Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №36/1999

Я иду на урок

·  ОТКУДА  ЕСТЬ   ПОШЛО  СЛОВО  ·  ФАКУЛЬТАТИВ ·   РАССКАЗЫ  ОБ   ИЛЛЮСТРАТОРАХ  ·  АРХИВ ·   ТРИБУНА · СЛОВАРЬ  ·   УЧИМСЯ   У  УЧЕНИКОВ  ·  ПАНТЕОН  ·  Я   ИДУ  НА  УРОК ·   ПЕРЕЧИТАЕМ   ЗАНОВО  ·  ШТУДИИ · НОВОЕ   В  ШКОЛЬНЫХ  ПРОГРАММАХ  · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ · ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК  · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ ·
Наталья ТОДОРОВА

Деловая игра как активная форма обучения на уроках литературы

“Встать! Суд идeт”

«Гроза». МХАТ им. Горького. 1934 г.

Мы преподаём литературу в частной школе. В организации обучения детей этих школ есть своя специфика. Классы с небольшим количеством учащихся, уровень развития которых существенно сказывается на выборе форм обучения. Наши дети, которые пришли из обычных государственных школ, имеют ряд образовательных проблем: многие из них не обладают необходимой грамотностью, навыками письменной речи; часто испытывают трудности и в устной речи, не умеют построить монолог, оставляя опорные суждения в плане внутренней речи. Плохо умеют слушать друг друга, обращённую к ним речь. Их высказывания эмоционально не тонируются, мысли выражаются сухим, наукообразным языком. Не умеют свою мысль довести до конца, сделать вывод. Не читают книг самостоятельно, да и из школьной программы читают через строчку.
За короткий период обучения (1–2 года) со многими учащимися 10–11-х классов нашей школы произошли прогрессивные изменения, и прежде всего поменялось отношение к урокам литературы: оно стало более заинтересованным, обязательным. На уроках школьники чаще эмоционально включаются в процесс обучения, научились слышать учителя, товарищей, самостоятельно работать. Мы понимали, что достичь этого можно, если школьники будут активно вовлекаться в совместную деятельность. На уроках часто использовались коллективные формы работы, которые позволяли детям творчески самореализоваться на материале частного предмета – литературы. Мы практикуем такие виды учебных занятий,
как учебные инсценировки (кукольные спектакли, постановки драматических сюжетов, воссоздание внутреннего монолога), ролевые игры с фиксированными и импровизационными ролями и так далее.
Чтобы дети научились взаимодействовать, мы объединяем школьников разных классов на общих темах, создавая разновозрастные группы.
В настоящей статье мы представляем сценарий открытого урока, который проходил как деловая театрализованная игра в 10-м и 11-м классах. Метод “деловая игра” относится к активным формам обучения. Эффективность этого метода для усвоения материала и развития детей огромна. Школьникам для исполнения выбранной роли необходимо хорошо изучить текст литературного произведения, переработать его с позиций своей роли (использование метода “отстранения”). В моментах этой деловой игры используется сочетание “домашних заготовок” – текстов, ролей, подготовленных детьми совместно с педагогом. Сценарный сюжет игры готовится учителем также вместе с детьми. Однако при этом возникало много ситуаций, которые требовали импровизации. Эмоциональная включённость, развитие социальных навыков – умение взаимодействовать, контролировать ситуацию, взаимовыручать, поддерживать товарищей по игре – делают неоценимым вклад деловой игры в общее развитие школьников.

При подготовке сценария использован материал А.А. Уруковой о расследовании причин гибели Катерины (Уроки литературы в 10-м классе. Чебоксары: КЛИО, 1997).

Сценарий

Вступительное слово учителя

Катерина — К.Еланская. МХАТ. 1934 г.Сегодняшний открытый урок будет проходить в форме деловой игры – в форме суда над виновниками смерти Катерины. Такая форма как нельзя лучше подходит к пьесам А.Н. Островского, ведь он их писал по материалам суда, где работал писцом. У нас на уроке будет проходить как бы обратный процесс. Островский писал пьесы по материалам суда, а мы проводим судебный процесс по материалам пьесы А.Н. Островского «Гроза». Во времена Островского и вплоть до XX века считалось, что «Гроза» написана по следам одного реального нашумевшего дела в Костроме. Сюжет пьесы был очень похож на этот случай: в Волге был найден труп молодой женщины, которая покончила с собой, не выдержав издевательств свекрови и безразличия мужа. Однако потом выяснилось, что пьеса была написана раньше этого происшествия. Как вы думаете, о чём это говорит?
Ученик. Это говорит о том, что пьесы А.Н. Островского жизненны и их не зря называли “пьесами жизни”.

