Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2000

Архив

· ОТКУДА  ЕСТЬ   ПОШЛО  СЛОВО  ·  ФАКУЛЬТАТИВ ·   РАССКАЗЫ  ОБ   ИЛЛЮСТРАТОРАХ  ·  АРХИВ ·   ТРИБУНА · СЛОВАРЬ  ·   УЧИМСЯ   У  УЧЕНИКОВ  ·  ПАНТЕОН  ·  Я   ИДУ  НА  УРОК  ·   ПЕРЕЧИТАЕМ   ЗАНОВО  ·  ШТУДИИ · НОВОЕ   В  ШКОЛЬНЫХ  ПРОГРАММАХ  · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ · ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК  · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ ·

Ответы на анкету «Литературы»

1. Каковы основные принципы формирования редакционного портфеля? Привязаны ли они к политической ситуации в стране?
2. Назовите публикацию “номер один” прошлого года.
3. Каковы планы журнала на ближайшее время?
4. Что из последних (или ближайших) публикаций журнала вы могли бы порекомендовать учителям-словесникам для совместного чтения со старшеклассниками?

Сергей Чупринин, главный редактор журнала «Знамя»

1. Главный принцип “знаменской” стратегии – не запаздывая, отвечать на вызов времени, причём не столько политический, сколько общественно-культурный. Так, ещё на рубеже 1980–1990-х годов, когда страницы большинства ежемесячников были отданы так называемой “возвращённой” или “задержанной” классике (в широком диапазоне – от Карамзина до Солженицына), «Знамя» заявило о себе как о журнале именно современной литературы и современной общественно-эстетической мысли. Не готовя к выпуску целевых номеров, не отдавая предпочтения какой-либо одной художественной манере, мы гордимся не только публикациями таких признанных мастеров, как Белла Ахмадулина, Чингиз Айтматов, Григорий Бакланов, Василь Быков, Георгий Владимов, но и тем, что рядышком, в диалоге с ними печатаются новички, те, кто ведёт разведку в совершенно непривычных зонах российской действительности и русского литературного языка. В «Знамени» действует неукоснительное правило: ни одного номера без нового имени и ни одного года без открытия новых разделов, рубрик, журнальных “ноу-хау”. В прошлом сезоне к ставшим уже привычными для подписчиков рубрикам «Литературный пейзаж», «Nomenclatura», «Между жанрами» прибавился «Конференц-зал», благодаря чему журнал превратился в своего рода дискуссионный клуб, где знающие, остро мыслящие собеседники концентрируют внимание на самом широком спектре социально значимых, может быть, оттого не прояснённых вопросов – от будущего социалистической идеи в России до перспектив школьной реформы. В наступившем году уровень и дискуссионности, и, если угодно, “клубности” повысит «Forum», предоставляющий каждому автору и читателю журнала возможность кратко, зато ёмко и, как правило, едко высказаться по тому или иному общественному, политическому, социокультурному или литературному поводу.

2. Назову всё-таки две вещи 1999 года: роман молодого, но уже высоко ценимого знатоками Андрея Дмитриева «Закрытая книга» и дебютная повесть Александры Васильевой из Волгограда «Моя Марусечка». Эти произведения роднит острый интерес к современности, но велико и различие между ними, так как А.Дмитриев, взяв уроки и у классики, и у постмодернизма, диагностирует нынешнее интеллигентское сознание, а А.Васильева, широко используя технику саза, создаёт и уморительный, и одновременно трагический образ простолюдинки из числа тех, на ком держится провинциальная Россия.

3. Чисто “знаменский” расклад публикаций демонстрирует январский номер за 2000 год, где рассказы Фазиля Искандера представляют современную классику, повесть дебютанта Дмитрия Пушкаря «За родину и всё такое» даёт своего рода моментальный снимок нынешнего армейского бытия и быта, а сюрреалистический роман Анатолия Королёва «Человек-язык» являет образчик неукрощённой художественной моды — с её интересом ко всему экстраординарному, выбивающемуся из понятий о норме, стандарте, традиции. Среди ключевых публикаций первого полугодия – масштабный сатирико-философский роман Владимира Войновича «Монументальная пропаганда», новые романы открытых «Знаменем» Елены Поповой (Минск) и Алана Черчесова (Владикавказ), повести и рассказы Людмилы Петрушевской, Олега Ермакова, Леонида Зорина, Владимира Маканина, Дины Рубиной, Сергея Юрского, материалы творческого наследия Л.Гинзбург, Н.Ильиной, А.Кондратовича, Д.Самойлова, Л.Чуковской.

