Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Евгения ГОРБУНОВА,
Дубово-Гайская средняя школа,
Волжский район, Самарская область
Урок-мастерская по рассказу А.Платонова “Корова”. 6-й класс
“С каждым спаяно моё сердце...”
...про Человека, родимого
“всякому дыханию”, траве, зверю...
А.Платонов
Вначале урока предлагаю учащимся ответить на вопрос домашнего задания: можно ли назвать мир героев рассказа “Корова” “прекрасным и яростным”? (На предыдущем уроке в классе читали и обсуждали рассказ “В прекрасном и яростном мире”.)
Обращаю внимание ребят на тему урока и ставлю задачу работы в классе: опираясь на рассказ “Корова”, раскрыть смысл фразы Платонова: “...с каждым спаяно моё сердце...” Почему спаяно? Почему именно сердце? Разве с каждым?
Тема урока записывается ребятами в тетрадь. Она должна стать вектором восприятия рассказа в целом. Работу над содержанием, проникновение в мотивы поступков героев проведём путём выделения деталей, с точки зрения учащихся наиболее ярких. Класс работает в парах, имея право выбрать одно из двух заданий:
- Душевный мир главного героя (его мысли, переживания, мнения окружающих о нём).
- Трагедия коровы-матери.
Идёт важный этап самостоятельной работы с текстом. Ребята перечитывают его с карандашом, выписывают детали, отдельные слова и выражения, обсуждают в парах их выбор.
Отдельные работы позже зачитываются у доски, другие ученики могут оценить, сравнивая, свои записи (приблизительный объём – страница). Исключительно важно понимать значение такой работы. Мы вчитываемся в каждое слово писателя, учимся видеть художественную деталь, понимать её значимость.
Д У Ш Е В Н Ы Й М И Р Г Л А В Н О Г О Г Е Р О Я:
“Вася любил ходить в школу, потому что, слушая учительницу и читая книги, он воображал в своём уме весь мир, которого он ещё не знал...”
“Поэтому с тревогой и радостью он всматривался в лицо людей, глядящих из окон пассажирских поездов...”
“Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют”.
“Не было бы своего сына, я бы усыновил этого... Он с малолетства уже полный человек, а у него ещё всё впереди...”
“Вася постоял около неё, а потом обнял корову снизу за шею, чтоб она знала, что он понимает и любит её”.
“Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо, а мне пусть меньше, потому что я помню нашу корову и не забуду”.
Ж И З Н Ь И Т Р А Г Е Д И Я К О Р О В Ы - М А Т Е Р И:
“...у коровы не было своего имени”;
“...добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами”;
“...свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала её в молоко и в работу”;
“...она должна жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно”;
“Она всё время ждала своего сына – телёнка, а он не приходил”;
“Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала”;
“...своё горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек”;
“...что однажды вошло в сердце или в чувство её, то не могло быть там подавлено или забыто”;
“Она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе”;
“...её чужой горловой голос”;
“...молоко у неё пропало вовсе, и она стала угрюмой и непонятливой”.
Обсуждая выполненные задания, работаем над своеобразием языка произведения, пытаемся объяснить, в чём состоит выразительность стиля писателя Платонова. Например:
“...молоко в ней рожалось тоже беспрерывно” (появление молока – тяжёлая работа, необходимейшая для жизни, это такое же чудо, как рождение живого существа);
“...из неё ели молоко мать, отец и я” (полная отдача себя людям);
“Уставившись глазами в темнеющее поле, корова ждала своего сына” (о телятах не принято так говорить, но, описывая горе коровы, автор передаёт горе любой матери).
Особое внимание уделяем словам машиниста о Васе.
– Почему машинист хотел усыновить Васю, если бы у него “не было бы своего сына”? (Опять мотив отцовства, выделенный нами ещё в “В прекрасном и яростном мире”.)
– Какой смысл вкладывает машинист в слова: “Он с малолетства полный человек, а у него ещё всё впереди”?
– А как относится Вася к незнакомым людям, проезжающим мимо, к незнакомому пока миру дальних странствий? “Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придёт к ним...”
После обсуждения выполненных заданий “отражаем” героев друг в друге и выходим на идею произведения.
Предлагаю ребятам письменно ответить на один из вопросов:
- Что значила в жизни Васи корова?
- Почему рассказ так называется?
Главное для нас, что каждый думает, отвечает самостоятельно. Затем заслушиваем ответы, выделяем главное, дополняем, накапливаем. Учитель делает схематически записи на доске.
Говорим об общности всего живого: человек ли, корова ли – всё это частицы единого мира. Всякая душа – живая, трепещущая, ранимая – требует к себе доброго, “по-отцовски” заботливого отношения.
– Прочитайте Васино сочинение. Как вы относитесь к нему? Что можно сказать о стиле? На тему ли оно написано? Как в нём раскрывается главный герой?
Теперь переходим к кульминации творческого процесса. Ребята объясняют смысл фразы, вынесенной в название темы, сначала устно, а затем каждый формулирует письменный ответ.
Заканчиваю мастерскую просьбой подчеркнуть в тетради самые главные, на взгляд ученика, идеи урока.
Урок завершаю так:
– Представьте: мы не знаем, что оба рассказа – “Корова” и “В прекрасном и яростном мире” – написаны одним автором. Как можно об этом догадаться?
После такой, почти построчной работы с текстом учащиеся прекрасно чувствуют оригинальность, неповторимость стиля писателя, своеобразие его языка. Да и платоновская мысль о братстве человека и Вселенной, связующая все его произведения, становится понятной им.
И ещё раз обращаемся к автобиографии: “И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце...”
Творческие работы после урока сдаются учителю, проверяются и оцениваются.