События и встречи
· ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО СЛОВО · ФАКУЛЬТАТИВ · РАССКАЗЫ ОБ ИЛЛЮСТРАТОРАХ · АРХИВ · ТРИБУНА · СЛОВАРЬ · УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ · ПАНТЕОН · Я ИДУ НА УРОК · ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО · ШТУДИИ · НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ · ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ · |
Уважаемые читатели!
Перед вами — 48-й номер нашей газеты, последний не
только в этом году, но и в двадцатом веке и даже в
целом тысячелетии. Мы решили посвятить его самой
важной, на наш взгляд, проблеме, разрешать
которую придётся уже в новом, двадцать первом
веке, — проблеме школьного экзамена по
литературе. Сочинение, традиционно
предлагавшееся выпускникам в качестве проверки
их знаний по литературе, в последнее время стало
подвергаться нападкам, прежде всего со стороны
чиновников от образования, которые додумались до
замены сочинения изложением с творческим
заданием (см. в этом номере на 15-й странице наш
комментарий по поводу такой замены). Выяснилось
также, что попытки отказаться от сочинения идут
рука об руку с планами по сворачиванию
преподавания литературы вообще. Одна из
мотивировок подобных решений состоит в том, что
ученикам, мол, не под силу творить в предложенном
жанре, поэтому все сочинения списываются из
разнообразных пособий, которыми наводнён
сегодня рынок, а кроме того, литература должна
уступить своё место предметам более нужным и
прогрессивным с практической точки зрения. (Вам
это ничего не напоминает? Нам — доброе старое
советское время, когда во главу угла ставилась не
гуманитаризация образования, как во всём
цивилизованном мире, а его технократичность.
Иначе говоря, как и пишет в своём заявлении
Русский ПЕН-центр (см. «Новую газету», 2000, № 65), не
воспитание личности поручалось школе, а
изготовление винтика для государственной
машины, столь любезного коммунистам. Впрочем,
чему тут удивляться: ведь подписанный министром
Базисный учебный план для 12-летней школы с
удручающе обкорнанным в нём местом для
литературы вызрел в недрах думского комитета по
образованию, который возглавляет член ЦК КПРФ
И.И. Мельников!)
Другая мотивировка: книги сейчас никто не читает, кроме того, резко упала грамотность — так не лучше ли за счёт сокращения часов на литературу увеличить количество часов на изучение русского языка? (Как будто так называемый метод “врождённой грамотности” не связан непосредственно с чтением, как будто можно эту самую грамотность вдолбить в головы простым запоминанием абстрактных правил!)
Мы предлагаем авторам подобных выдумок послушать самих учеников, которых они собираются лишить права читать и изучать литературу, познакомиться с тем, как можно и должно писать школьные сочинения. В сегодняшнем номере мы печатаем ответы челябинских учеников физико-математического лицея на вопрос о том, нужна ли им литература, творческие работы учеников озёрской (Челябинская область), московской, краснокаменской (Читинская область), новомосковской (Тульская область) школ. Думается, что лучшего свидетельства плодотворности сочинения, его важности в школе найти нельзя. Может быть, чиновникам стоит подумать о том, как организовать работу с учителями так, чтобы они научились учить писать сочинения не по шаблону, как собирать и распространять полезный опыт, накопленный во многих педагогических коллективах (а о том, что такой опыт есть, свидетельствуют, кстати, и многочисленные публикации на страницах нашей газеты, и неиссякающая читательская почта)? Это труднее, чем запрещать, однако именно лёгкие решения, как показывает опыт, приводят к необратимым, зачастую катастрофическим последствиям.
Мы предлагаем сделать работу по осмыслению роли литературы в школьной программе коллективной и гласной. С удовольствием предоставим страницы нашей газеты всем заинтересованным сторонам для высказывания самых смелых точек зрения. Сообщаем также, что в наши издательские планы входит (если, разумеется, сумеем найти для этого спонсора) создание журнала, ориентированного на публикацию сочинений и рефератов талантливых ребят. При том, что мы сохраним у себя в газете рубрику «Учимся у учеников». Журнал же откроет доступ не только литературоведческому творчеству школьников, но и будет, если возникнет необходимость, сопровождать сочинение учащегося рецензией ведущего учёного или педагога. В нашей почте немало нареканий учителей на то, что та или иная комиссия по образованию не согласилась с их оценкой того или иного сочинения их учеников. Нередко нам присылают такие сочинения. Но не лучше ли вам, а не нам выступать в роли объективных арбитров?
И последнее. Именно от нашей с вами активной позиции зависит будущее литературы в школе. Поэтому давайте в наступающем году вместе отстаивать наши интересы. И пусть одним из самых главных тостов на приближающемся новогоднем празднике станет тост: “За литературу!”, который с вашего позволения мы будем воспринимать и как “За «Литературу»!”, а в целокупности — за долголетие нашего с вами предмета и нашей с вами газеты.