Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2001

Архив

Литературный календарь

Литературный календарьЛитературный календарь

1—8 марта

        

 

 

 

          СМЕРТЬ
В крещенски голубую прорубь
Мелькнул души молочный голубь.
Взволнованный, долгий сердца вздох,
Его поймать успел ли Бог?

Испуганною трясогузкой
Прорыв перелетаю узкий.
Своей шарахнусь черноты…
Верчу глазами: где же ты?

Зовёт бывалое влеченье,
Труда тяжеле облегченье.
В летучем, без теней, огне
Пустынно и привольно мне!

Автор этого стихотворения Михаил Алексеевич КУЗМИН скончался в Ленинграде 1 марта 1936 года. Завершилась жизнь (род. 1872) одного из самых ярких мастеров “серебряного века”.

2 марта

1871 — 18.02 — родился Сергей Владиславович ЗАВАДСКИЙ. Сын правоведа, он и сам занимал высокие прокурорские и судебные посты. Литературной деятельностью стал заниматься в эмиграции, приобретя признание как тонкий исследователь (работы “Русский человек в русском слове”, “Новое определение драмы в свете романов Достоевского”, “Тургенев как человек и писатель” и др.). Известный читателям “Литературы” А.Л. Бём писал о Завадском: “Он не только мастерски владел словом, но и совершенно исключительным чутьём учитывал то, что в современной науке о языке именуют “функцией слова”, то есть умел применять слово сообразно обстановке и назначению”.

Скончался в 1935 году в Праге.

3 марта

1756 — родился английский писатель и философ Уильям ГОДВИН (Godwin). Уже в зрелом возрасте женился на писательнице Мэри Уоллстонкрафт. Брак оказался драматическим: жена умерла в родах, но их дочь стала знаменитой Мэри Шелли, создательницей знаменитого “Франкенштейна”.

В литературном наследии Годвина самая большая удача — роман “Сент Леон” (1799), соединивший множество мотивов, стилей и идей, разрабатывавшихся автором в философских сочинениях. Это был классический писатель для интеллектуалов, интерес которых к Годвину и обеспечивает его присутствие в истории английской литературы.

Скончался 7 апреля 1836 года.

4 марта

1991 — в Москве скончался Сергей Алексеевич БАРУЗДИН (род. 22 июля 1926). Совсем юным прошёл фронт Великой Отечественной, учился в Литературном институте. Начинал как детский писатель, выступал с военной прозой (роман “Повторение пройденного”)…

Особая и, как теперь видно, самая яркая страница судьбы Баруздина связана с журналом “Дружба народов”. Став его главным редактором (1966–1991), Баруздин превратил это довольно унылое соцреалистическое издание в едва ли не лучший “толстый” журнал предперестроечного пятнадцатилетия и первых лет перестройки.

1996 — в Москве скончался Борис Андреевич МОЖАЕВ (род. 1923). Можаев-прозаик хорошо известен, это классик деревенской темы в русской литературе советского периода. Меньше внимания обращается на его публицистику, хотя занимался ею писатель с начала 1960-х годов и сумел даже в подцензурной печати обозначить немало острейших хозяйственных проблем, связанных как с коммунистическими уродствами, так и с вековыми проблемами России, показать сложную и неразрывную связь между экономикой и нравственными началами.

5 марта

1966 — в Домодедово, под Москвой, скончалась Анна Андреевна АХМАТОВА (род. 1889), последняя из плеяды гениев “cеребряного века”.

Похоронена на кладбище в посёлке Комарово под Петербургом.

6 марта

1846 — 22.02 — в Петербурге скончался писатель, критик, журналист Николай Алексеевич ПОЛЕВОЙ (род. 1796). После закрытия в 1834 году его любимого детища — журнала “Московский телеграф” — Полевой бедствовал, превратился в литературного подёнщика, покинул Москву. Незадолго до кончины стал редактором “Литературной газеты”, но его попытки вернуться к романтическим идеалам молодости оборвала смерть.

1841 — 22.02 — в Москве родился Виктор Петрович БУРЕНИН, критик и поэт, один из самых знаменитых русских фельетонистов последней трети ХIХ — начала ХХ века. Широкая начитанность, остроумие до злоязычия, умение увидеть самое злободневное обеспечили Буренину широчайший успех у читателей и стойкую неприязнь в литературных кругах. Хотя, например, Александр Блок пародии Буренина на свои стихи знал наизусть и любил читать их друзьям. Каждому — своё.

Этот, как его называли, “литературный хулиган” дожил до глубокой старости и скончался в советском Ленинграде 15 августа 1926 года, к сожалению, так и не завершив своих воспоминаний.

7 марта

1921 — Письмо В.Г. Короленко С.Д. Протопопову: “У нас с засевами тоже плохо, и никакие тут декреты не помогут. Нельзя приказом заменить стихию. А любовь к себе и к семье — стихия. И когда это побуждение подавляется, когда приходится работать под угрозой, что плоды работы будут отняты под влиянием ещё далёкого “альтруизма”, то у современного человека, каков он теперь и каким ещё будет долго-долго, — невольно опускаются руки. А когда они опускаются, то никаким приказом их не поднять. Это было во время Великой французской революции, будет ещё долго, пока постепенно не переродится человечество”.

8 марта

1941 — в Панаме скончался американский писатель Шервуд АНДЕРСОН (Anderson; род. 13 сентября 1876). Обратился к литературе после долголетних скитаний по стране и перемены множества профессий. Начал с романов, куда излил разнообразные жизненные впечатления, но затем взялся за новеллистику и обрёл известность с выходом сборника “Уайнсбург, Огайо” (1919). Сам Андерсон говорил, что на его творчество оказала влияние русская проза — Толстой, Достоевский, Тургенев, Чехов. В свою очередь, Андерсона считали своим учителем Фолкнер, Фицджеральд, Хемингуэй (последний, правда, пародировал романный стиль наставника в повести “Вешние годы” — но ведь и пародия тоже форма учения).

В статье “О реализме” (1924) Андерсон изложил своё понимание этого ходкого, но нередко бессодержательного понятия. Несколько строк из этой статьи завершают календарь.

“По каким-то причинам – я их и сам не очень ясно представляю – воображение должно постоянно питаться действительностью, иначе оно обречено на голодную смерть. Изолируйте себя наглухо от жизни, и вы уже не художник, хотя вас и может хватить на одно-другое лирическое стихотворение. Что-то высыхает в душе, чахнет без пищи. Фантазия плодоносит, если её постоянно удобряешь реальной действительностью”.

Календарь ведёт Лариса МЕЗЕНЦЕВА.
Все даты российского календаря до 1918 года даны по новому и старому стилю.
 
Рейтинг@Mail.ru