Судебное заседание

Судья (учитель). Встать! Суд идёт. Заседание посвящено расследованию причин гибели Екатерины Кабановой. В заседании участвуют: присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашённые.
Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следствием, тело принадлежит Екатерине Кабановой, проживавшей в городе Калинове совместно с мужем, свекровью и сестрой мужа. Просьба зачитать заключение судебной экспертизы. (Зачитывается членом суда присяжных.)
Присяжный. Следствие констатировало самоубийство.
Судья. Что привело молодую женщину к такому решению – броситься с обрыва в Волгу? На этот вопрос мы и должны сегодня ответить. Для дачи показаний вызывается свидетель Тихон Иванович Кабанов, муж покойной. Допрос ведёт следователь. (Роли Тихона, следователя, Кабанихи, Бориса, Варвары, Дикого, присяжных исполняют ученики.)

Судебное заседание

Судья (учитель). Встать!

Допрос Тихона

Следователь. Фамилия, имя, отчество?
Тихон. Кабанов Тихон Петрович.
Следователь. Место рождения и проживания?
Тихон. Город Калинов.
Следователь. Социальное положение?
Тихон. Из купцов.
Следователь. Семейное положение?
Тихон. Вдовец.
Следователь. Род занятий?
Тихон. Помогаю в делах маменьке.
Следователь. Судимость?
Тихон. Нет.
Тихон – Б.Добронравов. МХАТ. 1934 г.Следователь. Пытались ли вы защищать от нападок своей матери жену?
Тихон. Да заездили они меня совсем, не чаял вырваться. До защиты ли мне?
Следователь. Значит, нет. Что вы ответили жене, когда она умоляла вас взять её в поездку?
Тихон. “Ты ещё навязываешься”.
Следователь. Чем вы занимались в отъезде?
Тихон. Всю дорогу гулял и в Москве гулял, “так, чтобы уж на целый год отгуляться! Ни разу про дом-то не вспомнил”.
Следователь. Что такое “гулял”?
Тихон. Да пил, конечно!
Следователь. Что вы ответили Кулигину, когда он советовал вам простить жену?
Тихон. “Да пойми ты, Кулигин, я-то бы ничего, а маменька-то... разве с ней сговоришься? Где уж мне своей волей жить!”
Следователь. Били ли вы свою жену?
Тихон. По приезде побил немного, да и то маменька приказала.
Следователь. Итак, Тихон Кабанов не был опорой для жены. Это бесхарактерный человек, пьяница, во всём слушался маменьку. Могла ли Катерина любить такого человека? Она старалась изо всех сил, но сам Тихон отталкивал её. И это послужило одной из причин гибели молодой женщины.
Судья. Для очной ставки вызывается свидетель Марфа Игнатьевна Кабанова. Очную ставку проводит следователь.
Следователь (к Кабановой). Знаете ли вы этого человека?
Кабанова. Да, это мой сын Тиша.
Следователь (Тихону). Знаете ли вы эту женщину?
Тихон. Да, это моя маменька.
Следователь. Воспроизведите сцену наставлений Тихона Катерине.
Кабанова. Я ему говорила: “Что же ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя”.
Тихон. Да она, чай, сама знает.
Кабанова. Разговаривай ещё! Ну, ну, приказывай! Чтобы я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли всё исполнила.
Тихон. Слушайся маменьку, Катя!
Кабанова. Скажи, чтобы не грубила свекрови.
Тихон. Не груби!
Кабанова. Чтобы почитала свекровь, как родную мать!
Тихон. Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!
Кабанова. Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня.
Тихон. Работай, выполняй дела по дому.
Кабанова. Чтоб в окны глаз не пялила!
Тихон. Да маменька, когда же она...
Кабанова. Ну, ну!
Тихон. В окна не гляди.
Дикой – И.Уралов. Александринский театр. 1916 г.Кабанова. Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!
Тихон. Да что же это, маменька, ей-богу!
Кабанова. Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. Оно всё лучше, как приказано-то.
Тихон. Не заглядывайся на парней!
