Архив
· ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО СЛОВО · ФАКУЛЬТАТИВ · РАССКАЗЫ ОБ ИЛЛЮСТРАТОРАХ · АРХИВ · ТРИБУНА · СЛОВАРЬ · УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ · ПАНТЕОН · Я ИДУ НА УРОК · ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО · ШТУДИИ · НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ · ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ · |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В процессе обновления содержания учебников по литературе можно выделить два этапа. Первый – с начала 90-х годов до 1998 года, с которого начинается новый этап обновления содержания учебников в связи с утверждением обязательного минимума содержания образовательных программ в 1998 году.
На этом этапе в связи с профильной и уровневой дифференциацией общеобразовательных учреждений созданы вариативные учебники для общеобразовательной школы и школ с углублённым изучением предмета.
Для школ естественно-математического профиля нет специальных учебников, и, возможно, их не следует создавать. Количество часов на литературу в этих школах такое же, как и в общеобразовательных, кроме того, если ставить задачу гуманизации и гуманитаризации образования и всей жизни общества, то литература, как один из основных гуманитарных предметов, не должна быть в школах естественно-математического профиля ниже уровня общеобразовательной школы.
Для учебников, созданных на этом этапе и действующих в настоящее время, характерно включение нового пласта художественных произведений: поэзии “серебряного века”, так называемой возвращённой литературы, литературы русского зарубежья, расширены фольклор, древнерусская и в 5, 6, 7-м классах – зарубежная литература.
В современные программы и учебники включены дополнительно следующие имена русских классиков XIX–XX веков, которых не было в традиционных учебниках: В.Жуковского, П.Вяземского, И.Козлова, А.Кольцова, А.Дельвига, К.Батюшкова, Н.Лескова, Я.Полонского, Е.Баратынского, И.Никитина, А.Майкова, А.К. Толстого, Л.Андреева, Н.Карамзина, Г.Успенского, Н.Помяловского, К.Бальмонта, И.Анненского, М.Цветаевой, Б.Пастернака, А.Ахматовой, М.Булгакова, А.Платонова и некоторых других.
Это означает, что в школу пришли значимые произведения русской литературы с их гуманистическим пафосом. Включение этих произведений осуществлено частично за счёт сокращения темы революции и снятия ленинской темы. В современные учебники не вошли такие произведения, представленные в традиционных учебниках, как: «Жизнь Ленина» М.Прилежаевой; «Ленин и печник» А.Твардовского; «Дума о Ленине» М.Исаковского; В.И. Ленин о трёх этапах освободительного движения в России (статьи «Памяти Герцена», «Из прошлого рабочей печати в России»); «В.И. Ленин», «Мать» М.Горького; «Чапаев» А.Фурманова; «Разгром» А.Фадеева; «Как закалялась сталь» Н.Островского; статьи В.И. Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции», «Л.Н. Толстой и современное рабочее движение», «Партийная организация и партийная литература», «О пролетарской культуре».
Определённая замена художественных произведений в курсе литературы связана прежде всего с изменением целей литературного образования.
В стабильных учебниках, издаваемых до 1989 года («Родная литература» М.Д. Пушкарёвой, 5-й кл., изд. 16-е; «Родная литература» Т.С. Зепаловой, Н.Л. Мещеряковой, 6-й кл., изд. 15-е; «Родная литература» М.А. Снежневской, 7-й кл., изд. 16-е; «Русская литература» Г.И. Беленького, 8-й кл., изд. 18-е и другие), на первый план выдвигалось “усвоение школьниками существа ленинской политики партии в области литературы и искусства, приобщение учащихся к искусству слова... и формирование на этой основе марксистско-ленинского мировоззрения учащихся, идейно-политических принципов, духовных потребностей, нравственных убеждений, художественного вкуса” (Программа «Литература», 5–11-й кл., 1988).
Действующие учебники ориентируют на освоение гуманистических национальных и общечеловеческих ценностей, воплощённых в произведениях словесного искусства, на отказ от тенденциозных подходов к рассмотрению художественных произведений, связанных с политической конъюнктурой. Их основные воспитательные цели: приобщение учащихся к чтению русской и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе высоких нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств, развитие эстетического вкуса, образного мышления, культуры речи и общения (Программы 1990–1997 годов).
В настоящее время в практике школы используются следующие виды (жанры) учебной книги по литературе:
– учебник-хрестоматия, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и методики и включены художественные тексты как основа литературы (действует в основной школе);
– учебник, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, учебной программой, требованиями дидактики и методики литературы (действует в старших классах);
– хрестоматия, в которой даются только художественные тексты в соответствии с программой (она используется в старших классах в сочетании с учебником);
– пособие для учащихся, в котором теоретические сведения сочетаются с упражнениями для формирования навыков и умений по курсу какого-либо класса или разрабатывается конкретная тема (используется для всех классов);
– учебник-практикум, в котором содержатся в основном вопросы и задания для изучения художественных произведений (используется начиная с 9-го класса и далее);
– сборники упражнений, дидактические материалы, тетради на печатной основе – всё это находит применение в современной школе.
