Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2001

Архив

Честная масленица

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Ольга ХАРИТОНОВА, г. Воронеж«Масленица». Художник Б.Кустодиев. 1919 г.

Честная масленица

Игра для старшеклассников на литературно-историческом и фольклорном материале.

В игре, посвящённой масленице, принимают участие три команды по 6–7 человек, а также “актёрская” группа, которая обеспечивает инсценирование эпизодов из художественных произведений.

В е д у щ и й.

“Масленица – один из любимейших праздников русского народа. Сама природа к этому времени принимается ликовать, как бы предчувствуя приближение Весны-Красны и скорую гибель Мораны – зимы... Солнышко начинает пригревать в полуденную пору совсем по-весеннему: и оно словно тешится, играет, заставляя плакать белые снега слезами горючими, а <...> люд деревенский радоваться да чествовать госпожу Масленицу...” (Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц).

Конкурс I. Сретенье

В стране литературных героев

В е д у щ и й.

Наш первый конкурс пройдёт на материале “весенней сказки” Александра Николаевича Островского “Снегурочка”. В “Прологе” сказочной феерии писатель в метафорической форме изобразил встречу двух времён года – Зимы и Весны. Островский использовал здесь образы славянской мифологии. Некоторые из этих образов вам, ребята, придётся “примерить” на себя.

(Для участия в конкурсе приглашаются по одному игроку от каждой команды. Карточки, которые вручаются учащимся, содержат характеристику героя, данную им самим либо другими действующими лицами произведения.)

Прочитайте словесный портрет и “узнайте себя”. Другой вариант: узнать “своих” героев вам помогут музыкальные отрывки из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”. Прослушав фрагменты арий, назовите персонажей.

Образцы записей на карточках.
Карточка № 1 (Весна):
Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого.
Карточка № 2 (Мороз):
  Уж то-то мне раздолье и простор.
  По богатым посадским домам
  Колотить по углам,
  У ворот вереями скрипеть,
  Под полозьями петь
  Любо мне, любо, любо, любо.
Карточка № 3 (Ярило-Солнце):
  Палящий бог ленивых берендеев
  ...............................
                Топит, плавит
  Дворцы <...> киоски, галереи,
  Изящную работу украшений,
  Подробностей мельчайшую резьбу,
  Плоды трудов и замыслов.
Вопросы представителю команды № 1 (Мороз).
Инсценировка.
М о р о з. Весна-Красна, здорова ли вернулась?
В е с н а. И ты здоров ли, Дед-Мороз?
М о р о з.                       Спасибо,
           Живётся мне не худо. Берендеи
           О нынешней зиме не позабудут,
           Весёлая была; плясало солнце
           От холоду на утренней заре...
В е с н а. Не дурно ты попировал, пора бы>
           И в путь тебе...
М о р о з.              Не гони,
           И сам уйду...

В е д у щ и й.

Куда же вы направитесь прямиком из Берендеева царства? Где ваша главная резиденция?

  (Уйду, уйду, на утренней заре,
  По ветерку, умчусь к сибирским тундрам.
  .......................................
  Владычество моё в Сибири вечно...)

“Из разных слов, придуманных людьми, – признаётесь вы в пьесе, – страшней всего Морозу слово...” Что же это за слово? (Таять.)

Вопросы представителю команды № 2 (Весна).
Инсценировка.
Л е ш и й. Конец зиме пропели петухи,
           Весна-Красна спускается на землю.
           Полночный час настал, сторожку Леший
           Отсторожил, – ныряй в дупло и спи.
В е с н а. В урочный час обычной чередою
           Являюсь я на землю берендеев,
           Нерадостно и холодно встречает
           Весну свою угрюмая страна.
           Печальный вид: под снежной пеленою
           ....................................
           Лежат поля остылые. В оковах
           ....................................
           Леса стоят безмолвны, под снегами
           Опущены густые лапы елей...
           ....................................
           И всё лишь свет, и всё лишь блеск холодный,
           И нет тепла. Не так меня встречают
           Счастливые долины юга, – там
           Ковры лугов, акаций ароматы,
           И тёплый пар возделанных садов...

