Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №38/2000

Архив

· ОТКУДА  ЕСТЬ   ПОШЛО  СЛОВО  ·  ФАКУЛЬТАТИВ ·   РАССКАЗЫ  ОБ   ИЛЛЮСТРАТОРАХ  ·  АРХИВ ·   ТРИБУНА · СЛОВАРЬ  ·   УЧИМСЯ   У  УЧЕНИКОВ  ·  ПАНТЕОН  ·  Я   ИДУ  НА  УРОК  ·   ПЕРЕЧИТАЕМ   ЗАНОВО  ·  ШТУДИИ · НОВОЕ   В  ШКОЛЬНЫХ  ПРОГРАММАХ  · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ · ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК  · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ ·
Татьяна ТЮРИНА,
г. Саранск

"Вьeтся по ветру«Весeлый Роджер»..."

“Пиратская” тема на уроке внеклассного чтения в 5-м классе

Цели урока:

отработать технологию работы над текстом;
закрепить умение характеризовать литературного героя;
познакомить с историческими сведениями о пиратах, дать понятие о пиратском фольклоре (песнях).

Эпиграф:

...Когда воротимся мы в Портленд,
нас примет Родина в объятья.
Да только в Портленд воротиться
не дай нам, Боже, никогда...
                    Б.Окуджава

Оборудование:

1. Пиратские атрибуты (макет пиратского парусника, глобус и так далее).
2. Аудиокассета с записью песни попугая-пирата в исполнении В.Высоцкого (с пластинки «Алиса в Стране чудес»).
3. Рисунки учащихся к произведениям о пиратах.
4. Выставка книг по теме «Приключенческая литература»: Ж.Верн, Э.По, Ф.Купер, Ш. де Костер, Д.Свифт, А.Дюма.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Наш урок проходит в необычной обстановке: глобус, парусник с чёрным флагом, пираты на рисунках... И запись на доске непривычная: “Вьётся по ветру «Весёлый Роджер», // Люди Флинта песенку поют...” Ребята! Вы что-нибудь понимаете? Давайте позовём на помощь наших друзей: господина Паганеля, мистера Холмса и Олега. Пусть они нам помогут разобраться.

II. Беседа пятиклассника Олега с г-ном Паганелем и Ш.Холмсом.

Олег: Добрый день, г-н Паганель и мистер Шерлок Холмс! Господин Паганель, после того как я познакомился с удивительной историей поисков капитана Гранта, хочется опять отправиться навстречу приключениям.

Паганель: Ничего сложного, мой юный друг. Смотри, сколько книг на полке. Выбери с самым интригующим названием.

Олег (перебирая книги): Пожалуй, вот эта. Роберт Льюис Стивенсон, «Остров сокровищ». Мистер Холмс, как правило, вы всё знаете о людях. Скажите, Стивенсон был моряком или путешественником?

Холмс: Стивенсон мечтал стать путешественником, а сам годами был прикован к постели. Тогда он стал путешествовать в своём воображении, придумывать героев и их приключения. Однажды для своего приёмного сына он нарисовал карту воображаемого острова, напоминающего своими очертаниями дракона, а затем каждый вечер вся семья писателя собиралась вместе, чтобы послушать новую главу из будущего приключенческого романа, получившего впоследствии название «Остров сокровищ». Представьте себе сейчас одного из его персонажей... (Здесь прослушивается аудиозапись песенки попугая-пирата в исполнении В.Высоцкого.)

Паганель: Стивенсон был уверен, что ребятам понравится его книга, ведь мальчишки любят играть в пиратов.

Учитель: Посмотрите, узнаёте ли вы вот этих героев?

III. Инсценирование отрывка из книги М.Твена «Приключения Тома Сойера...» (Том и Гек играют в пиратов).

Том: Такая жизнь как раз по мне. И утром не надо вставать, и умываться не надо, и в школу не надо ходить... Понимаешь, Гек, если ты пират, так тебе ничего не надо делать...

Гек: Давай придумаем себе пиратские прозвища. Я буду Кровавая Рука. А ты, Том?

