Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2000

Я иду на урок

· ОТКУДА  ЕСТЬ   ПОШЛО  СЛОВО  ·  ФАКУЛЬТАТИВ ·   РАССКАЗЫ  ОБ   ИЛЛЮСТРАТОРАХ  ·  АРХИВ ·   ТРИБУНА · СЛОВАРЬ  ·   УЧИМСЯ   У  УЧЕНИКОВ  ·  ПАНТЕОН  ·  Я   ИДУ  НА  УРОК  ·   ПЕРЕЧИТАЕМ   ЗАНОВО  ·  ШТУДИИ · НОВОЕ   В  ШКОЛЬНЫХ  ПРОГРАММАХ  · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ · ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК  · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ ·
Людмила Радионова,
Новгородская область,
г. Окуловка, школа № 2

Урок по новелле Евгения Носова
«Белый гусь»

Работаю по программе А.Г. Кутузова, но вношу свои коррективы. Так, считаю, что с понятием “новелла” детей можно познакомить раньше 7-го класса. С этой целью беру небольшое повествование Е.Носова «Белый гусь».
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь к познанию”.
Почему?
“Любознательность заставляет биться мысль, а мысль порождает чувство, а чувство же в свою очередь окрашивает наши поступки. Так вот я – за любознательность!
А значит – за богатство человеческой души и добрые поступки”, – восклицает писатель. И его мысли созвучны моим, потому что мне (как и любому словеснику) предназначена эта особая миссия: пробуждать чувства, учить видеть мир “удивительный”, находить в малом великое, слышать во всём музыку и любить свою родную землю.
Многие произведения писателя помогут этому.
Я предлагаю обратиться к новелле Евгения Ивановича Носова с хорошим названием «Белый гусь».

Тема урока: “У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Цели урока:

– учить постигать тайны слова: улавливать детали, находить художественные средства выразительности; учить слышать музыку в душе и в произведении;
– развивать речь и мышление учащихся;
– учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому.

К этому уроку дети выполняют задания, которые заранее вывешены на планшете (см. приложение «Материалы для планшета...»). Также детям, как всегда, предлагается приготовиться к «Свободному микрофону». Иногда слово им предоставляется в начале урока, но в данном случае – в конце: им будет легче, так как тема урока и цели его не из простых (нужно многое почувствовать, в этом необходима помощь учителя).

Можно заранее провести словарную работу на уроке русского языка: гусь – гуRси (мн. число), гусыRня; сиротаR – сироRты (мн. число), град – граRдина.

Ход урока

I. Предкоммуникативная фаза

Звучит «Лунная соната» Бетховена. Спрашиваю детей о том, какие эмоции (чувства, душевные переживания) вызвала музыка, близко ли это детям, кто может быть автором этой музыки. Учащиеся узнали Бетховена, его знаменитую «Лунную сонату», написанную в лунную ночь после случайной встречи со слепой девушкой, которая играла одну из пьес великого мастера.

– А может ли быть музыка в художественном произведении? – спрашиваю. – В лирике – это ясно. Но, оказывается, и в эпическом произведении она присутствует.

Даю возможность высказаться детям, как они это понимают: “музыка в произведении”. Оказывается, в их понимании это музыка души, в душе, это состояние сердца, когда хочется плакать или радоваться, петь или танцевать.

Ввожу понятие “психологизм”. На доске – толкование слова: “душевность, углублённое изображение психических (психо /греч./ – душа), то есть душевных переживаний. Психологизм в литературе – это показ состояния души всего живого: и человека, и растения, и любого живого существа. Это и есть музыка души.

Подбираем родственные слова: душевный, задушевный... Красивые слова, добрые. Беседуем о том, просто ли показать, раскрыть душу, услышать музыку в произведении.

– Каким даром надо обладать писателю и читателю?

Приходим к выводу о том, что они должны тоже “иметь” душу.

– Я предлагаю вам сегодня на уроке поработать душой, сердцем (“У каждого из слов душа своя”). Готовы ли вы работать душой?

