Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2001

Архив

Кто такой Мудров, лучше определивший болезнь Наташи?

ГАЛЕРЕЯ

Марина БАРКОВСКАЯ, школа N 1280, Москва

Кто такой Мудров, лучше определивший болезнь Наташи?«Война и мир». Иллюстрация Д.Шмаринова.

Мир праху твоему, муж, принёсший столько пользы соотечественникам своим! Пока существовать будет Москва, имя Мудрова не придёт в забвение. Пока мы любопытны о медицине, об успехах её, дотоле будем признательны к заслугам Мудрова.
(«Вестник естественных наук и медицины», 1831)

Читая вместе со своими учениками на уроках литературы эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир», я невольно натолкнулась на фамилию Мудров, упоминавшуюся в третьем томе романа: "Как бы переносил граф болезнь своей любимой дочери, ежели бы он не знал, что ему стоила тысячи рублей болезнь Наташи; ежели бы он не имел возможности рассказывать подробности о том, как Метивье и Феллер не поняли, а Фриз понял, и Мудров ещё лучше определил болезнь?" (Л.Н. Толстой. Война и мир. М.: Изд-во «Просвещение», 1981. Т. 3. С. 51--52).

Кто же такой Мудров? И почему же он "лучше" других "определил болезнь" любимой героини великого писателя?

Оказывается, врач Матвей Яковлевич Мудров -- реальное лицо. Он родился в 1776 году в бедной многодетной семье священника Вологодского девичьего монастыря. Отец Матвея врачом не был, но с большим терпением и радостью исцелял души и тела бедных людей, обращавшихся к нему за помощью.

Юноша, отправившийся учиться в Москву, получил от отца медный крест, которым был крещён, чайную фаянсовую чашку и двадцать пять копеек медных денег. Больше ничего не мог отец дать сыну, которого напутствовал словами: "Ступай, учись, служи, сохраняй во всём порядок, будь прилежен к добрым делам, помни бедность и бедных. Этим ты утешишь отца с матерью.

В Москве Матвей при поступлении в Московский университет получил шпагу из рук самого поэта Хераскова, производившего юношей в студенты.

Он отучился, совершенствовал свои знания в Европе, начал преподавать и открыл в столице частную практику. К доктору Мудрову приходили за помощью и богатые, и бедные. Последним, следуя совету отца, доктор отдавал не только свои знания, но и деньги, полученные от богатых. Именно Матвей Мудров подметил, что лекари-иностранцы сделали профессию врача высокооплачиваемой.

-- Научитесь прежде всего лечить нищих, -- учил Мудров с кафедры Московского университета. -- Вооружитесь против их болезней домашними снадобьями, ибо бедность не позволяет покупать лекарства из аптеки.

Матвей Мудров был врачом ломоносовского типа, первым создавшим при университете анатомический театр, возглавившим строительство клинического и медицинского институтов, собравшим одну из лучших в Москве медицинскую библиотеку и после 1812 года отдавшим её в общественное пользование, упорядочившим составление и ведение истории болезни.

Именно этого человека можно считать основателем терапевтической школы. Он говорил: Врач -- раб природы и слуга больного, является повелителем болезни! Видимо, поэтому ему так легко и удалось разгадать болезнь Наташи и понять её лучше других, ему, выросшему в России и посвятившему себя врачеванию души и тела русского человека.

В двадцать четыре часа Матвея Мудрова посылали на чуму и холеру, чтобы остановить смерть. Через некоторое время он со славою возвращался назад. Среди учеников и друзей чудесного доктора было много интересных людей: будущий драматург и историк театра Фёдор Кони, писатель и поэт Чаадаев и другие. Вот только жизнь этого замечательного человека оборвалась неожиданно. Погиб он от холеры в Петербурге, спасая жителей от ужасной болезни, и был похоронен на отдалённом кладбище Куликова поля. На могильной гранитной плите перечислены все звания Матвея Яковлевича Мудрова, занимающие многие строчки. На мой взгляд, дело совсем не в перечислении заслуг русского доктора! Дело в другом. Ему доверяли простые люди. Он был сведущим в медицине и просто добрым человеком. Поэтому среди иностранных фамилий докторов, приглашённых к графинюшке Наташе Ростовой, получивших медицинское образование в лучших университетах Европы, появилась простая русская фамилия Мудров -- фамилия доктора, лучше других разгадавшего причины нездоровья дочери графа.

Литература

1. Вострышев М. Московские обыватели. М.: Молодая гвардия, 1999.

2. Толстой Л.Н. Война и мир (указанное выше издание).

 
Рейтинг@Mail.ru