Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2001

Архив

Сочинение – классика школьных экзаменов

ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ

С ведущим специалистом по литературе Министерства образования РФ Татьяной Алексеевной КАЛГАНОВОЙ беседует корреспондент Мария Сетюкова-Кузнецова

Сочинение – классика школьных экзаменов

Мария Сетюкова-Кузнецова. Татьяна Алексеевна, прежде чем начать разговор о темах сочинений выпускного экзамена по литературе, хотелось бы поговорить о темах, так сказать, “будничных” сочинений, которые старшеклассники пишут в школе и дома. Это особенно актуально сейчас, когда есть ещё время на подготовку к экзамену и надо его использовать как можно рациональнее. С вашей точки зрения, каковы основные недочёты при составлении тем для творческих работ учащихся?

Татьяна Калганова. Это очень важный вопрос. Неудачные темы действительно не такая уж большая редкость. Зачастую дети работают над совершенно неподходящими им по ряду причин темами сочинений. Остановлюсь на наиболее распространённых недостатках.

1. Темы не соответствуют возрасту учащихся. Например: “Между тем Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина” (И.Гончаров). Эта формулировка требует от учащихся работы одновременно с несколькими произведениями и сравнительной характеристики трёх героев, что весьма сложно.

Кроме того, длинная цитата из критической статьи И.Гончарова «Мильон терзаний» даёт установку на однозначное (бесспорное) толкование образа героя комедии Грибоедова. Кстати, и других литературных героев, с которыми нужно сравнить Чацкого. Такая формулировка не позволяет ученику, если он думает иначе, отклониться от буквы статьи. И он вынужден доказывать мысль, высказанную Гончаровым.

Или другой пример: “Сколько доброты в стихах Есенина! Кто ещё может так, как он, писать о животных...” (Л.Никулин. «Мир животных в поэзии Есенина»). Во-первых, эта тема уровня 5–6-х классов, так как три стихотворения поэта о животных – «Песнь о собаке» (“Утром в ржаном закуте...”), «Корова» (“Дряхлая, выпали зубы...”), «Лисица» (“На раздробленной ноге приковыляла...”) – изучаются именно в этих классах. Во-вторых, в формулировке, очень длинной и многословной, сначала даётся ответ (в цитате Никулина), а потом уже сформулирована тема.

2. В формулировке не содержится проблемы, которую нужно раскрывать. Например: “Всё начинается с детства” (на литературном материале или по жизненным впечатлениям). Такие темы позволяют дать самые разнообразные субъективные толкования проверяющим и предоставляют им возможность сказать, что “тема не раскрыта”, надо было писать “не об этом”, а “о том”.

3. В формулировке содержатся две различные темы. Одна без скобок, другая в скобках.

“Чтобы узнать тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко знать его прошлое”. (Историческая тема в русской литературе на примере одного произведения.) О чём же писать?

“Перечитывая любимые страницы...” (Роль эпизода в создании характера героя в повести М.Булгакова «Собачье сердце» или в романе «Мастер и Маргарита»). Следует заметить, что, раскрывая образ-характер героя, выпускник напишет о его портрете, речи, поступках, деталях быта, пейзаже и так далее. Эпизод произведения не является самостоятельной составляющей характеристики героя, в нём лишь в той или иной степени проявляются вышеназванные компоненты.

“Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни: они то учат, то зовут, то благословляют...” (Н.Гумилёв). (Сочинение по любому стихотворению поэта XX века.) С одной стороны, вроде бы дана тема, то есть указание Гумилёва, его мнение о стихах, которое надо доказать, а в скобках говорится: пиши что хочешь, но не в каждом же стихотворении есть всё то, что видел Гумилёв!

4. Сама формулировка бессмысленна, суть её раскрывается словами, данными в скобках.

Например, “Два письма” (Роль писем Татьяны и Онегина в композиции романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Зачем же писать лишние, не несущие смысловой нагрузки слова два письма? Не проще ли написать “Письмо Татьяны и письмо Онегина”, тем более что они так и называются в романе Пушкина, и понятно, что их надо сравнить.

“Его зарыли в шар земной, Как будто в мавзолей” (С.Орлов). (Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.)

Использование метафоры с её многозначностью в качестве формулировки темы усложняет работу учащегося и не способствует объективной оценке сочинения.

5. Тема сформулирована некорректно. Использована цитата из одного писателя, а раскрывать нужно творчество другого.

“Что же с нами происходит?” (В.Шукшин). (Сочинение-рассуждение о нравственных исканиях героев в творчестве В.Астафьева. На примере одного произведения.) В данном случае обидно за Виктора Астафьева, ведь для темы сочинения по его произведениям можно найти слова и у него самого.