Дети знакомились с особенностями эпических жанров. Несколько минут посвятить работе над выяснением жанра повествования «Белый гусь». В тетрадях учащихся есть запись:

 

Новелла

 

Рассказ

  в центре – важное событие (случай, раскрывающий характер героя);

острый, захватывающий сюжет;

неожиданный финал;

чаще – мало описаний

  одно или несколько событий (случай из жизни героя);

спокойное развёртывание сюжета;

описательность

 Приходим к выводу, что это всё-таки новелла (острота и драматизм сюжета). Нам предстоит встреча с мастером слова. Мы должны открыть маленькие тайны “удивительного мира”, того мира, в который каждый ребёнок вступает шаг за шагом, услышать музыку души.

II. Коммуникативная фаза

Предлагаю прочесть “запев” новеллы (1-й абзац).

– Вдумайтесь, пожалуйста, в эти строки, вслушайтесь. Сам писатель, приоткрывая доставшуюся ему тайну поэтического мастерства, как-то предупредил, что все первые фразы его рассказов настраивают читателя на определённую волну, дают единственно верный ключ к этому музыкальному фону (да-да, он так и сказал: “к музыкальному фону”), и мы с вами будем сегодня говорить о музыке в художественном произведении, о музыке души, которая объединяет и главную мысль, и настроение художника. Е.Носов утверждает: “Если эти фразы уловлены, рассказ будет прочитан...” Произошло ли с вами такое?

Даю возможность детям высказаться. И они скажут о том, какое необыкновенное слово автора, как он любит всё живое; он назвал гуся “адмиралом”, и уже захотелось узнать, таков ли он на самом деле...

Действительно, с первых же строк перед нами ожившая сказка, и в то же время это реальный мир. Радость и боль, смех и грусть “...У каждого из слов душа своя...”, своя музыка, свой ключик к ней.

Остановлюсь на том, почему я назвала начало новеллы “запевом”. И вспоминаем (если это шестиклассники), что так ласково называется начало песни. И новелла Е.Носова тоже мелодична, она останется ещё долго в душе, как остаётся песня.

– Слышали ли вы такое выражение: “душа поёт”? Когда она поёт? (Когда любит...)
– Можем ли мы сказать, что строки новеллы тоже согреты любовью? Докажите, пожалуйста.

Конечно же, любовь к изображаемому налицо. Этой любовью согрета каждая строка.

Мы ещё ничего с учащимися не сказали об авторе, а получилось, пожалуй, что уже много о нём знаем. Предлагаю также всмотреться в портрет.

– Если бы вам пришлось запечатлеть его облик словами, какие бы из них вы выбрали?

“Добрый, любящий, жалостливый, мудрый, заботливый...” – называют дети.

– Давайте посмотрим, в чём истоки таланта писателя, откуда у него такое дарование: писать о самом добром, задевать струны души.

Учащиеся обязательно в качестве примеров (а они изучали биографию писателя) приведут следующее.

1. Родился в 1925 году в селе Толмачёве, под Курском (вспомним выражение “курский соловей”: красивое пение, берёт за душу), на высоком берегу Сейма – в краю, отмеченном летописями, воспетом в «Слове о полку Игореве», Тургеневым, Никитиным, Кольцовым, Буниным. Этот чудный край, поэтическое место, остаётся в сердце. Здесь истоки таланта, “удивительный мир” не мог не быть запечатлён.
2. Повседневные житейские нужды полуголодного детства вполне уживались в ребёнке с романтическими мечтами, навеянными жизнью трав, деревьев, зверей и птиц. Увлечение живой природой разделяет с сыном отец: по воскресеньям он “брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки... однотипные, примитивные, наподобие лошадей и наклеивал их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», – проговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом”. И вот эти отцовские “кони” побудили мальчика вглядываться в окружающий мир. Он полюбил всё живое. Рисовал животных. И даже взрослый пишет: “И до сих пор я помню их краски, образ жизни...” – то есть от отца он перенял, что есть для него родина. Диковинная, прекрасная, та, что Русью зовётся.
3. И работящая... 30-е годы, на которые пришлось детство писателя, – годы первых пятилеток. Бегал с приятелями на завод, следили сквозь закопчённые окна за работой отца, видели первые тракторы и провожали их жадными глазами. “Полуголодные, плохо одетые, не знающие, что такое крепкие ботинки... были полны счастья бежать за этими машинами хоть на край света”.
4. Дед кузнечил. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу “глубочайшее уважение к труду, умение видеть сквозь будни поэтическую, красивую сторону... любого ремесла”.
5. Ходил с дедом в ночное. Кони, росные травы, костерок, студёное предрассветье. Слияние с природой, которая вдохновляла будущего писателя.
6. Е.Носов свидетель крупных сражений на Курской дуге. В восемнадцать лет – на фронте, артиллерист, доходит до Восточной Пруссии. Награды: ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За победу над Германией». Май 1945 года – ранение, госпиталь, то есть испытал на себе беды и тяготы войны, понял, что жизнь даётся один раз: люби её, люби людей, люби всё живое, делай добро.
7. Осень 1945 года. Он с пособием по инвалидности. Ему только двадцать лет! Решил продолжить учёбу, ведь до войны окончил восемь классов. Но, как сам вспоминает, когда зашёл в класс в гимнастёрке, при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель. Мысль об образовании оставил. И занимается самообразованием. Остался в душе романтиком. Поэтому и мир, им воссоздаваемый, живописен.

