Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/1999

Штудии

· ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО СЛОВО · ФАКУЛЬТАТИВ ·  РАССКАЗЫ  ОБ  ИЛЛЮСТРАТОРАХ · АРХИВ · ТРИБУНА · СЛОВАРЬ ·  УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ · ПАНТЕОН · Я ИДУ НА УРОК· ПЕРЕЧИТАЕМ  ЗАНОВО · ШТУДИИ · НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ  ПРОГРАММАХ · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ · ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК  · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ ·
Владимир Герасимов

Писатели и наука

Имя Николая Васильевича Гоголя ассоциируется с произведениями «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор», «Шинель», «Мёртвые души». Но оказывается, свою деятельность писателя он начал с детской книги по географии.

Первая статья была напечатана в «Литературной газете» 1-го января 1831 года под названием «Несколько мыслей о преподавании детям географии» за подписью “Г.Янов” (то есть Гоголь-Яновский), где автор обращается к преподавателям с советом, как нужно преподносить этот предмет до “ума-разума” учащихся: “Детский возраст есть ещё одна жажда, одно безотчётное стремление к познанию. Он всего требует, всё хочет узнавать. Его более всего интересуют отдалённые земли: как там? что там такое? какие там люди?

Слог преподавателя должен быть увлекающий, живописный; слог должен подходить к слогу путешественника: все поразительные местоположения, великие явления природы должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы...”

Любопытно высказывание в этой работе двадцатитрёхлетнего автора: “Не мешало бы коснуться слегка подземной географии... Тут лежат погребёнными целые цепи подземных лесов. Тут лежит в глубоком уединении раковина и уже превращается в мрамор” (выделено мною. – В.Г.). Только через 100 лет геологом А.Е. Ферсманом было доказано, что “раковина может превратиться в мрамор”. Догадка Гоголя удивительна по тому времени. Вычитать это в трудах корифеев – основоположников географии Гумбольдта и Риттера он не мог, так как не знал иностранных языков, и что писал, принадлежало только ему и было всецело продуктом его личного оригинального творчества. В письме М.П. Погодину от 1 февраля 1833 года Гоголь пишет: “Я вам пришлю или привезу чисто своё, которое подготовляю к печати. Это будет всеобщая история и всеобщая география в трёх, если не в двух томах под названием «Земля и люди». Из этого гораздо лучше узнаете некоторые мои мысли об этих науках”.

“А взлёт его был поистине орлиный, и он охватил своим взором те идеологические выси географической науки, которые во времена Гумбольдта и Риттера ещё не были вполне ясны и которых география достигла только в концу XIX и началу XX века”, – так напишет о Гоголе П.П. Семёнов-Тян-Шанский.

До конца своей жизни Гоголь усиленно изучал материалы по географии, собираясь написать особую работу – «География России», которой не суждено было увидеть свет.

***

В 1871 году впервые в России (под Иркутском) была обнаружена стоянка первобытного человека. С этого года началось изучение палеолита в Российском государстве.

С рисунками древних художников писатель И.С. Тургенев познакомился, когда посетил гроты во Франции. Он первым в России признал пещерные рисунки первобытных художников как достоверные (1878 год): “Дикарь каменного периода, начертавший концом кремня на приспособленном обломке кости медвежью или лосиную голову, уже перестал быть дикарём”.

Для информации: первобытные росписи на территории России были впервые обнаружены биологом А.В. Рюминым в 1959 году в Каповой пещере (Урал), хотя пещера известна с 1760 года.

***

В 80-х годах XIX века писатель Лев Николаевич Толстой первый в мире догадался о давлении света.

Но только в 1900 году профессор физики П.Н. Лебедев сообщает о своих опытах по измерению давления света на твёрдые тела. В 1901 году он опытным путём доказывает механическое воздействие света.

***

Широко известные произведения А.Н. Толстого «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» положили начало советской научно-художественной фантастике.

Произведение «Гиперболоид инженера Гарина» отличается сложной, увлекательной интригой, остротой конфликтов, динамичностью действия. Писатель достиг подлинной занимательности своего произведения, во многом определившей его успех у читателей.

Большое значение придавал Алексей Толстой точности научной стороны своих произведений. В связи с этим вопросом он сообщал в анкете о мастерстве: “Я пользуюсь всяким материалом: от специальных книг (физика, астрономия, геохимия) до анекдотов. Когда писал «Гиперболоид инженера Гарина» (старый знакомый Оленин рассказывал мне действительную историю постройки такого двойного гиперболоида: инженер, сделавший это открытие, погиб в 1918 году в Сибири), пришлось ознакомиться с новейшими теориями молекулярной физики. Много помог мне академик Лазарев”.