В е д у щ и й.

Весна-Красна поведала нам, как по-разному встречают её северные и южные земли. Какая же встреча вам, голубушка, больше по душе? Почему?

(Но я люблю полунощные страны,
 Мне любо их могучую природу
 Будить от сна и звать из недр земных
 Родящую, таинственную силу...
Инсценировка.
  В е с н а.
Изволь, дитя, – любовью поделиться
Готова я; родник неистощимый
Любовных сил в венке моём цветном.
Сними его! Присядь ко мне поближе!
(Весна садится на траву, Снегурочка подле неё.)
Смотри, дитя, какое сочетанье
Цветов и трав, какие переливы
Цветной игры и запахов приятных!
(Надевает венок на голову Снегурочки.)

В е д у щ и й.

Сколько составляющих в вашем венке? “Сочетанье” каких “цветов и трав” придаёт волшебную силу любви этому венку? Назовите хотя бы три из них. (Можно предложить выбрать цветы из стоящего в вазе букета.) (В венке семь – счастливое число! – составляющих: ландыш, незабудка, роза, василёк, кашка, хмель, мак.)

Вопросы представителю команды № 3 (Ярило-Солнце).
Инсценировка.
Ц а р ь  Б е р е н д е й. 
Не всё у нас благополучно, друг.
Пятнадцать лет не кажется Ярило
На наш призыв...
Сердит на нас Ярило.
Б е р м я т а.
Царь премудрый,
За что б ему сердиться?
Ц а р ь. 
Есть за что.
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенье красоте...
.................................
И сердится на нас Ярило-Солнце
И стужей мстит. Понятно?
Б е р м я т а.
Понимаю,
Великий царь, но горю пособить
Не вижу средств.
Царь. Мольбами лишь смягчают гнев богов
И жертвами. Бессонницей томимый,
Продумал я всю ночь, до утра вплоть,
И вот на чём остановился...
Угодней нет Яриле жертвы!
Чем же можно угодить вам, чтоб гнев сменился милостью?
Ц а р ь.
В Ярилин день, в запоRведном лесу
К рассвету дня сойдутся берендеи.
Велим собрать, что есть в моём народе,
Девиц-невест и парней-женихов
И всех зараз союзом неразрывным
Соединим...)

Ваш ярый враг – Мороз. Недоброжелательность ваша распространяется и на его дочку – Снегурочку. Мороз прослышал, “будто Солнце // Сбирается губить Снегурку... Ярило сожжёт её, испепелит, растопит...” Однако до определённой поры “не властен он вредить Снегурке”. До каких пор Снегурочка неуязвима для ваших палящих лучей? (“Доколе ж младенчески чиста её душа”, то есть пока огонь любви не проник в сердце девушки.)

Конкурс II. “Привычки милой старины”

Ведущий задаёт соревнующимся вопросы, требующие обстоятельных ответов. Команда может заработать от одного до трёх очков, в зависимости от “качества” объяснений.

Вопрос команде № 1.

У Пушкина в “Евгении Онегине” в главе, рассказывающей о семействе Лариных, есть строки:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины...

Почему масленицу называли “жирной”? Какими ещё эпитетами народ награждал масленицу? Почему? (М.Забылин в книге “Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия” приводит толкование, данное иностранным гостем: “Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье <...> В народном быту масленица слывёт честною, а по разгульности и раздолью широкою, так как русский человек в эти дни предаётся широкому разгулу”.

Типичные для масленицы необычайные пиршества, изобилие всяких яств, всевозможные развлечения – всё это символизировало то благополучие, которое должен принести с собой будущий урожай. Поэтому масленицу в народе именуют ещё щедрой.)

Вопрос команде № 2.
В масленичных песнях поётся:
А мы масленицу повстречали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
На широк двор зазывали
Да блинами заедали.

Почему на масленицу пекут блины? Что символизировал собой в старину обряд поедания блинов?