– Так ли это, мы с вами сегодня убедимся. А для того чтобы узнать, каков писатель, нужно обратиться к его творениям.

Предлагаю учащимся воспроизвести сюжет новеллы.

(Гроза местных заводей Белый гусь во время страшного урагана не убежал спасаться к реке, как все остальные птицы. Спас гусят. Событий немного, сюжет прост.)

– Что же вы узнали о гусе из запева? (Если бы давали птицам воинские чины, то наш гусь получил бы “адмирала”.)

Спрошу у детей о том, к какому художественному приёму прибегнул мастер слова. Они отметят, что это явная метафора – уподобление по сходству... Предлагаю доказать текстом, действительно ли гусь похож на “адмирала” (пока не берём финал).

А на доске по ходу анализа текста будет появляться алгоритм:

Дети найдут в тексте в качестве доказательств следующее:

а) выправка адмиральская: “выправка, походка, тон”, “ходил важно”, “никогда не бежал, даже если за ним припустит собака”, “высоко и неподвижно держал шею”, “упругие полутораметровые крылья”, “звонкий голос” (подойники у доярок звенели), не признавал никого;
б) красивая птица: “белоснежный китель”, клюв “цвета апельсиновой корки”, “тугие перья как глыбы рафинада”, “на него засматривались лучшие гусыни”.

– Какие же средства художественной выразительности применил Е.Носов, чтобы так описать своего героя? (Учащиеся назовут и метафоры, и сравнения, и эпитеты.)

Да, автор точно подбирает слово, оно действительно живописно, это “живые краски огромного мира”, “удивительного мира”.

Спрошу ребят о том, какой музыкой наполнились их души, когда мы говорили о гусе-адмирале. У каждого из них, конечно, в душе появилась своя музыка, своё видение и слышание: торжественная, нежная... Важно, что они действительно услышали её. К уроку ребята нарисовали множество иллюстраций, поэтому уместно обратиться к ним, задав предварительно вопрос:

– А какой вид искусства может остановить миг? (Конечно, это живопись.)

Работаем с иллюстрациями: вот таким видится Белый гусь детям. Спросить, кто из наших маленьких художников более точно сумел передать слово писателя. А дальше перейти к новелле как остросюжетному повествованию.

– Какие же эпизоды вам особенно запомнились?

Идёт работа над эпизодом «Гусь на плёсе». Вначале – словарная работа: “привада”, “тяжба”, “армада”, “плёс”.

Затем пересказ эпизода (это задание было предложено подготовить девочкам). Обращаем внимание на глагольные словосочетания, их роль: “не признавал меня”, “ведёт строем”, “долбанёт поплавок”, “затевает купание”, “устраивает драку”.

Автор – мастер слова, у него очень образный язык. И если бы мы прочитали этот отрывок, не назвав героя, то могли бы подумать, что это хулиган-мальчишка вытворяет, а не гусь.

– Какая сейчас музыка в вашей душе? (Этот вопрос должен звучать на протяжении всего урока. Ребята слышат здесь и героическую, и маршевую музыку.)

Далее я предлагаю детям представить, что они режиссёры театра комедии.

– Какой из комических эпизодов вам хочется видеть на своей сцене и почему? (Обычно называют весёлую сцену «Гусь и бычок».)

Мальчики готовили дома пересказ близко к тексту, а девочки рецензируют. Они понимают: важное в этом рассказе – показать комизм ситуации.