Следователь (Кабановой). Марфа Игнатьевна, почему вы старались унизить Катерину при людях?
Кабанова. Чтоб не зазнавалась. Я люблю, чтобы мне все в доме подчинялись, боялись. А молодые много воли взяли, старых порядков не знают совсем, старших не почитают.
Следователь. Почему вы постоянно донимали её бранью, упрёками?
Кабанова. За непослушание, непочтительность. Гордая она была больно, независимая. А я хозяйка дома – все мне должны повиноваться. Мои деньги – и воля, и законы мои.
Следователь. Почему вы не пустили сына вытаскивать Катерину?
Кабанова. Вот ещё! Из-за неё да себя губить, стоит ли она этого. Сказала: “Прокляну, по миру пойдёшь. Вытащут: взглянешь”.
Следователь. Вот, господа судьи, вы видите, в какой обстановке приходилось жить молодой женщине. Постоянные унижения, попрёки со стороны свекрови, её деспотизм и самодурство – всё это делало невыносимой её жизнь и толкало к пропасти.
Судья. Для дачи показаний вызывается племянник Дикого Савёла Прокофьича Борис Григорьевич.
В ходе расследования установлено, что Катерина Кабанова имела с вами тайную любовную связь. Что вы можете рассказать суду о ваших отношениях с Катериной Кабановой?
Борис. Я любил Катю. Мы встречались с ней всего десять деньков, когда Тихон Иванович уехал в Москву по делам маменьки. Потом всё кончилось.
Следователь. Кто дал вам знать об отъезде мужа Катерины?
Борис. Варвара Ивановна, она всё и устроила.
Следователь. Что вам сказала Катя, когда вы впервые встретились?
Борис. Она всё повторяла: “Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски...”
Следователь. Где вы встречались?
Борис. В овраге, за садом.
Следователь. Кто ещё знал о ваших встречах?
Борис. Никто, кроме Варвары и Кудряша. И никто бы не узнал про нашу любовь с Катей, если бы она сама не рассказала.
Следователь. Вы считаете, что она поступила неправильно?
Борис. Конечно. Нам было хорошо, да и времени было довольно... Но Катя всё испортила. Она не умела таиться, хитрить, да и не хотела. Кто же знал, что за нашу любовь так мучиться придётся.
Следователь. Катя просила вас взять её с собой в Сибирь. Почему вы ей отказали?
Борис. Не по своей воле я в Сибирь-то ехал: дядя посылал.
Следователь. Таким образом, получается, что вы бросили свою возлюбленную на произвол судьбы. Итак, господа судьи, ещё одна причина гибели Катерины – это трусость, безволие её возлюбленного.
Судья. Спасибо. Для дачи показаний вызывается сестра мужа покойной Варвара Ивановна Кабанова.
Следователь. Какие у вас были отношения с покойной?
Варвара. Очень близкие. Я была в курсе всех её дел, она советовалась со мной.
Следователь. Что вы можете сказать о личности погибшей?
Варвара. Странная она была! Не похожа на других. Уж очень совестливая. Врать не умела, потому мужу и свекрови всё рассказала. В Бога очень верила и решительная была. Как-то в детстве её обидели чем-то (это она мне рассказывала), она и убежала на Волгу, села в лодку и всю ночь “каталась”. На следующий день вёрст за десять нашли. Я её всё с птицей сравнивала – с такой большой белой птицей. Как-то она сказала мне: “Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела”. Но вольная птица попала в железную клетку. И билась, и тосковала, пока не освободилась. Теперь её душа свободна.
Следователь. Как вы думаете, мог бы быть для Кати другой выход?
Кабаниха – А.Чижевская.  Александринский театр. 1916 г.Варвара. Я думаю, что да! Промолчала бы, хотя с её характером не избежать ей было смерти. Вот её слова: “Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь”.
Судья. В суд присяжных поступила записка от свидетеля Кулигина, который сам не смог явиться в суд. Зачитайте, пожалуйста.