Таковы в общих чертах недочёты, встречающиеся сегодня при формулировании тем сочинений.

М.С.-К. Есть ли у тем выпускных сочинений этого года какие-то принципиальные отличия от тем года прошедшего?

Т.К. В этом году мы решили не давать тем, связанных с теоретико-литературными понятиями. Как показывает практика, выпускники берут их неохотно. Кроме того, свободная тема будет только одна. Основное же направление подбора тем сохраняется, главное внимание уделяется работе с художественным произведением, его анализу. Эта форма экзамена соответствует целям и задачам литературного образования в школе.

Сегодня, так же, впрочем, как это и было всегда, для нас, словесников, самое главное – выработать у детей привычку к чтению, развить, насколько это в наших силах, хороший литературный вкус, сформировать культуру речи. Без чтения художественной литературы молодому человеку сложно освоить богатство русского языка и быть просто грамотным человеком. Выпускной экзамен по литературе в форме сочинения (то есть письменной работы, проверяющей умение самостоятельно излагать мысли) направлен на это же. Иными словами, цели и задачи обучения литературе и формы контроля находятся в гармоническом единстве. Будем реально смотреть на вещи: часть учеников читает объёмные произведения во многом благодаря желанию получить хороший балл за сочинение – как в течение учебного года, так и на выпускном экзамене по литературе.

Но большинство юношей и девушек всё-таки понимают, как в среде культурных людей относятся к человеку, который не прочитал ни одного романа Толстого или Достоевского. В лучшем случае – с сожалением. Конечно, без знания русской классики можно прожить. И порой прожить безбедно. Однако в повседневной жизни приходится испытывать определённый дискомфорт в общении с образованными людьми, да и трудно сегодня назвать профессию, которая не требовала бы умений грамотно говорить и толково записать свои мысли. Служебная записка на работе, письмо родственникам в другой город, сценарий детского домашнего праздника, поздравление друзьям, да мало ли случаев в жизни, когда человеку, далёкому от литературного труда, надо что-нибудь сочинить!.. Кстати, актуальность умения выражать свои мысли письменно ещё больше возрастает с внедрением в нашу жизнь Интернета. Тоже своего рода возрождение эпистолярного жанра на новом витке.

Однако не станем томить читателей ожиданием, давайте познакомим их с примерными темами сочинений этого года.

1. Тема сформулирована по русской литературе XIX века. (Произведение указано.)
2. Анализ указанного стихотворения XIX или XX века.
3. Роль указанного эпизода в произведении русской литературы XIX века.
4. Тема сформулирована по русской прозе XIX века. (На примере одного произведения, которое выбирает ученик.)
5. Рецензия на произведение писателя XX века. (Рассказ или повесть выбирает ученик.)
6. Тема сформулирована по русской литературе XХ века. (На примере одного произведения, которое выбирает ученик.)
7. Свободная тема. (На литературном материале или по жизненным впечатлениям.)

М.С.-К. Можно ли, по вашему мнению, предлагать для выпускного сочинения темы, раскрывая которые ученик мог бы показать знания по предмету, которым он увлекается?

Т.К. Отличная мысль. В XIX веке гимназистам наряду с темами на основе художественных произведений предлагались и темы исторического характера. Например: “Влияние книгопечатания на успехи просвещения”. Сегодня вполне можно предложить подобные темы, а также связанные с экологическими, с искусствоведческими, географическими и другими знаниями.

М.С-К. Приходится слышать иногда, как жалуются некоторые словесники: надоело проверять работы на одну и ту же тему, скука смертная...

Т.К. Но позвольте... А водителю автобуса, годами ездящему по одному и тому же маршруту, не надоело? А врачу, изо в день выслушивающему жалобы на повышенную температуру и боль в боку, не надоело? Профессия учителя в смысле присутствия творческих моментов как раз довольно завидная. Конечно, и в ней есть и рутина, и монотонность... Но для развлечения существуют часы досуга, выставки, театры... Не будем забывать о том, что ученик, сидящий перед нами, прочёл «Капитанскую дочку» не в десятый, а в первый и, скорее всего, в последний раз и сочинение по этому произведению напишет один, максимум – два раза.

Новые условия жизни неизбежно тянут за собой новые формы обучения. Но сила хорошего образования всегда заключалась в гармоничном сочетании традиции и новаторства. Сочинение – это классика, проверенная, или, как мы теперь говорим, апробированная, веками. Будем надеяться, что выпускники этого года – первого года нового тысячелетия – сдадут успешно экзамен по литературе.

Пожелаем друг другу в новогодние дни стабильности, уверенности в завтрашнем дне и обязательно хороших учеников – самостоятельных, творческих, пытливых.

С Новым годом! С Новым счастьем!

 
Рейтинг@Mail.ru