Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2001

Я иду на урок

Тема купечества в романе М.Горького “Фома Гордеев”

Я ИДУ НА УРОК

Татьяна ГАВРИЛОВА, г. Братск, Иркутская областьИллюстрация к роману М.Горького «Фома Гордеев». Художники Кукрыниксы. 1948–1949 гг.

Тема купечества в романе М.Горького “Фома Гордеев”

В программе по литературе за 11-й класс (автор Т.Ф. Курдюмова) при изучении творчества М.Горького на выбор предлагается несколько произведений, в том числе и роман “Фома Гордеев”, который ранее включали лишь в обзор. Между тем роман интересен широкой картиной русской купеческой жизни 90-х годов XIX века. Купеческая тема в курсе школьной программы представлена только пьесами А.Н. Островского, написанными в 60-е годы. Мне показалось интересным сравнить купеческую среду (нравы, обычаи, жизненную философию) этих периодов, разница между которыми 30–40 лет.

Текстуальное изучение романа я разбила на 4 урока. Так как уроки в старших классах, как правило, сдвоенные, предлагаю и соответствующее планирование: 1–2-й уроки – изучение глав 1–6; 3–4-й уроки – изучение глав 7–13.

Вопросы и задания к главам 1–6.
  • Каким человеком был отец Фомы?
  • В чём состояла суть отцовской науки?
  • Как проявлялся характер Фомы в общении с разными людьми?
  • В чём состояли поиски собственного “я”?
  • Выпишите из текста выражения, которые вам кажутся афористическими, интересными, спорными.
Вопросы и задания к главам 7–13.
  • Какова жизненная философия Якова Маякина?
  • Проследите взаимоотношения Фомы с крёстным отцом после смерти отца.
  • Как складывается судьба Фомы после смерти отца?
  • Почему Фома не пошёл по следам отца?
  • Продолжите работу над интересными, спорными выражениями.
  • Сравните обитателей города Калинова, их быт и нравы в пьесе А.Н. Островского “Гроза” с героями и их взглядами на жизнь в романе М.Горького.
  • Дайте краткую характеристику ровесников Фомы: Ежова, Любы Маякиной.

Уроки 1–2. Сын своего отца

1. Купец в государстве – первая сила, потому что с ними миллионы.

2. Нет уж, я сам себе место выберу.

Ц е л ь: Обсудить содержание глав 1–6 по предложенным ранее вопросам. Выяснить, как и под влиянием кого и чего формировались характер и мировоззрение Фомы Гордеева.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Краткое содержание вступительного слова может быть таким. В романе М.Горького “Фома Гордеев” представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвёт со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, своё “я”. В конце концов спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, подобной той, что Горький показал в пьесе “На дне”.

II. Анализ содержания романа.

  • Горький начинает свой роман с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве. Почему?

– Расскажите о нём (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).

– Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского “Гроза”? Какую вы увидели разницу?

  • Как складываются отношения Фомы с отцом? Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?

“Надо учить тебя жить-то”, – часто говорил отец сыну.

– Учащиеся должны назвать несколько таких правил, цитируя текст, например:

– “...ты им хозяин, они твои слуги, так и знай”;

– “...ты хозяин, и потому волен делать, что хочешь”;

– “...ум имей хоть маленький, но свой”;

– “...нужно с разумом жалеть...”

И так далее.

Обобщение (может сделать или учитель, или учащиеся). Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.

  • Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

– Взаимоотношение с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин);

– пренебрежительное отношение к бедным;

– первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок);

– странности характера (мечтательность, самокопание);

– стремление жить не по указке (поиски “себя” и своего места в жизни).

  • Обратить внимание учащихся на эпиграфы к уроку.

III. Обобщение учителя.

Г л а в н а я  м ы с л ь: Фома – белая ворона в своей среде.

Уроки 3–4

Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

II. Продолжение обсуждения романа.

  • Уроки Якова Маякина.

– Каких жизненных принципов придерживается крёстный отец Фомы, чему он учил крестника?

Учащиеся отвечают, цитируя: “Буду я тебя, Фома, учить; самую настоящую, верную науку преподам я тебе... и ежели ты её поймёшь – будешь жить без ошибок”; “Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи”.

– Как нарастает неприязнь Фомы к Якову Тарасовичу?

“А умён... умнее отца... умнее, но – хуже”, – думает Фома о нём. Почему?

– Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?

– Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена купеческого гулянья на новом пароходе купца Кононова? (Обязательное чтение речи Якова Маякина и Фомы Гордеева.)

– Каким в словах Фомы предстаёт купечество?

  • В романе М.Горький, помимо Фомы, рисует образы ещё нескольких молодых людей – ровесников главного героя, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о Любе Маякиной, Африкане Смолине, Тарасе Маякине, Николае Ежове? (Учащиеся делают сообщения о каждом из этих героев.)
  • Обобщение.

Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей их действительностью. Неудовлетворённость их жизнью – явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: “Или всех грызи, или лежи в грязи”.

Ежов – пустозвон, он очень далёк от народа, который его не понимает, да и он его не понимает. Фома это увидел.

Только он, только Фома Гордеев в своём протесте против волчьих законов своей среды пошёл до конца. Романтические, сказочные представления о жизни очень скоро натолкнулись на совершенно другую реальную жизнь, где свои законы, которые он не может понять и объяснить и по которым не хочет жить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти своё место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком. Мечется в поисках людей, которые живут и думают по-другому. Не найдя, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из жизненного тупика, разуверившись во всех и вся.

  • Возможное будущее Фомы? (Предположения учащихся с учётом исторического процесса этого периода.)

III. Сопоставление с пьесой Островского “Гроза”.

– Что-нибудь изменилось в купеческой среде спустя 30 лет?

– С кем из героев можно сравнить Фому?

IV. Анализ языка романа.

Языку романа свойственны яркая образность, меткость, афористичность. В процессе чтения учащиеся находили в тексте интересные, спорные, афористические высказывания, которые обсуждались в классе, заставляя ребят о многом задумываться.

Обсуждались, например, такие выражения:

– “Совесть непобедима лишь для слабых духом”;

– “А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным”;

– “Правду только подслушать можно”;

– “Нет на земле человека гаже и противнее подающего милостыню, нет человека несчастнее принимающего её”.

– “Что нужно делать, чтобы спокойно жить, то есть чтобы собой быть довольным?

Для этого нужно жить беспокойно и избегать, как дурной болезни, даже возможности быть довольным собой.

Нужно жить всегда влюблённым во что-нибудь недоступное себе.

Человек становится выше ростом оттого, что тянется кверху”.

(Все выражения предлагаются с обязательным указанием на то, кем, кому и в какой ситуации были сказаны данные слова.)

V. Итоговое сочинение: “Тема купечества в русской литературе”.

Можно предложить самостоятельную работу: “Размышляя над афоризмом...”

 
Рейтинг@Mail.ru