К моменту изучения новеллы дети уже знают следующее:

Поэтому они скажут о том, что это юмористический эпизод, и назовут средства выражения комического в данном отрывке:

а) слова разговорного стиля: “взбрыкивая”, “наутёк”, “ляжки”;
б) эпитеты с комическим оттенком: “фиолетовые глаза” (от страха);
в) комичны действия героев (гусь на спине, “бычок наутёк” бежит, “сидит в лозняке”).

Отмечают, что звучат весёлые нотки. И мы все ещё раз убеждаемся в том, что всё произведение построено на эмоциях, так, чтобы воздействовать на душу читателя (психологическая новелла), задеть за живое. Не забываем о работе над алгоритмом и говорим о том, как автор называет гуся в этой сцене. Адмиралом ли? (Нет, на сей раз это “буйный папаша” и “легкомысленная птица”, а не адмирал. Это задира, забияка. Но и смельчак.)

– И до какого же момента у вас о нём было такое мнение? Произошёл ли перелом в вашем отношении к герою и с чем он связан? (Конечно, приводятся слова из текста, где Стёпка доводит до нашего сознания то, что всё это делал гусь-отец, глава большого семейства: двенадцать гусят-сироток, мать-гусыня погибла.)

Трагизм и комизм соседствуют, и ребята уже говорят о том, что с этого момента они стали уважать гуся, ведь он отвечает за жизнь двенадцати детей.

В их душах сейчас героическая, патетическая музыка. Выходит, что “буйность” и “легковесность”, о которой нам поведал автор, оправданны.

Пора переходить к кульминационной точке новеллы. Когда я спрашиваю детей о том, где, по их мнению, кульминация в новелле, они отвечают однозначно: “Появление тучи”.

На фоне грустной музыки – пересказ двух отрывков:

1-й: “Переругиваясь с гусем... унёс вверх”;
2-й: “Туча свирепствовала... ледяные горошины”.

Речь идёт о том, что в данных отрывках туча не просто природное явление, это образ, живой образ.

Спрошу детей о том, как создаётся образ в произведении.

В музыке? (Через звуки, гармонию звуков.)

В живописи? (Через цвет, сочетание красок, композицию.) Обращаю их внимание на картины И.Левитана «Над вечным покоем» и В.Маковского «Дети, бегущие от грозы»: что страшнее?

В художественном произведении? (Через слово, через специальные художественные средства.)

Называем художественные средства, которые помогают нам запечатлеть образ тучи:

а) сравнения: “тяжёлой стеной”, “как мешок”, сверкнула “расплавленным свинцом”;
б) эпитет: “свинцовая” утроба;
в) олицетворения: за счёт глаголов “росла”, “пожирала”, “поднималась”, “свирепствовала”;
г) цветопись: “свинцовый” цвет преобладает (тёмно-серый).

Делается вывод о том, что туча – хищник, “пожирающее” всё на своём пути чудовище. Отсюда и страх у девочки на картине Маковского. (Можно также привлечь фотоснимки с изображением тучи. Один из детей даже нарисовал тучу из новеллы.)

Спрашиваю детей, видели ли они подобное, страшно ли было.

А теперь обращаемся к тексту.

– А гусь испугался ли? Как он вёл себя? (Читаем со слов “Белый гусь сидел высоко...”)
– Так ли вели себя другие птицы?
– Почему гусь не побежал спасаться? (Он не мог бросить своих детей, ведь он ответствен за судьбы двенадцати “одуванчиков”, как их ласково называет Евгений Иванович Носов.)
– Нравится ли вам здесь Белый гусь? На кого он похож?

И снова перед нами адмирал, он мужествен, он герой.

В душе героическая музыка. Думаю, что автор не просто так, по сходству с пушистыми одуванчиками назвал детей гуся, а ещё и потому, что они беззащитны, как одуванчики: подул ветер – облетел одуванчик. А здесь не просто ветер, а хищник туча. Никто не спасёт сироток, нет им защиты. Только отец может уберечь их от неминуемой смерти.

Глаголы нам помогают ощутить возрастающее напряжение в природе. Дети находят их в отрывке “Гуси не выдержали...”: “бежали”, “барабанил”, “писк обрывался”, “падали”, “сыпались” – всё в движении, всё суетно. Страшная картина! Бушует стихия! И какой страшный глагол употребляет Носов: “бил” (по голове, беспощадно, свирепо, безо всякой жалости...).