Том: А я – Гроза Океанов и Чёрный Мститель Испанских Морей...

Гек: А вообще, Том, что делают пираты?

Том: О, им очень весело живётся: они захватывают корабли, жгут их, а деньги берут себе и зарывают в каком-нибудь заколдованном месте на таинственном острове, чтобы их стерегли там всякие призраки...

Гек: А как они одеты! Вот это да! Сплошь в золото, серебро и бриллианты... По-моему, я в пираты не гожусь: не так одет – а другого у меня ничего нет...

IV. Проблемные вопросы учителя:

Кто эти герои? Из какого произведения? Как вы думаете, почему Том Сойер и Гек Финн любили играть в пиратов? Какая сторона “пиратства” их привлекла?

V. Продолжение беседы Олега с Паганелем и Холмсом.

Олег: Господин Паганель, уточните, кто такие пираты. Когда они появились?

Паганель: Дело в том, что Англия и Испания – две великие морские державы – на протяжении веков вели войну. Иногда англичане отправляли своих моряков грабить испанские суда, гружённые золотом. Это был конец XVI века. Тогда пиратов называли корсарами. На захваченном судне они поднимали чёрный флаг с черепом и костями.

Холмс: Присоединяйтесь к нам, мой юный друг Олег. Мы как раз хотим поговорить о некоторых событиях, описанных в книге Стивенсона «Остров сокровищ».

VI. Обобщающий вопрос учителя.

Ребята, вы теперь догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? О чём расскажет нам книга «Остров сокровищ»? (Ответы учащихся.)

VII. Объявление цели урока: обсудить 30-ю главу книги – «На честное слово».

Технология работы над текстом – 3 шага:

1) догадка, “предположение до чтения”;
2) диалог с автором во время чтения;
3) выводы, обобщения после чтения.

VIII. Три шага.

Первый шаг работы над текстом – задание учителя: по заглавию главы «На честное слово» и иллюстрациям о героях, по ключевым словам (запись на доске) сделайте свои предположения о содержании главы, её главной мысли. (Ответы учащихся.)

Ключевые слова к 30-й главе: блокгауз, неповиновение, в плену, неукрощённые, пираты, изменить слову, жизнь на волоске, доктор и пациенты, Джон балагурил.

Второй шаг работы над текстом – чтение по абзацам с уточняющими вопросами и комментариями.

Зачем доктор Ливси приходит в стан пиратов, где его могут убить?
Почему он в начале главы так холоден с Джимом?
Как держится доктор Ливси среди пиратов? Как относятся к нему пираты? Почему они не смеют его тронуть?
На каких условиях Сильвер разрешил Джиму поговорить с доктором?
Что вкладывал Сильвер при этом в понятие “джентльмен”?
Можно ли назвать Сильвера умным?
Почему он пользуется авторитетом среди пиратов?
Можно ли считать Сильвера трусом?
Как объясняет Джим свой отказ нарушить слово?

Третий шаг работы над текстом – после чтения.

В чём совпали и не совпали ваши первоначальные предположения о содержании текста, его героях, теме и основной мысли?
Можно ли считать, что герои главы живут по законам чести? Почему?
Какая серьёзная проблема поставлена автором в этой главе?
Докажите, что изображение Сильвера в книге не является односторонним. (Назовите отрицательные и привлекательные черты его характера.)
Что роднит роман Стивенсона с романом Ж.Верна «Дети капитана Гранта»?
Почему роман Стивенсона можно назвать приключенческим?

IX. Пиратский фольклор.

Знакомство с «Пиратской лирической» Б.Окуджавы.
Какое представление о пиратах у вас возникает после чтения стихотворения Б.Окуджавы?
Зачем Окуджава использует рефрен, то есть настойчиво повторяет строки: “Да только в Портленд воротиться // нам не придётся никогда”?
Какое настроение отражает песня? Почему она называется «Пиратская лирическая»? Есть ли сходство с песнями из романа Стивенсона «Остров сокровищ»?

X. Подведение итогов урока.

Рейтинг@Mail.ru