4. Прочесть со старшеклассниками стоило бы роман Владимира Войновича, который, во-первых, шаг за шагом показывает социально-политическую эволюцию России за последние полвека, а во-вторых, даёт представление о том, что такое сатира, что такое щедринские традиции в современных условиях. Ещё же лучше – перелистать с наиболее “продвинутыми” учениками журнальный комплект или хотя бы любую из “знаменских” книжек, чтобы не понаслышке узнать о том, как пёстро и как разнообразно то, что объединяется понятием “современная русская литература”.

Анатолий АНАНЬЕВ, главный редактор журнала «Октябрь»

1. Основные принципы формирования редакционного “портфеля” нашего журнала – это высокий профессионализм, густо замешанный на нравственной основе жизни.

Я не знаю такой литературы, которая не содержала бы в себе вместе с художественным и политическое начало. Ибо жизнь народа – это такая же политика, как и действия правителей. В этом смысле – то есть в толковании политики как составной части народной жизни – мы её придерживаемся, мы на неё ориентируемся; именно на неё, а не на конкретных правителей или конкретную политическую конъюнктуру.

2. Ответ на этот вопрос может дать только время, ибо всё, что редакция принимает к печати, – всё, на наш взгляд, является художественным выражением действительности и заслуживает самой высокой оценки.

3. Планы журнала лежат в наших художественных традициях: представлять лучших авторов, давать читателям лучшие произведения и действовать по всему широчайшему горизонту российской и мировой словесности. Что же касается конкретных планов, то они в нашем анонсе, который мы прилагаем.

4. Мы не занимаемся навязыванием своих вкусов, а предоставляем в океане литературных произведений всем свободное плавание. И тогда каждый сможет по своим пристрастиям и целям открыть для себя Америку исторической и сиюминутной словесности. Учебники – дело просвещения. Мы не публикуем специальных произведений для школ и вузов, так как глубоко убеждены, что здравомыслие настоящей литературы не противопоказано ни молодому, ни среднему, ни старшему поколениям.

Журнал «Октябрь»–2000

Имея за своей спиной 75 лет достойной работы на ниве отечественной словесности, старейший российский литературно-художественный журнал «Октябрь» продолжит и в 2000 году знакомить читателей с наиболее яркими и интересными произведениями лучших отечественных и зарубежных авторов. Среди них: третья книга исторического повествования «Призвание Рюриковичей, или Тысячелетняя загадка России» Анатолия Ананьева, заключительные главы «Пропавшего заговора» Игоря Волгина, рассказы и сказки Людмилы Петрушевской, роман «В безбожных переулках» Олега Павлова, повесть «Конец Арбата» Николая Климонтовича, «Записки актрисы» Нонны Мордюковой, «Новочеркасские рассказы» Владислава Отрошенко, новые повести Даниила Гранина и Евгения Попова.

Будет продолжена начатая в прошлом году публикация книги Сергея Юрского «Западный экспресс» и книги прозы Юнны Мориц «Рассказы о чудесном». Кроме того, журналу традиционно обещана и новая книга её стихов. В следующем году читатели смогут насладиться ещё одним романом Анатолия Наймана, а также его новыми стихами. Леонид Филатов, Фридрих Горенштейн, Владимир Маканин, Михаил Рощин, Асар Эппель, Борис Хазанов, Валерий Попов, Юрий Буйда, Александр Мелихов, Алексей Варламов, Михаил Левитин, Пётр Алешковский, Григорий Петров и другие известные писатели работают для «Октября» над своими новыми произведениями. Ярко дебютировавший в нашем журнале повестью «Похороните меня за плинтусом» Павел Санаев дописывает свой первый роман «Детский мир», а не менее талантливый дебютант позапрошлого года Владимир Качан продолжит близкую ему театральную тему повестью «Улыбайтесь, сейчас вылетит птичка».

«Октябрь» уже не первый год публикует уникальные мемуары и страницы литературного наследия. На этот раз читателей ожидает встреча с новыми публикациями, посвящёнными жизни и творчеству Льва Толстого и Михаила Пришвина, а также писем к жене Юрия Олеши.

В разделе публицистики «Октябрь» по-прежнему с неослабевающим вниманием будет следить за состоянием современной российской жизни, выбирая из её потока явления наиболее значимые и характерные.

Будет продолжена публикация материалов в новых рубриках, открытых в прошлом году: «Северное измерение» – художественные очерки о российском Севере; «Переписка по Цельсию и Фаренгейту» – культурологические статьи и эссе о ближнем и дальнем зарубежье.

Регулярное общение с читателем продолжат талантливые критики с ироничным пером и аналитическим взглядом на действительность: Павел Басинский, Вячеслав Курицын, Евгений Перемышлев.

Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир»

1. Период републикации запрещённых ранее произведений давно закончился, акцент полностью перенесён на современную литературу. Журнал считает необходимым давать как можно более адекватную и разнообразную картину того, что на самом деле происходит в российской словесности. Далеко не всё происходящее в ней нас радует. И не всё то, что печатается на страницах журнала, всегда соответствует личным пристрастиям и эстетическим идеалам всех тех, кто делает журнал. Впрочем, эта терпимость не беспредельна. «Новый мир», стремясь к разнообразию, не считает необходимым предоставлять свои страницы для всех без исключения точек зрения и литературных экспериментов. Картина реальной словесности включена у нас в определённую прочную раму, которую мы обозначили бы как впередсмотрящий консерватизм. «Новый мир» считает, что консерватизм не есть застой, истинный консерватизм как раз подразумевает необходимость нереволюционных изменений, поскольку именно ради сохранения целого нужно постоянно приводить частности в соответствие с новыми “вызовами времени”, да и просто с естественным ходом вещей.

2. Лучшие произведения, опубликованные в журнале, мы премируем в конце каждого года. Среди последних лауреатов стоит отметить роман тридцатипятилетнего Михаила Бутова «Свобода» (№ 1, 2), получивший одновременно престижную литературную премию Smirnoff-Букер как лучший русский роман 1999 года, и без преувеличения уникальную книгу Владимира Глоцера «Марина Дурново. Мой муж — Даниил Хармс» (№ 10).

3. Судя по письмам, у нас есть читатели, интересующиеся преимущественно художественными произведениями, а есть такие, кто читает только петитную часть – статьи, критику, библиографию. Поэтому мы считаем все рубрики и подрубрики равно важными, “журналообразующими”. Поэтому в наших анонсах в алфавитном порядке следуют самые разные авторы, работающие в самых разных жанрах. Скажем, вот так – на 2000 год: эссе Сергея Аверинцева «Горизонт семьи» о некоторых константах традиционного русского сознания, роман Анатолия Азольского «Монахи», новые главы из мемуаров священника Михаила Ардова «Вокруг Ордынки», воспоминания Виктора Астафьева о поэте Николае Рубцове, повесть Андрея Битова «Общество охраны героев», повесть Алексея Варламова «Купавна», повесть Светланы Василенко «Мария из Магдалы», мемуары Владимира Глоцера «Я помню», продолжение дневников критика Игоря Дедкова 1980-х годов, роман Бориса Евсеева «Отречённые гимны», рассказы и очерки Бориса Екимова, статья Татьяны Чередниченко «Литература после конца времён», новые стихотворения Семёна Липкина и Инны Лиснянской, очерк Бориса Любимова о современной сцене и зрительских реакциях, повесть Владимира Маканина «Буква “А”», роман Александра Мелихова «Нам целый мир чужбина», экспериментальная проза Марины Палей «Long Distance, или Славянский акцент (Сценарные имитации)», повесть Валерия Попова «Ужас победы», статья Ирины Роднянской «“Гамбургский счёт”: возможность и действительность», роман Алексея Слаповского «НЕДО (Автогеография)», «Крохотки» Александра Солженицына, статья Ирины Сурат «Пушкинский юбилей как заклинание истории (Опыт подведения итогов)», записки Алексея Туробова «Америка — каждый день», роман Людмилы Улицкой «Путешествие с...», историческая повесть Сергея Цветкова «Подьячий Василий Курбатов», статья Татьяны Чередниченко «Музыка о перспективах для России и мира (Три композиторских портрета)», статья Игоря Шайтанова «Русская “метафизическая поэзия” после Бродского», статья Валерия Шубинского «Город мёртвых и город бессмертных (Об эволюции образов Петербурга и Москвы в русской культуре XVIII–ХХ веков)», повесть Галины Щербаковой «Восхождение на холм царя Соломона с коляской и велосипедом»…

4. Оппоненты часто упрекают наш журнал в избыточном “филологизме”. Почти в каждом номере «Нового мира» есть публикации, которые учителя-словесники могут использовать в работе с учащимися. Вот, например, материалы прошлого, 1999 года.

О Фаддее Булгарине: В.Э. Вацуро «Видок Фиглярин» (№ 7) и Алла Марченко «Фаддей (Тадеуш): суперагент» (№ 7). О Пушкине: Сергей Аверинцев «Гёте и Пушкин» (№ 6), Сергей Бочаров «Заклинатель и властелин многообразных стихий» (№ 6), Рената Гальцева «Поэт и царь Давид» (№ 6), Ирина Сурат «Да приступлю ко смерти смело...» (№ 2), Дмитрий Шеваров «Пьеро Белкин» (№ 4), Александр Кушнер «Заметки на полях» (№ 8).

О Льве Толстом: Джеймс Мейвор «Граф Лев Николаевич Толстой. 1898–1910» (№ 12), Сергей Боровиков «В русском жанре. Над страницами “Войны и мира”» (№ 9).