В школах действуют три вариативные системы учебников по литературе.
Учебники к программе Т.Ф. Курдюмовой:
Т.Ф. Курдюмова. «Литература», 5-й кл. Ч. 1, 2. «Просвещение», 1990–1997.
В.П. Полухина. «Литература», 6-й кл. «Просвещение», 1991–1997.
В.Я. Коровина. «Литература», 7-й кл. «Просвещение», 1990–1998.
Г.И. Беленький. «Литература», 8-й кл. «Просвещение», 1992–1998.
Т.Ф. Курдюмова и др. «Литература», 9-й кл. «Просвещение», 1996–1998.
М.Г. Качурин. «Русская литература XIX века». 10-й кл. Ч. 1, 2. «Просвещение», 1998.
Ф.Ф. Кузнецов. «Русская литература XX века. Очерки. Воспоминания. Эссе». 11-й кл. «Просвещение», 1992–1996.
Эти учебники в 5–8-м классах строятся на проблемно-тематической основе. В каждом классе материал представлен от древней литературы до современной, так что у учащихся складывается представление об историко-литературном процессе. В 9-м классе даётся краткий историко-литературный курс, завершающий литературное образование в основной средней школе. В 10-м классе изучается более полный, систематический курс русской литературы XIX века на историко-литературной основе, а в 11-м классе – систематический курс русской литературы XX века, построенный таким же образом.
Учебники к программе Г.И. Беленького:
М.А. Снежневская, О.М. Хренова. «Литература. Начальный курс». 5-й кл. Ч. 1, 2. «Мнемозина», 1997.
О.М. Хренова, М.А. Снежневская. «Литература». 6-й кл. Ч. 1, 2. «Мнемозина», 1998.
Г.И. Беленький и др. «Литература». 7-й кл. – находится в печати.
Г.И. Беленький «Литература». 8-й кл. «Просвещение», 1992–1998.
Г.И. Беленький и др. «Русская классика. Избранные страницы». Учебник-практикум. 9-й кл. «Мнемозина», 1997–1998.
Г.Н. Ионин и др. «Русская литература XIX века». 10-й кл. Ч. 1, 2. «Мнемозина», 1997.
Ю.И. Лыссый и др. «Русская литература XIX века». Практикум. 10-й кл. «Мнемозина», 1998.
Ю.И. Лыссый и др. «Русская литература XX века». Практикум. 11-й кл. «Мнемозина», 1998.
Эти учебники в 6, 7, 8-м классах построены на проблемно-тематической основе, материал даётся от древней до современной литературы в каждом классе. В 8-м классе используется тот же учебник Г.И. Беленького, что и к программе Т.Ф. Курдюмовой.
В 9-м классе предлагаются вопросы и задания для анализа художественных произведений, включены биографические справки о писателях и статьи, например, о классицизме, романтизме, реализме. Такой вид (жанр) учебной книги получил название учебник-практикум. Авторы этой системы считают, что в старших классах учащиеся могут изучать литературу по художественным текстам, вопросам и заданиям к ним. Эта точка зрения разделяется не всеми.
Учебник под редакцией Г.Н. Ионина для 10-го класса представляет собой систематический курс, построенный на историко-литературной основе. Кроме того, для 10-го и 11-го классов подготовлены практикумы, в которых содержатся вопросы, задания, критические материалы для анализа художественных произведений.
Учебники к программе А.Г. Кутузова:
А.Г. Кутузов и др. «В мире литературы». 5-й кл. Ч. 1, 2. «Дрофа», 1995–1998.
А.Г. Кутузов и др. «В мире литературы». 6-й кл. «Дрофа», 1996–1997.
А.Г. Кутузов и др. «В мире литературы». 7-й кл. «Дрофа», 1997.
А.Г. Кутузов и др. «В мире литературы». 8-й кл. «Дрофа», 1998.
А.Г. Кутузов и др. «В мире литературы». 9-й кл. – находится в печати.
А.Г. Кутузов и др. «Литература». 10-й кл. – разрабатывается.
В.В. Агеносов и др. «Русская литература XX века». 11-й кл. Ч. 1, 2. «Дрофа», 1996–1997.
Структурообразующим принципом этих учебников для основной средней школы являются теоретико-литературные понятия, например: в 5-м классе – жанры; в 6-м классе – роды и жанры; в 7-м классе – характер и герой; в 8-м классе – литература и традиция; в 9-м классе – автор, образ, читатель. Учебники написаны живо и интересно, в форме диалога – например, профессора Калиныча и мальчика Прошки (5-й класс).
В издательстве «Дрофа» издаются учебники для углублённого изучения литературы под редакцией М.Б. Ладыгина. В 1996–1998 годах вышли в свет учебники для 5, 6, 7, 8-го классов.