При переизданиях своих произведений писатель нередко уточнял некоторые места или вносил в них поправки в соответствии с новейшими данными науки. О необходимости требовательного отношения писателя к познавательной части своих произведений А.Н. Толстой высказывается в статье о научно-фантастическом романе: “Писателю надо вооружиться действительно глубокими знаниями, способностью оперировать точными цифрами и формами. Могу привести пример: в «Гиперболоиде инженера Гарина» я писал о ядре, пущенном в землю на глубину 25 километров, где оно будет совершенно расплющено. Хотя я по образованию инженер-технолог и много поработал над «Гариным», но вижу, что всё ещё не доработал. Новые открытия в области химии и металлургии позволили бы перерабатывать его ещё и ещё”.

Под “гиперболоидом” Толстой видел “прибор необыкновенной разрушительной силы”, “который легко, как масло, может разрезать дредноут на расстоянии двадцати кабельтовых...”

Писатель об этом фантастическом аппарате написал в 1925 году, идея же о создании такого прибора впервые выдвигается русским учёным В.А. Фабрикантом в 1940 году. Однако в то время реализовать её не удалось. Но через одиннадцать лет доктор физико-математических наук В.А. Фабрикант уже подаёт заявку на изготовление лазера и получает ответ, что “это невозможно”.

И только в 1959 году физиками Н.Г. Басовым и А.М. Прохоровым создаётся оптический квантовый генератор (лазер), за что они были удостоены Ленинской премии. В 1963 году Н.Г. Басову, А.М. Прохорову и американскому физику Ч.Таунсу присуждена Нобелевская премия за фундаментальные работы по квантовой электронике, которые привели к производственному созданию лазеров и мазеров.

Подтвердилась и фантастическая мысль А.Н. Толстого о существовании в глубине Земли некого “оливинового пояса”.

10 мая 1980 года на Кольском полуострове буровики достигли отметку – 10 000 метров, где наткнулись на гранитный слой в 250 метров, в котором есть никель, медь, золото, причём с промышленным содержанием.

***

В одном из авторских предисловий М.М. Пришвин так охарактеризовал начало своего писательского пути: “В молодости я готовил себя к научной работе и, как я теперь хорошо понимаю, внутреннее бессознательное поэтическое кипение души не давало мне сделаться хорошим учёным. Не вышел из меня учёный, но зато из храма науки я вынес великое чувство благодарности этой школе”.

Михаил Пришвин, агроном по профессии, начал свою литературную деятельность как любитель-этнограф и географ: “Известный этнограф Н.Е. Ончуков... познакомил меня с академиком Шахматовым, который кое-чему научил меня, достал мне открытый лист от Академии наук, и с тех пор звание этнографа сопровождает меня всю жизнь...”

Один из современных географов, профессор Ю.Саушкин, пишет о Пришвине: “Мы, географы, обычно называем Михаила Михайловича писателем-географом. Это происходит не только из-за формальной принадлежности М.М. Пришвина к числу старейших действительных членов Географического общества, не потому, что диплом об избрании Пришвина был подписан ещё П.П. Семёновым-Тян-Шанским, и не только потому, что М.М. Пришвин проводил экспедиционные этнографические исследования, за которые Географическое общество присудило медаль. Мы считаем М.М. Пришвина географом главным образом потому, что он необычайно тонко и верно понимает, чувствует и изображает географию нашей страны”.

Мало кому известно, что серьёзную работу по картофелю написал М.Пришвин. Книга его «Картофель в полевой и огородной культуре» вышла в 1908 году и является библиографической редкостью.

Книга вызвана необходимостью, ибо на широких российских просторах ещё встречались места, где не сажали картофель. Например, в 1903 году в Казанской губернии даже вменялось в обязанность заняться разведением этой культуры.

Неизвестно, что создал бы Пришвин, если бы он остался агрономом. Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него не хватило бы времени.

И Пришвин бросает службу, уходит пешком на север, в Карелию. В результате этого путешествия появились этнографически-художественные очерки «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком». Его обширные познания в области этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически вошли в книги, но Пришвин обладал совершенным умением придавать путём гибкого сочетания простых слов почти физическую ощутимость всему, что он изображал “с тонкой поэтичностью” и одновременно с научной глубиной и точностью.

Рейтинг@Mail.ru