(Исполнители масленичных обрядов своеобразно заклинали солнце и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее разгорание. Обычай печения и поедания блинов, круглая форма которых была символическим “знаком” солнца, – один из любимейших и в наше время.

“Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красив и горяч, как горячее, всё прогревающее солнце... Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”, – писал А.И. Куприн.

А у А.А. Коринфского в книге “Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц” читаем: “Масленая неделя связана и теперь до некоторой степени с поминовением по родителям, что особенно ярко выражается в обычае печь в это время блины, являющиеся необходимой принадлежностью поминок <...> Так, в некоторых местностях первый испечённый масленичный блин кладут на слуховое оконце – для родителей”.)

Вопрос команде № 3.

Звучит фрагмент оперы Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”: хор берендеев “Прощай, масленица!”. Возможен просмотр отрывка из кинофильма “Снегурочка”.

Почему в период масленичных гуляний по улицам возили чучело? Какие ритуальные действия совершались с этим чучелом в начале и в конце празднования?

(Чучело из соломы, тряпья или снега обычно сооружали в виде женской фигуры. Сначала такую “масленицу” окружали почётом, выражали любовь к ней, пели ей песни, прося масленицу не уходить, побыть ещё. Затем чучело вывозили за деревню, забрасывали снежками, разбивали, сжигали. Обряд этот символизировал проводы чудища-зимы. В “весенней сказке” А.Н. Островского чучело не уничтожают, а просто отвозят в лес и оставляют в чащобе.)

Конкурс III. “Дела давно минувших дней”

Конкурс знатоков

В конкурсе участвуют по одному знатоку от каждой команды. Ведущий задаёт вопрос и предлагает три варианта ответа. Если задание будет выполнено правильно, представитель команды получит один балл.

Вопрос знатоку из команды № 1.

Восшествие на престол одного из российских монархов совпало с временем масленичных гуляний. В честь коронации в Москве был устроен грандиозный праздник – карнавал, продолжавшийся в течение трёх дней. В нём участвовало 4 тысячи человек, 200 огромных колесниц, в каждую из которых запрягли от 12 до 24 волов. Маскарадное шествие замыкала богиня мудрости в окружении добродетелей, наук, искусств, и называлось карнавальное действо “Торжествующая Минерва”.

Кто же короновался в Москве с такой помпой во время масленицы.

Елизавета Петровна

Екатерина II

Павел I

Вопрос знатоку из команды № 2.

В рассказе А.П. Чехова “Глупый француз” клоун Пуркуа наблюдает в московском трактире, как “полный благообразный господин”, сидящий за соседним столиком, в пять минут съедает пять блинов и заказывает ещё “штук десять-пятнадцать”, а справившись с ними, велит принести ещё порцию, бутылку вина и селянку из осетрины. “О, страна чудес! – думает чеховский француз. – Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса!” Среди русских писателей было немало гурманов, но гастрономические “способности” одного из них стали поистине легендой.

По слухам, он даже умер от объедания: то ли рябчиков объелся, то ли блинов, то ли и того и другого. Кто же это?

И.А. Крылов

В.А. Жуковский

И.А. Гончаров

Вопрос знатоку из команды № 3.

Щедрая масленица дарит людям любовь и счастье.

“Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины <...> я не хотела идти туда... Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашённых и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом... Это была быстрая, необыкновенно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь”, – вспоминала женщина, ставшая впоследствии женой известного писателя.

А вот что писал об этом он сам в своём знаменитом романе: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

Как вы думаете, кто же этот писатель, которому масленица подарила встречу с судьбой, с любовью?

А.С. Пушкин

М.А. Булгаков

И.А. Бунин

Конкурс IV. “Ах, снег, снежок!”

Масленичные забавы

В е д у щ и й.

Вниманию участников состязаний предлагается картина “Взятие снежного городка”, на которой автор запечатлел народные забавы во время прощания с зимой.

