Архив
ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
Владимир Хабловский
Взгляд кентавра
“Литература”, спасибо ей огромное, следит за СМИ, электронными и традиционными, чтобы не искажали малоизвестные факты из области беллетристики. Однако это не значит, что к своим публикациям редакция относится некритически. А есть к чему придраться, и далеко ходить не надо.
В том же 37-м номере, в котором бичуют НТВ и иже с ними, страницу перевернёшь и в статье “Жёсткость и жестокость” находишь правильную мысль: “...истинная жестокость и садизм – удел слабых и несостоятельных личностей”. Абзацем ниже о Кромвеле: “...великий полководец и администратор, подавляя восстание в Ирландии (как мы в Чечне), проявил крайнюю, истинно варварскую жестокость”. Надо всё-таки решить: величина Кромвель, несмотря на помеченный изъян, или так себе, состоялся или нет, ну и тогда уж заодно, пакетом – совместимы злодейство и политический гений или нет? На лица не взираем, на то, какой они национальности.
Вот, кстати, и о ней. Зачем скрывать, что Сталин грузин, коль скоро решили беспристрастно выяснить, кто чей в действительности сын? (Как никогда, уместно определение – “сукин”.) Вот только зря Адольфа Гитлера записали в немцы, не взяли во внимание ни его родителей по фамилии Шикльгрубер, ни место рождения – город Браунау, что в Австрии. А чем ещё определяется национальность? Её, в отличие об убеждений, вероисповедания и пола, не поменяешь – это раз и навсегда.
С историей как будто закончили. Листаем дальше и через несколько страниц попадаем в другое времечко и измереньице, в статью Николая Анастасьева о Вирджинии Вульф. Всё правильно даже в отношении Британского музея, который, по определению автора, обладает магнитными свойствами. В духе далёкого жюль-верновского прошлого, когда считалось, что магнит притягивает всё. Но с тех пор сколько воды утекло. И уже даже двоечнику известно, что магнит в основном притягивает железо, но никак не более тонкие материи. Здесь больше подошло бы прилагательное “магнетический”, тут и намёк на биоэнергетику, и на гипноз – на всё, что хочешь. В конце концов, можно было просто сказать – притягательный. Вот именно – просто, когда авторская душа просит изыска. Муза порхает над рукописью и, словно птичка, делает свои отметины. Так, о писательском даре писательницы сказано, что он “кентаврической природы... это умение и стремление разом смотреть в обе стороны”. Согласны, что в кентавре много необычного и двойственного – всё-таки лошадь и человек одновременно, не всегда они гармонируют друг с другом в большом и малом.
Коню, как показывают купеческие опыты Саввы Морозова, претит шампанское, человеку кажется безвкусным сено. Но в том, что касается зрения, обе кентаврические половинки, звериная и человеческая, едины – глядят вперёд или назад, смотря по обстоятельствам. Со стороны хвоста, извините за прямоту, третьего глаза нет и не будет, если только не использовать идиоматическое свойство глаза, помимо прочего, ещё и натягиваться.
Итак, констатируем: двумя лицами – спереди и сзади – и соответствующей способностью вести круговое обозрение обладал Янус, римский бог дверей, входов и выходов, начала и конца. Таким же двуличным, но на более низком, животном уровне был другой харизматический герой, порождение Корнея Ивановича Чуковского – Тяни-Толкай. К кому из них по духу ближе творчество англичанки, решайте сами. Однако кентавр тут совершенно ни при чём, и совершенно зря красивую, но сомнительную фразу о даре “кентаврической природы” продублировали на титульной странице.