Архив
Литературный календарь. 9–16 марта
“Человеческое общежитие отличается от быта животных тем, что каждый в человеческом обществе является вольным агентом суда или свидетелем…” Дневник М.М. Пришвина. 9 марта 1921 года.
Дневник М.М. Пришвина. 9 марта 1921 года.
9 марта
1901 — 24.02 — “Церковные ведомости при Святейшем Правительствующем Синоде” публикуют “Определение Священного Синода <…> с посланием верным чадам православныя греко-российския церкви о графе Льве Толстом”, где, в частности, сообщается, что Толстой “неприкровенно, но явно перед всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию Православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею”.
В этой истории с самого начала многое было запутано. Как видим, Толстого от Церкви не отлучали, а лишь свидетельствовали его от неё “отпадение”. Само “Определение Св. Синода…” было вызвано и просьбами многих верующих, в числе которых оказалось немало родителей молодых людей: авторитет Льва Толстого в России был чрезвычайно высок, и его свободные высказывания о религии и Церкви вызывали у многих прихожан вопрос об отношении православных священнослужителей и иерархов к таким выступлениям писателя.
Само выражение “отлучение от Церкви”, очевидно, возникло в кругах, близких к Толстому (так, именно это выражение употребляет в своём дневнике Софья Андреевна). Ещё следует подчеркнуть, что Толстой не был предан анафеме. Во-первых, в те времена обряд анафематствования уже не был персонифицирован, во-вторых, он совершался раз в году, в первое воскресенье Великого Поста, а ко дню синодского “Определения…” оно уже прошло (то есть отнести этот обряд и к Толстому также было нельзя). А знаменитый рассказ Куприна “Анафема” (1913) с фактической точки зрения недостоверен, это своего рода публицистический выпад писателя против Церкви и властей.
Сам Толстой, по свидетельству его секретаря Булгакова, отнёсся к этой истории почти равнодушно и только в последний год жизни интересовался, провозглашали ли ему анафему.
И, смеясь, сказал, что, во всяком случае, не чувствовал это.
10 марта
1861 — 26.02 — в Петербурге скончался Тарас Григорьевич ШЕВЧЕНКО (род. 1814).
В жизни он был поэтом и художником, но для Украины Шевченко — образ надкультурный, национальный, знаменосный, почти геологический — как Днепр. Не так давно яркая украинская постмодернистка Оксана Забужко (в России известен её роман “Полевые исследования украинского секса”) выпустила книгу “Шевченков миф Украины. Опыт философского анализа”, где есть немало любопытного (к сожалению, пока лишь для тех, кто владеет украинским языком).
А в Петербурге в канун третьего тысячелетия установили украинскому Кобзарю памятник. Шевченко здесь, в отличие от канонизированного даже стогривневой купюрой изображения, — стопроцентный европеец. Сторонникам движения Украины в западном направлении должно понравиться.
11 марта
1916 — 27.02 — Е.П. Пешкова — М.Горькому, из Москвы: “Как тревожно жить. У нас с первого вводятся карточки на хлеб. Хотя пошумели на Калужской площади у нас 3 дня назад. Шмелёв вчера рассказывал, как толпа окружила какого-то торговца мукой, водила его по складам, заставляли показывать — сколько муки. Настроение напряжённое, но не бурное.
Ой, как трудно жить”.
12 марта
1816 — 29.02 — родился писатель и этнограф Александр Степанович АФАНАСЬЕВ-ЧУЖБИНСКИЙ (вторая часть прибавлена к настоящей фамилии как псевдоним). Писал на русском и украинском языках — его нравоописательные “Очерки прошлого” выдержали несколько изданий, а очерк “Из корнетской жизни” — среди источников рассказа Льва Толстого “После бала”.
Долгое время был в дружеских отношениях с Шевченко, оставил о нём воспоминания; переводил Фенимора Купера, французских и польских писателей. В 1864 году основал газету “Петербургский листок”, быстро приобретшую популярность и просуществовавшую до 1917 года.
Скончался Афанасьев-Чужбинский в 1875.
13 марта
1906 — Дневник Жюля Ренара: “Вообразите себе жизнь без смерти. От отчаяния каждый день мы пытались бы себя убить”.
14 марта
1916 — 01.03 — “Последние листья” В.В. Розанова: “Цветок есть лицо растения. А плод — ум его”.
15 марта
1931 — родился прозаик и публицист Глеб Александрович ГОРЫШИН. В историю русской литературы советского периода вошёл как главный редактор ленинградского журнала “Аврора”, снятый с должности за политическую близорукость: в № 12/1981 вверенного ему издания, наряду с приветственным цветным портретом к 75-летию Брежнева, на 75-й странице (!) был напечатан рассказ “Юбилейная речь” Виктора Голявкина, воспринятый как насмешка над генсеком. Самое забавное, что до сих пор никто, как говорится, не взял на себя ответственность за этот аттракцион, хотя давно можно. Впрочем, люди, знающие нашу страну, вполне уверены, что всё это могло быть простым совпадением (если в нашей стране вообще возможны совпадения).
Возможно, так считал и Горышин. Во всяком случае, после отстранения от “Авроры” и вплоть до конца жизни (ум. 1998) он занимался экологическими проблемами.
“Да, нанюхался я цветов из Елисейских полей”. (В.В. Розанов. “Последние листья”. Запись 16 (3) марта 1916 года.)