“В Пензенской и Симбирской губерниях, в субботу на масленицу, крестьянские ребята строят на реке из снега города с башнями и двумя воротами... Ребята разделяются на конницу и пехоту. Конница осаждает город, а пехота защищает его... Но некоторые из конных, невзирая на сопротивление, прорываются сквозь пехоту и на всём скаку въезжают в ледяные ворота, что и значит: взять городок”, – читаем в книге М.Забылина “Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия”.

Вопросы (общие для всех команд).

– Кто автор этой картины?

В.М. Васнецов

В.И. Суриков

И.Е. Репин

– Как вы думаете, какая “награда” ожидает победителя, прорвавшего оборону снежной крепости?

Победителя игры “купают” в снегу, в проруби

Угощают вином

Чествуют как-то иначе

В е д у щ и й.

Произведения русской литературы донесли до нас описания снежных, ледовых забав наших предков. Посмотрим небольшую инсценировку. “Императрица играла в бильярд с Мариорицей, которую сама учила этому искусству...”

И м п е р а т р и ц а (увидев входящего Волынского). А, наш любезный кабинет-министр? Каково здоровье?

В о л ы н с к и й. Ещё худо, ваше величество.

И м п е р а т р и ц а. Это заметно.

В о л ы н с к и й. Но я поспешил сделать вам угодное, государыня, принялся ныне же за устройство ледяного дворца.

И м п е р а т р и ц а. Я любовалась уж из окна, как у вас дело спеет. Мне это очень приятно. Вы с таким усердием исполняете моё желание, что даже нездоровье вас не удержало.

В о л ы н с к и й. Удовольствие ваше, государыня, дорого нам.

И м п е р а т р и ц а. Не взыщите, господа, что отвлекаю вас от дел государственных для своих прихотей... Да, таки прихотей <...> не скрываю этого; но старая, хворая, брюзгливая женщина всегда с причудами. Зато недолго буду вам надоедать ими. Мне уж и память вечную поют...

В е д у щ и й. “Работа спела. Между адмиралтейством и Зимним дворцом, как бы по мановению волшебного жезла, встало в несколько дней дивное здание, какого ни одна страна, кроме России, не производила и какое мог только произвесть суровый север наш с помощью жестокой зимы <...> И когда солнце развернуло свои лучи на этом ледяном доме, он казался высеченным из одного куска сапфира...” – так писал об этом уникальном сооружении автор известного исторического романа.

Вопрос (общий для трёх команд).

Кто же из писателей XIX столетия увековечил сию “ледовитую затею” в одном из своих произведений? Дать ответ вам поможет книжная выставка.

(На специальной подставке разложены книги: романы М.Загоскина, И.Лажечникова, А.К. Толстого, А.Дюма. На томики надеты суперобложки, скрывающие названия произведений, но дающие возможность прочитать фамилию автора. После того как команды представят свои версии, ведущий попросит ребят снять обложки, чтобы воочию убедиться в правильности ответов.

М.Загоскин

И.Лажечников

А.К. Толстой

А.Дюма

Вопрос команде № 1.

Кто та государыня, что повелела выстроить для зимних увеселений сие “чудо света”?

Елизавета Петровна

Анна Иоанновна

Екатерина II

Вопрос команде № 2.

Какого рода увеселения были устроены в ледяном доме?

Бал-маскарад

Шутовская свадьба

Потешное взятие “зимнего дворца”, шуточная коронация монарха

Вопрос команде № 3.

За обедом во время этой потешной свадьбы некий придворный поэт громогласно произносит стихи “собственной работы”:

Здравствуйте, женившись, дурак и дура,
Ещё... тота и фигура!
Теперь-то прямое время нам повеселитца,
Теперь-то всячески поезжаным должно беситца.
............................................
Ах, вижу, как вы теперь ради!
Гремите, гудите, брянчите, скачите.
Шалите, кричите, пляшите!
Свищи, весна, свищи, красна!

(Стихи может прочесть заранее подготовленный ученик. Текст взят из романа И.Лажечникова “Ледяной дом”.)

Назовите этого известного поэта XVIII века.