Вот здесь необходима пауза, после которой я скажу о том, что вдруг... страшное исчезло, как будто его и не было.

На фоне грустной музыки (это может быть «Патетическая» соната) читаю отрывок: “Туча промчалась... струйка крови”. Пауза. Впечатление огромное: на глазах детей, которые совсем недавно улыбались, появляются слёзы.

Что же произошло на поляне? Самое страшное, что только могло произойти: гусь, наш любимец, погиб...

– А стоило ли идти на смерть?

Да, оказывается, стоило: ради спасения двенадцати жизней. Дети – продолжение жизни. Что это? Просто поступок? Нет, это подвиг.

– Какие чувства переполнили ваши сердечки при чтении этого эпизода? Какая музыка нашла место в вашей душе?

Боль, грусть, печаль, защемило сердце. И обиднее всего то, что всё “внезапно” кончилось. И как больно читать: “Не растаивала белая кочка”.

И снова гусь похож на адмирала. Он и в смерти прекрасен, он мужественно принял смерть и теперь “лежал, раскинув могучие крылья”. Автор гордится своим героем. О величии любви говорит нам он, о красоте подвига, поэтому и не скрывает своего восхищения, он обнажает свою душу – открывает то, что внутри.

Но только ли грусть в финале?

На фоне уже весёлой музыки звучит отрывок “Все двенадцать...”. Это светлая грусть, так как остались жить гусята. И есть трагическая прелесть: глупый гусёнок с большим трудом вскарабкался на спину отца, чтобы увидеть “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”.

Дети сравнивают его с отцом, на которого он похож своей напористостью, уверенностью, силой воли, старанием. Из него, наверное, тоже получится заботливый отец.

III. Посткоммуникативная фаза

1. Обсуждение следующих вопросов:

а) действительно ли произведение музыкально и автор нашёл своим словом ключ к музыке души?
б) какова главная мысль новеллы? (Любовь ко всему живому. На любви построено произведение, как и вся жизнь. А где любовь, там и музыка: весёлая, грустная...)

2. “Свободный микрофон”.

Предлагаю детям высказаться по поводу новеллы: какие чувства остались после прочтения и урока, прибавилось ли доброты, сумел ли автор задеть струны души, как слушали музыку в произведении, близко ли это, можно ли назвать новеллу “психологической”...

Благодарю детей за урок и надеюсь, что он не пройдёт бесследно.
А на следующем уроке мы работаем над отзывом.

Приложение

Материалы для планшета к уроку по новелле Е.Носова «Белый гусь»

Вопросы для обсуждения

1. Каков настрой этой новеллы?
2. Что значит любить землю?
3. Почему Е.Носов мог так написать?
4. Докажите, что Е.Носов любит родное слово, умело им владеет.
5. Что особенно запало в вашу душу? Оставило ли это произведение след в вашей душе? Какой?
6. Мог бы Носов дать другое название новелле? Какое?
7. Какова композиция произведения?
8. Интересно ли вам было читать про проказы гуся? Почему?
9. Как можно назвать поступок гуся?
10. Какая антитеза встретилась здесь? Найдите слова автора.
11. Перечитайте описание гуся. Понравилось ли оно вам?
12. Только ли грусть в конце текста?
13. А вы в жизни встречались с подобным?

Задания для самостоятельной работы

1. Найдите и выпишите в тетрадь по литературе биографические сведения о Е.Носове.
2. Повторите, что такое композиция, эпитет, сравнение, метафора, антитеза.
3. Найдите в справочнике по литературе слова “новелла” и “рассказ”. Что более подходит к данному повествованию?
4. Как вы думаете, что такое запев прозаического произведения?
5. Найдите в тексте описание гуся.

Творческие задания

1. “Я прочитал новеллу Е.Носова «Белый гусь»...” (размышления).
2. Рассуждения на тему «Евгений Носов – мастер слова».
3. Отзыв о прочитанном.

Задания к уроку

1. Прочтите выразительно текст и ответьте на вопросы (см. раздел «Вопросы для обсуждения»).
2. Сделайте иллюстрации к новелле, оформите закладки, обложку...
3. Выполните все задания по разделу «Задания для самостоятельной работы».

Рейтинг@Mail.ru