Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №48/2000

События и встречи

· ОТКУДА  ЕСТЬ   ПОШЛО  СЛОВО  ·  ФАКУЛЬТАТИВ ·   РАССКАЗЫ  ОБ   ИЛЛЮСТРАТОРАХ  ·  АРХИВ ·   ТРИБУНА · СЛОВАРЬ  ·   УЧИМСЯ   У  УЧЕНИКОВ  ·  ПАНТЕОН  ·  Я   ИДУ  НА  УРОК  ·   ПЕРЕЧИТАЕМ   ЗАНОВО  ·  ШТУДИИ · НОВОЕ   В  ШКОЛЬНЫХ  ПРОГРАММАХ  · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ · ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК  · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ ·

За литературу!

Уважаемые читатели!
Перед вами — 48-й номер нашей газеты, последний не только в этом году, но и в двадцатом веке и даже в целом тысячелетии. Мы решили посвятить его самой важной, на наш взгляд, проблеме, разрешать которую придётся уже в новом, двадцать первом веке, — проблеме школьного экзамена по литературе. Сочинение, традиционно предлагавшееся выпускникам в качестве проверки их знаний по литературе, в последнее время стало подвергаться нападкам, прежде всего со стороны чиновников от образования, которые додумались до замены сочинения изложением с творческим заданием (см. в этом номере на 15-й странице наш комментарий по поводу такой замены). Выяснилось также, что попытки отказаться от сочинения идут рука об руку с планами по сворачиванию преподавания литературы вообще. Одна из мотивировок подобных решений состоит в том, что ученикам, мол, не под силу творить в предложенном жанре, поэтому все сочинения списываются из разнообразных пособий, которыми наводнён сегодня рынок, а кроме того, литература должна уступить своё место предметам более нужным и прогрессивным с практической точки зрения. (Вам это ничего не напоминает? Нам — доброе старое советское время, когда во главу угла ставилась не гуманитаризация образования, как во всём цивилизованном мире, а его технократичность. Иначе говоря, как и пишет в своём заявлении Русский ПЕН-центр (см. «Новую газету», 2000, № 65), не воспитание личности поручалось школе, а изготовление винтика для государственной машины, столь любезного коммунистам. Впрочем, чему тут удивляться: ведь подписанный министром Базисный учебный план для 12-летней школы с удручающе обкорнанным в нём местом для литературы вызрел в недрах думского комитета по образованию, который возглавляет член ЦК КПРФ И.И. Мельников!)

Другая мотивировка: книги сейчас никто не читает, кроме того, резко упала грамотность — так не лучше ли за счёт сокращения часов на литературу увеличить количество часов на изучение русского языка? (Как будто так называемый метод “врождённой грамотности” не связан непосредственно с чтением, как будто можно эту самую грамотность вдолбить в головы простым запоминанием абстрактных правил!)

Мы предлагаем авторам подобных выдумок послушать самих учеников, которых они собираются лишить права читать и изучать литературу, познакомиться с тем, как можно и должно писать школьные сочинения. В сегодняшнем номере мы печатаем ответы челябинских учеников физико-математического лицея на вопрос о том, нужна ли им литература, творческие работы учеников озёрской (Челябинская область), московской, краснокаменской (Читинская область), новомосковской (Тульская область) школ. Думается, что лучшего свидетельства плодотворности сочинения, его важности в школе найти нельзя. Может быть, чиновникам стоит подумать о том, как организовать работу с учителями так, чтобы они научились учить писать сочинения не по шаблону, как собирать и распространять полезный опыт, накопленный во многих педагогических коллективах (а о том, что такой опыт есть, свидетельствуют, кстати, и многочисленные публикации на страницах нашей газеты, и неиссякающая читательская почта)? Это труднее, чем запрещать, однако именно лёгкие решения, как показывает опыт, приводят к необратимым, зачастую катастрофическим последствиям.

Мы предлагаем сделать работу по осмыслению роли литературы в школьной программе коллективной и гласной. С удовольствием предоставим страницы нашей газеты всем заинтересованным сторонам для высказывания самых смелых точек зрения. Сообщаем также, что в наши издательские планы входит (если, разумеется, сумеем найти для этого спонсора) создание журнала, ориентированного на публикацию сочинений и рефератов талантливых ребят. При том, что мы сохраним у себя в газете рубрику «Учимся у учеников». Журнал же откроет доступ не только литературоведческому творчеству школьников, но и будет, если возникнет необходимость, сопровождать сочинение учащегося рецензией ведущего учёного или педагога. В нашей почте немало нареканий учителей на то, что та или иная комиссия по образованию не согласилась с их оценкой того или иного сочинения их учеников. Нередко нам присылают такие сочинения. Но не лучше ли вам, а не нам выступать в роли объективных арбитров?

И последнее. Именно от нашей с вами активной позиции зависит будущее литературы в школе. Поэтому давайте в наступающем году вместе отстаивать наши интересы. И пусть одним из самых главных тостов на приближающемся новогоднем празднике станет тост: “За литературу!”, который с вашего позволения мы будем воспринимать и как “За «Литературу»!”, а в целокупности — за долголетие нашего с вами предмета и нашей с вами газеты.

Рейтинг@Mail.ru