О русской классике в целом: Л.В. Розенталь «Свидетельские показания любителя стихов начала XX века» (№ 1), Лев Айзерман «Русские классики в стране “новых русских”» (№ 7), Татьяна Касаткина «Как мы читаем русскую литературу: о сладострастии» (№ 7). Особенно стоит обратить внимание на двенадцать этюдов А.Солженицына из его «Литературной коллекции» (1997–1999).

В прошедшем году печатались его этюды о рассказах Пантелеймона Романова (№ 7), прозе Александра Малышкина (№ 10), поэзии Иосифа Бродского (№ 12). Это очень субъективные разборы, пристрастное мнение одного мастера о работе другого (в случае с Бродским – мнение одного нобелевского лауреата по литературе о другом нобелевском лауреате), но этим солженицынские этюды и интересны.

Лазарь Лазарев, главный редактор журнала «Вопросы литературы»

1. У нас широкий круг авторов высокой квалификации, и мы давно уже не испытываем недостатка в материалах – разумеется, материалах должного научного и литературного уровня. За долгие годы – журналу пошёл уже пятый десяток – выработаны критерии, позволяющие определить, наш это или не наш материал. Противопоказания: лихая газетная скороговорка, скольжение по поверхности и повторение общих мест, с одной стороны, и квазинаучное занудство и крохоборство – с другой.

Планируя очередной журнальный год, мы в редакции после коллективной мозговой атаки определяем те важнейшие явления литературы или литературной мысли, которые должны быть представлены крупным планом. Так, в 1998 году мы в двух номерах провели обсуждение «Каким должен быть курс истории литературы?», в котором участвовало свыше двадцати вузовских преподавателей литературы из самых разных университетов России и стран СНГ. Надо ли говорить, как это важно не только для вузовского, но и для школьного преподавания литературы? В 1999 году в центре нашего внимания была современная поэзия, здесь много и новых имён, и новых мотивов; стихотворцам Петербурга был посвящён диалог А.Пурина и А.Машевского, стихотворцам Москвы – диалог А.Алёхина и И.Фаликова. Вторым объектом нашего пристального внимания в закончившемся году была мемуарная литература, которая нынче пользуется необычайной популярностью у читателей. Мы напечатали анкету «Мемуары на сломе эпох», в которой приняли участие многие писатели, выступившие в последние годы в этом жанре, статью А.Тартаковского, недавно ушедшего от нас известного историка, самого авторитетного специалиста по отечественной мемуаристике XVIII–XIX веков, и “круглый стол” критиков и литературоведов, посвящённый современным мемуарам.

Конечно, политическая ситуация в стране оказывает своё влияние на работу редакции, в той или иной степени определяет журнальные приоритеты. Но хочу уточнить: политика, а не партийные страсти и пристрастия. Журнал занимал и неколебимо занимает демократическую, либеральную, гуманистическую позицию. При всём том, что мы всячески поощряем широкий обмен мнениями, коллективные обсуждения, дискуссии, на страницы журнала нет доступа ксенофобии, шовинизму в явных и скрытых формах, проповеди насилия и бесчеловечности – в любом виде.

2. Я вынужден назвать не один, а четыре материала первого ряда – затрудняюсь отдать кому-то пальму первенства. Это статьи В.Сердюченко «Новейший проект российской словесности: Литература в Интернете» (это пионерская постановка проблемы), Б.Сарнова «Ларец с секретом (О загадках и аллюзиях в русских романах В.Набокова)», Ю.Барабаша «“Лица басурманской национальности” у Гоголя и Шевченко», Ю.Манна «Встреча в лабиринте (Франц Кафка и Николай Гоголь)».

3. В 2000 году мы введём новую рубрику, которая будет отдана статьям, осмысливающим художественный опыт XX века. Мы уже получили статью П.Топера о трагедии, А.Зверева – о юморе и иронии. Напечатаем их в первом полугодии. В двух номерах опубликуем анкету критиков и литературоведов «О себе и о времени». В набор уходят большой массив писем И.Эренбурга, статья известного английского философа И.Берлина, посвящённая Герцену, – публикации, по традиции, один из самых интересных отделов журнала. Появятся заметки о современной польской поэзии одного из лучших её переводчиков – В.Британишского. И многое-многое другое – всего не перечислишь.

4. Трудно отвечать на этот вопрос, трудно выбирать. Мне кажется, что многие материалы, опубликованные в «Вопросах литературы», могут быть с пользой прочитаны учителями-словесниками – в зависимости от уровня их филологической подготовки и интересов. А если иметь в виду старшеклассников и школьную программу, рискну назвать статью А.Головачёвой «О тех, кто читает Спенсера (Чехов и его герои накануне XX века)» (1998, № 4), И.Есаулова «Жертва и жертвенность в повести М.Горького “Мать”» (1998, № 6), М.Мурьянова «Символика розы в поэзии Блока» (1999, № 6), Ю.Никуличева «Слово и словесность на пути к литературе» (1999, № 4).

Рейтинг@Mail.ru