хорошую погоду, даже когда погода плохая”.
Дневник Жюля Ренара. 17 марта 1906 года
17 марта
1951 — во Франции скончалась русская писательница Надежда Александровна ЛАППО-ДАНИЛЕВСКАЯ (урождённая Люткевич; род. в 1874 в Киеве). В её романах 1910-х годов интерес читателей привлекали женские образы, замысловатые, но психологически достоверные любовные сюжеты. Роман “Русский барин” (1914) выдержал шесть изданий (в нём едва ли не впервые в художественной литературе под именем Луки Непутева сатирически изображён Распутин).
В тетралогии “Развал” и романе “Екатерина Никитична”, вышедших в Берлине в 1921—1922 годах, писательница постаралась создать панорамное изображение предоктябрьских и послеоктябрьских событий в России. Своей исторической достоверностью и гуманистическим пафосом автора эти книги выгодно отличаются от “Хождения по мукам” Толстого, сочинения мастеровитого и насквозь лукавого.
Оказавшись в изгнании, Лаппо-Данилевская перешла в католичество, продолжала писать романы, но повторить прежних успехов ей уже не удалось.
18 марта
1996 — в Москве скончался поэт, переводчик, литературовед, воспитатель молодых поэтов, автор нашего еженедельника Лев Адольфович ОЗЕРОВ (псевдоним Гольдберга; род. в 1914 в Киеве).
Уже посмертно стала известна подробность биографии Озерова, замечательно передающая нравы эпохи торжества пролетарского и прочего интернационализма. Этот человек, всем известный своим добросердечием, трижды (!) объявлялся буржуазным националистом. Украинским — в начале 1930-х, в Киеве, за выступления в защиту погубленных большевиками украинских поэтов; русским — во второй половине тех же “ревущих” тридцатых, когда, учась в Московском ИФЛИ, вступился за фольклориста профессора Ю.М. Соколова, введшего в программу изучение былин и обвинённого за это, как водится, во всех политических грехах; еврейским — в 1949—1952 годах за то, что не боролся с космополитизмом, а переводил стихи еврейских поэтов.
В память Льва Адольфовича — его стихотворение из книги “Аварийный запас”:
Я хотел было ринуться к высям, Но меня накренила беда. Работящ, молчалив, независим, Испытал я веселье труда.И меня не сломили недуги, Были заняты обе руки, И враги поступали как други, И друзья перешли во враги.Жил рискованно, горестно, страстно На границе несносных времён, Как Пизанская башня, опасно К горемычной земле наклонён.
19 марта
1816 — родился итальянский драматург Паоло ДЖАКОМЕТТИ (Giacometti). Несмотря на плодовитость (он автор около восьмидесяти пьес, широко ставившихся в 1840—1880-х годах, — от комедий до исторических драм), его литературные творения не пережили автора. Зато историки театра до сих пор пишут о Джакометти как о выдающемся актёре и знатоке сценических эффектов.
Мелодрама Джакометти “Гражданская смерть” (1855) вызвала интерес А.Н. Островского, который перевёл её на русский под названием “Семья преступника”.
Скончался в 1882.
20 марта
1891 — 08.03 — “Московская иллюстрированная газетка” (была и такая!) сообщает: “В самом непродолжительном времени выйдет в свет четвёртый выпуск “Драматических характеров” известного театрального критика С.Васильева. Этот выпуск посвящён Фамусову. Первые выпуски “Драматических характеров” по своим крупным достоинствам представляют собой ценный вклад в нашу критическую литературу”.
21 марта
1871 — 09.03 — в Петербурге от отёка лёгких скончался Фёдор Михайлович РЕШЕТНИКОВ (род. 17 [5] сентября 1841), автор знаменитых “Подлиповцев”, книги небольшой, но невероятно ёмкой, таящей указания на многие тайны человека и мира.
22 марта
1841 — 10.03 — родился Виктор Петрович КЛЮШНИКОВ, прозаик и переводчик, издатель. Его роман “Марево” (1864), наряду с романами Писемского “Взбаламученное море” и Лескова “Некуда”, был причислен к так называемой антинигилистической литературе, обвинён в клевете на тех, кто в 1860-е годы предлагал вместо реформ разрушить всё российское мироустройство. Сегодня бесовское происхождение этих социал-радикалов, духовных отцов Ленина и его партии, осознают даже прикидывающиеся слепыми и глухими.
Клюшников, Писемский, Лесков, Достоевский в очередной раз оказались в положении пророков в своём отечестве.
Скончался писатель в 1892.
23 марта
1821 — 11.03 — родился Алексей Феофилактович ПИСЕМСКИЙ. Правда, по другим сведениям, это произошло 22 (10) марта 1820 года, но место называется одно и то же — село Раменье Чухломского уезда Костромской губернии. Топоним “Чухлома” в нашей речи давно стал обозначением какого-то непроходимого захолустья, звериной глуши, первобытных нравов. Однако доверие к фонетике — как раз удел натур неразвитых, примитивных. Здесь, в верхневолжских краях, сложилась одна из драгоценных частей русской культуры — самобытная, независимая, хотя и соединившая традиции многих народностей, искони живших здесь.
Писемский — выходец из старинного дворянского рода, славного со времён Иоанна Грозного; один из его предков, преподобный Макарий Писемский, был причислен к лику святых.
Сам Писемский — единственный выживший в семье ребёнок — с теплотой вспоминал о родителях, прямодушных, честных, умевших всегда отделить суетное от подлинного…
В другой литературе он ходил бы в перворазрядных классиках, а у нас — так, ну мастер, ну знаток народной жизни, однако ведь не Достоевский (они с Писемским по годам жизни полные двойники). Но если попросту почитать — а что Достоевский? У нас изящная словесность или воинское подразделение с чинами и погонами?
1881 — родился французский романист и драматург Роже МАРТЕН ДЮ ГАР (Martin du Gard), лауреат Нобелевской премии 1937 года по литературе — “за художественную силу и правду в изображении человека, а также наиболее существенных сторон современной жизни”.
Писатель признавался, что решающим для его творческой судьбы было чтение “Войны и мира”. У Толстого он нашёл близкую ему манеру повествования, умение при эпической широте избегать многословия. Большинство произведений Мартена дю Гара написаны в форме roman fleuve, многотомного романа. При этом современники не относили его к традиционалистам, скорее он обновитель традиций, открыватель нового в привычном.
Скончался писатель в 1958.
* * *
“…Я как романист чувствую себя хорошо только в прошлом, в мире, воссозданном памятью. Отсюда невозможность использовать в моём творчестве события недавнего времени. Отсюда же и моя манера работать: сперва первоначальный набросок, который некоторое время отлёживается в ящике. Когда я возвращаюсь к своим заметкам, эпизоды, которые я представлял себе лишь в общих чертах, как бы становятся личными воспоминаниями”.
Дневник Р. Мартена дю Гара. 21 ноября 1940 года