(Зачитывает член суда присяжных): “Жестокие нравы царят в нашем городе, жестокие! Стяжательство, зависть, духовное обеднение прочно укоренились здесь. В мещанстве вы ничего кроме грубости да бедности нагольной не увидите. Вот какой у нас городишко! У всех ворота заперты и собаки спущены. И не от воров они запираются, а чтоб люди не ведали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что за этими замками разврату тёмного да пьянства! И всё шито и крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! А у потерпевшей характер был свободолюбивый, независимый, вот и не вытерпела она. Просьба учесть эти обстоятельства в ходе расследования”.

На трибуну вырывается Дикой. Что это вы тут судите-рядите? Кто позволил? Кто волю давал? Я в городе голова, у меня деньги, я и судья! Захочу – помилую, захочу – раздавлю. А Кулигин этот ваш – грубиян. Державиным каким-то шантажировал. Да за это его к городничему! А то и в Сибирь. Всех в Сибирь! Ишь ты, демократию развели! А Кабаниха – кума моя. Не трожь!

Судья. Савёл Прокофьич, вам никто слова не давал, сядьте, пожалуйста. (Охранники успокаивают Дикого.) Итак, суд допросил основных свидетелей, следователь дал свои заключения. Слово представляется суду присяжных для вынесения основного заключения.
Присяжный. Итак, перед нами предстала страшная картина жестоких нравов, царящих как в семье Кабановых, так и в целом в наших городах. Что мы видим? Невежество, стяжательство, грубость, серость, дикое ханжество, самодурство и деспотизм. В семьях насаждается домострой, при котором у женщины нет никаких прав. Право на свой выбор, право любить, право жить по своим убеждениям и понятиям – ничего этого нет. И жить в этом обществе душе свободолюбивой, гордой, независимой, честной, любящей, такой, как у Кати? Смириться? “Лучше могила”, – говорит Катерина. Лучше смерть, чем рабство. Такому сердцу душно и тошно жить в этом обществе. И для такого характера один выход – смерть. И вина тому – жестокие нравы, царящие в купеческих семьях, в купеческих городах!
Судья. На этом заседание объявляется закрытым.

Заключительный этап урока

Учитель. Ваше отношение к поступку Катерины с позиций человека нашего времени.
Ученики.

– В наше время человек просто развёлся бы. Ведь сейчас насильно не выдают замуж. Хотя в нашей жизни бывают такие мужья и свекрови. Правда, если случится подобное в глухой деревне, девушка живёт под замком, а когда начнёт, например, жить в городе, трудно перестроиться.

– Я думаю, что человеку трудно покончить жизнь самоубийством; безусловно, Катерина была человеком сильным.

Учитель. Да, Юра прав, Катерина была человеком сильным. Она глубоко верующая, а раньше к самоубийцам относились очень плохо, даже хоронили за кладбищенской оградой.
Ученик. А может быть, она психически не совсем здорова? Вы помните, что она, когда сверкнула молния, рассмотрела это явление как гнев Божий.
Реплика. Сейчас много таких Катерин!
Учитель. Да, но возможен ли такой исход отношений мужчины и женщины?
Ученики.
– Да, я уже говорил, в деревнях, наверное, такое возможно! Мало знают, попадают в такую ситуацию и не справляются с ней.
– А вот сестра Тихона приспособилась!
– У Катерины честность через край, а иногда ложь бывает необходима.
– Я считаю, что Борис должен был забрать её с собой.
Учитель. Я согласна с Антоном. Воспитание виновато – набожность, природа, романтика, замкнутый образ жизни: дом, вышивание, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами.
Ученик. Тихон виноват. Он пил, очень слушал маменьку. Он более всех виноват.
Учитель. А как вы считаете, Кабанова в молодости была как Катерина или как Варвара?
Ученик. У неё был другой, собственный характер. Женщине дали власть!

Задание на дом. Представьте, что вы корреспондент и должны написать статью: Определите тему и название вашей статьи.

«Жестокие нравы города Калинова»,
«Кабановское царство»,
«Тихий Тихон»,
«По следам дела об утопленнице»,
«Эмоции Бориса»,
«Жизнь в доме Кабановых»,
«За высоким забором»,
«Положение женщины при “домострое”»,
«Жизнь в доме с нелюбимым мужем».

Рейтинг@Mail.ru