У всех перечисленных учебников можно отметить следующие общие недостатки:
в реализации информационной функции:
– учебная информация часто превышает требования программ, много внимания в старших классах уделяется обзорам литературы с включением многочисленных имён и произведений;
– материал излагается без учёта познавательных возможностей учащихся;
– в учебники-хрестоматии для 5, 6, 7-го классов и для углублённого изучения литературы включается неоправданно много переводной (зарубежной) литературы;
– в учебный материал недостаточно вводятся знания о приёмах и способах учебной деятельности и получения знаний;
– часто изложение материала страдает многословностью и сухостью;
в реализации воспитательной и мировоззренческой функций:
– литературный процесс не всегда даётся в контексте культуры, часто дети в среднем звене обучения убеждены в линейном характере литературного процесса (то есть умер А.С. Пушкин и на смену ему пришёл Н.В. Гоголь и тому подобное), что отрицательно сказывается на формировании у учащихся целостной картины мира;
– иногда основное внимание в учебнике уделяется формальной стороне художественных произведений, теоретико-литературным понятиям (метафорам, эпитетам и так далее) в ущерб идейно-нравственной проблематике;
в реализации мотивационной функции:
– действующие учебники слабо воспитывают познавательный интерес к учебному предмету: преобладает наукообразный стиль изложения, в целях экономии бумаги даётся сплошной текст, шрифт, как правило, однообразный, нет специальных выделений, мало иллюстраций;
– не всегда учитывается, что учебник автономный, самостоятельный источник знаний, ученик должен использовать его для индивидуальной работы, поэтому практически отсутствует материал для самоконтроля усвоенных знаний;
в реализации методической и справочной функций:
– вопросы и задания носят в основном репродуктивный характер, иногда они не учитывают возраста учащихся и невыполнимы;
– недостаточно осуществляется преемственность в обучении, то есть материал излагается без учёта имеющихся знаний учащихся;
– практически не используется приём повторения (в разных формах) основных понятий, доказательств для лучшего усвоения материала.
Действующие учебники подвергаются критике в периодической печати.
Так, в 1996 году во многом справедливо критиковались книги, подготовленные и изданные институтом «Открытое общество», например «Русские ночи» В.Турбина, «История русской поэзии: 1730–1980. Компедиум» В.Баевского и другие. Они причислялись к учебникам, хотя таковыми не являются. Впоследствии книги, подготовленные по проектам института «Открытое общество», были рассмотрены Управлением общего среднего образования, и то, что заслуживало внимания, прошло экспертизу Федерального экспертного совета и только после доработки предложено школе.
Критика учебников связана также со стремлением отдельных учителей, методистов, учёных сохранить традиционный курс литературы, с их неприятием процесса обновления содержания литературного образования, вызванного демократизацией общества.
В 1998 году необоснованной критике в статье М.Постола «Насморк» в газете «Советская Россия» от 22 августа подверглись учебник под редакцией В.В. Агеносова «Русская литература XX века» («Дрофа», 1997) и пособие для учащихся под редакцией Ф.Ф. Кузнецова «Русская литература XX века. Очерки. Воспоминания. Эссе» («Просвещение», 1996).
Критика, с нашей точки зрения, основана на фальсификации материала учебника и пособия. М.Постол признаёт только литературу социалистического реализма. Никаких других направлений он не принимает и резко отрицательно к ним относится и только с таких позиций рассматривает учебник и пособие. Авторы же указанных книг не отрицают соцреализма, но представляют литературный процесс вполне объективно, включая произведения и “серебряного века” русской поэзии, и литературы русского зарубежья, и возвращённой литературы, в которых находит отражение идея нравственного совершенствования человека.
Основная тема ряда критических статей – критерии отбора художественных произведений, включаемых в учебники, по-разному их авторы видят соотношение русской и зарубежной, классической и современной литературы.
Встречается также точка зрения, что учебники по литературе вообще не нужны. Учащиеся должны читать художественные произведения и анализировать их с помощью учителя.
В 1998 году утверждено обязательное минимальное содержание литературного образования, и разрабатываются требования к уровню подготовки выпускников основной школы – документы, являющиеся определённым шагом к будущим стандартам и открывающие новый этап в развитии содержания литературного образования и школьных учебников.
Они способствуют:
– установлению единого образовательного пространства при сохранении определённой вариативности, что важно для литературы как искусства, где личные предпочтения в выборе тех или иных художественных произведений играют важную роль;
– установлению приоритета русской литературы (зарубежная представлена только вершинными произведениями, имеющими мировое значение: Шекспира, Гёте, Бальзака и других);
– выдвижению на первый план чтения и изучения учащимися художественных произведений и формированию на этой основе гуманистического мировоззрения, воспитанию нравственности, эстетического вкуса, гражданско-патриотической позиции;
– снятию перегрузки учащихся (перечень произведений соответствует реальному учебному времени, выделенному на литературу).
В связи с этим первоочередными задачами в области совершенствования учебной литературы являются:
– переработка действующих учебников в соответствии с обязательным минимальным содержанием литературного образования;
– утверждение обязательного минимума содержания литературного образования в 10–11-м классах;
– подготовка нового поколения учебников литературы с учётом современного опыта и отечественных традиций, задач нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания учащихся.