М.В. Ломоносов

А.П. Сумароков

В.К. Тредиаковский

Конкурс V. “Толковый словарь”

В этом туре состязаются две команды, вышедшие на финишную прямую, набравшие наибольшее количество очков.

Ведущий в быстром темпе читает толкование значений слов; учащиеся должны одним словом назвать предмет, о котором идёт речь. Каждый верный ответ приносит команде одно очко. Побеждает группа, давшая наибольшее количество правильных ответов.

Задания команде № 1. Гардероб наших предков.

Высокий женский головной убор.
Правильный ответ: --Кика-- выделите мышкой

Женская обувь, полусапожки.
Правильный ответ: --Коты-- выделите мышкой

Правильный ответ: --Запон-- выделите мышкой

Полотенце из лучших сортов полотна.
Правильный ответ: --Ширинка-- выделите мышкой

Старинная женская и мужская одежда из дорогой ткани в виде халата без застёжек.
Правильный ответ: --Ферязь-- выделите мышкой

Мужская верхняя одежда со стоячим воротом и сборками сзади на талии.
Правильный ответ: --Казакин-- выделите мышкой

Домотканая шерстяная юбка.
Правильный ответ: --Понёва-- выделите мышкой

(Ответы можно записать на стенде по кругу. Игрокам останется только выбрать нужный вариант.)

Какую из перечисленных вещей мечтала иметь Бобылиха – героиня пьесы “Снегурочка”?
Правильный ответ: --Кику рогатую с окатным жемчугом-- выделите мышкой

Задания команде № 2. Яства.

Крестьянский слабоалкогольный напиток, приготовляемый из злаков.
Правильный ответ: --Брага-- выделите мышкой

Горячий медовый напиток с добавлением пряностей.
Правильный ответ: --Сбитень-- выделите мышкой

Холодное кушанье из кваса с отварной свекольной ботвой, луком и рыбой.
Правильный ответ: --Ботвинья-- выделите мышкой

Тонкая лепёшка из кислого жидкого теста, испечённая на сковородке.
Правильный ответ: --Блин-- выделите мышкой

Сложенная в форме пирожка лепёшка с начинкой.
Правильный ответ: --Сочень-- выделите мышкой

Студенистое жидкое кушанье.
Правильный ответ: --Кисель-- выделите мышкой

Пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой.
Правильный ответ: --Калач-- выделите мышкой

Как поступали с хлебными яствами, оставшимися от масленичных торжеств?

C аппетитом поедали на следующий день

Брезговали, считая их погаными, и выбрасывали

Относились как к святыне, стараясь сохранить подольше

Финал. Масленичный поезд

В е д у щ и й.

Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала крещёная матушка – Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась.

Каждый день на масленой неделе имел своё особое название, связанное с определёнными ритуалами, совершаемыми в этот день. Так, понедельник – встреча честной масленицы. В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай – такое существовало поверье.

А как назывались другие дни масленой недели? Прощёный день, лакомка, тёщины вечёрки, встреча, золовкины посиделки, заигрыш, разгуляй – расположите названия по порядку, то есть так, как следовали друг за другом дни на масленой неделе.

Можно заранее нарисовать на листе картона сани с запряжённой в них тройкой лошадей. Изготовить таких “саней” нужно будет 7 – по числу дней в неделе. На санях надпишем названия дней: лакомка, разгуляй и так далее. Когда игроки установят “повозки” в нужном порядке, получится своеобразный праздничный кортеж. Каждая команда составляет свой “масленичный поезд”. А выглядеть он должен так: понедельник – встреча, вторник – заигрыш (в этот день начинаются весёлые игры), среда – лакомка (“Что есть в печи – всё на стол мечи!” – гласит пословица), четверг – разгуляй (потешный поезд, катания на лошадях “по солнышку” – по часовой стрелке вокруг деревни), пятница – тёщины вечёрки (зятья ходят в гости к тёще “на блины”), суббота – золовкины посиделки (посещение родных), воскресенье – прощёный день (в этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесённые обиды).

 
Рейтинг@Mail.ru