Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Татьяна ГАВРИЛОВА, г. Братск, Иркутская область
Тема купечества в романе М.Горького “Фома Гордеев”
В программе по литературе за 11-й класс (автор Т.Ф. Курдюмова) при изучении творчества М.Горького на выбор предлагается несколько произведений, в том числе и роман “Фома Гордеев”, который ранее включали лишь в обзор. Между тем роман интересен широкой картиной русской купеческой жизни 90-х годов XIX века. Купеческая тема в курсе школьной программы представлена только пьесами А.Н. Островского, написанными в 60-е годы. Мне показалось интересным сравнить купеческую среду (нравы, обычаи, жизненную философию) этих периодов, разница между которыми 30–40 лет.
Текстуальное изучение романа я разбила на 4 урока. Так как уроки в старших классах, как правило, сдвоенные, предлагаю и соответствующее планирование: 1–2-й уроки – изучение глав 1–6; 3–4-й уроки – изучение глав 7–13.
Вопросы и задания к главам 1–6.
- Каким человеком был отец Фомы?
- В чём состояла суть отцовской науки?
- Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?
- В чём состояли поиски собственного “я”?
- Выпишите из текста выражения, которые вам кажутся афористическими, интересными, спорными.
Вопросы и задания к главам 7–13.
- Какова жизненная философия Якова Маякина?
- Проследите взаимоотношения Фомы с крёстным отцом после смерти отца.
- Как складывается судьба Фомы после смерти отца?
- Почему Фома не пошёл по следам отца?
- Продолжите работу над интересными, спорными выражениями.
- Сравните обитателей города Калинова, их быт и нравы в пьесе А.Н. Островского “Гроза” с героями и их взглядами на жизнь в романе М.Горького.
- Дайте краткую характеристику ровесников Фомы: Ежова, Любы Маякиной.
Уроки 1–2. Сын своего отца
1. Купец в государстве – первая сила, потому что с ними миллионы.
2. Нет уж, я сам себе место выберу.
Ц е л ь: Обсудить содержание глав 1–6 по предложенным ранее вопросам. Выяснить, как и под влиянием кого и чего формировались характер и мировоззрение Фомы Гордеева.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Краткое содержание вступительного слова может быть таким. В романе М.Горького “Фома Гордеев” представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвёт со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, своё “я”. В конце концов спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, подобной той, что Горький показал в пьесе “На дне”.
II. Анализ содержания романа.
- Горький начинает свой роман с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве. Почему?
– Расскажите о нём (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).
– Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского “Гроза”? Какую вы увидели разницу?
- Как складываются отношения Фомы с отцом? Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?
“Надо учить тебя жить-то”, – часто говорил отец сыну.
– Учащиеся должны назвать несколько таких правил, цитируя текст, например:
– “...ты им хозяин, они твои слуги, так и знай”;
– “...ты хозяин, и потому волен делать, что хочешь”;
– “...ум имей хоть маленький, но свой”;
– “...нужно с разумом жалеть...”
И так далее.
Обобщение (может сделать или учитель, или учащиеся). Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.
- Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
– Взаимоотношение с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин);
– пренебрежительное отношение к бедным;
– первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок);
– странности характера (мечтательность, самокопание);
– стремление жить не по указке (поиски “себя” и своего места в жизни).
- Обратить внимание учащихся на эпиграфы к уроку.
III. Обобщение учителя.
Г л а в н а я м ы с л ь: Фома – белая ворона в своей среде.
Уроки 3–4
Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.
II. Продолжение обсуждения романа.
- Уроки Якова Маякина.
– Каких жизненных принципов придерживается крёстный отец Фомы, чему он учил крестника?
Учащиеся отвечают, цитируя: “Буду я тебя, Фома, учить; самую настоящую, верную науку преподам я тебе... и ежели ты её поймёшь – будешь жить без ошибок”; “Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи”.
– Как нарастает неприязнь Фомы к Якову Тарасовичу?
“А умён... умнее отца... умнее, но – хуже”, – думает Фома о нём. Почему?
– Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?
– Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена купеческого гулянья на новом пароходе купца Кононова? (Обязательное чтение речи Якова Маякина и Фомы Гордеева.)
– Каким в словах Фомы предстаёт купечество?
- В романе М.Горький, помимо Фомы, рисует образы ещё нескольких молодых людей – ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о Любе Маякиной, Африкане Смолине, Тарасе Маякине, Николае Ежове? (Учащиеся делают сообщения о каждом из этих героев.)
- Обобщение.
Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей их действительностью. Неудовлетворённость их жизнью – явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: “Или всех грызи, или лежи в грязи”.
Ежов – пустозвон, он очень далёк от народа, который его не понимает, да и он его не понимает. Фома это увидел.
Только он, только Фома Гордеев в своём протесте против волчьих законов своей среды пошёл до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти своё место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком. Мечется в поисках людей, которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всех и вся.
- Возможное будущее Фомы? (Предположения учащихся с учётом исторического процесса этого периода.)
III. Сопоставление с пьесой Островского “Гроза”.
– Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?
– С кем из героев можно сравнить Фому?
IV. Анализ языка романа.
Языку романа свойственны яркая образность, меткость, афористичность. В процессе чтения учащиеся находили в тексте интересные, спорные, афористические высказывания, которые обсуждались в классе, заставляя ребят о многом задумываться.
Обсуждались, например, такие выражения:
– “Совесть непобедима лишь для слабых духом”;
– “А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным”;
– “Правду только подслушать можно”;
– “Нет на земле человека гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее принимающего её”.
– “Что нужно делать, чтобы спокойно жить, то есть чтобы собой быть довольным?
Для этого нужно жить беспокойно и избегать, как дурной болезни, даже возможности быть довольным собой.
Нужно жить всегда влюблённым во что-нибудь недоступное себе.
Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху”.
(Все выражения предлагаются с обязательным указанием на то, кем, кому и в какой ситуации были сказаны данные слова.)
V. Итоговое сочинение: “Тема купечества в русской литературе”.
Можно предложить самостоятельную работу: “Размышляя над афоризмом...”