Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №43/1998

Я иду на урок

· ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО СЛОВО ·ФАКУЛЬТАТИВ · РАССКАЗЫ  ОБ  ИЛЛЮСТРАТОРАХ · АРХИВ · ТРИБУНА · СЛОВАРЬ ·  УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ ·ПАНТЕОН · Я ИДУ НА УРОК · ПЕРЕЧИТАЕМ  ЗАНОВО ·· ШТУДИИ · НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ  ПРОГРАММАХ · ШКОЛА В ШКОЛЕ · ГАЛЕРЕЯ ·ИНТЕРВЬЮ У КЛАССНОЙ ДОСКИ · ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК   · УЧИТЕЛЬ ОБ УЧИТЕЛЕ 

Сергей Волков,
школа N 57, Москва

Читая «Гамлета»...

Несколько лет назад в газете «Литература» была опубликована замечательная статья тверской учительницы А.Иллюминарской о гамлетовской теме в русской поэзии XX века. В статье содержался богатый материал для разработки заключительного урока при изучении «Гамлета» Шекспира в девятом классе, намечались интересные, нетрадиционные подходы к рассмотрению трагедии в широком поэтическом контексте. Очень советую коллегам провести такой урок — тогда разговор о «Гамлете» станет разговором об одной из “вечных тем”, поднимаемых литературой, об особенностях субъективного восприятия и истолкования такой темы.

Из предложенных А.Иллюминарской стихотворений выберем для урока четыре: А.Блока «Я — Гамлет.Иллюстрация к "Гамлету" Холодеет кровь...» (1914), М.Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью» (1923), А.Ахматовой «У кладбища направо пылил пустырь...» (1909) и Б.Пастернака «Гамлет» (1944). Идеально, если они будут распечатаны на одном листке и розданы ученикам накануне урока. Задание можно сформулировать предельно обобщённо: нужно выбрать одно из предложенных стихотворений и подготовиться к письменному рассказу о нём. Не давайте никаких подсказок (разумеется, если класс уже работал с поэтическими текстами) — тогда все ответы будут разные и их обсуждению можно будет посвятить ещё один урок. Напомните лишь, что следует не только искать переклички с трагедией Шекспира, не только размышлять над тем, как тот или иной поэт воспринял сюжетную ситуацию «Гамлета» или какой-либо образ, но и понаблюдать за тем, “как сделано” стихотворение (ещё раз повторю, что ваши собственные мысли на этот счет лучше приберечь до следующего урока).

Прекрасно, если задание будет дано “на завтрашний день”, тогда снизится вероятность того, что ребята полезут в какие-то специальные книги и будут переписывать чужие умные мысли. Предупредите их заранее, что вам интересны исключительно их суждения, что оценены будут только наиболее удачные работы и никаких “двоек” и “троек” не последует — тогда перед письменной работой снизится уровень неизбежного стресса и сами работы будут свободнее и интереснее.

По результатам работы можно оформить в классе стенд с наиболее яркими и интересными фрагментами сочинений; дискуссия, которая неизбежно возникнет в такой ситуации, позволит сделать последующее обсуждение более живым.

Предлагаю вашему вниманию выдержки с одного такого стенда; все работы написаны учениками специализированного математического класса. Некоторые из них покажутся спорными или чересчур парадоксальными, но все они свидетельствуют о личном, заинтересованном отношении ребят к поэтическому тексту. А это главное.

А.Блок

В этом стихотворении перекликаются две жизни: жизнь Гамлета и самого Блока. Если не знать биографию Блока, то можно просто проследить в каждой строчке жизнь Гамлета: сначала борьба против коварства, потом смерть любимой Офелии, а потом и сам Гамлет гибнет от отравленного клинка. Но в стихотворении чувствуется какой-то сильный личный надрыв...

Любовь Дмитриевна Менделеева была первой любовью Блока. Впоследствии у него были и другие женщины, но её одну он как бы ставил на пьедестал над всеми. Их отношения начались в 1898 году, когда они оба играли в «Гамлете», поставленном в усадьбе отца Любови Дмитриевны, в Боблове. Он играл Гамлета, она — Офелию.

И вот теперь, когда делаются наброски стихотворения, они разлучены. Она далеко, и Блок чувствует весь холод не только расстояния, но и её изменившегося отношения к нему. “Тебя, Офелию мою, // Увёл далёко жизни холод” — как раз об этом...

Алфутова Наталья

“Холодеет кровь” — Гамлет постепенно умирает, единственное, что не даёт этому совершиться, — первая любовь, живая, а всё остальное, уже охладевшее, — застыло. “Офелию мою увёл далёко жизни холод” — она тоже как бы застыла. “Холодеет кровь — жизни холод” — смерть Гамлета выглядит как следствие смерти Офелии: до этого времени оставалась одна искорка — Любовь к ней, но и она угасает, и Гамлет застывает. “Увёл” — и “гибну”: только после этого Гамлет умирает...

Ильинский Дмитрий

Нет, он не любил Офелию... До смерти остались считанные минуты, и, если бы он любил Офелию, он посвятил бы мыслям о ней их все. Он же думает о себе, жалеет себя, оправдывает себя. Он даже выворачивает наизнанку причину гибели Офелии, и получается, что он сам ни в чём не виноват...

Левитин Лев

Читая стихотворение Блока, я представляю себе, как рыцарь в очень-очень холодных, блестящих от холода доспехах сначала стоит, а потом быстро мчится против холодного ветра, не слыша его воя, и от этого всё ещё холоднее. Но в самом рыцаре бьётся сердце, в котором горячее возмущение и внутренний холод постепенно вытесняют доброту и любовь. Внешний же ветер и холод рыцарь вообще не чувствует, лишь вымороженные пальцы очень неловко держат копье, повёрнутое к воздуху и холоду...

Каневский Антон

А. Ахматова

Мне кажется, моё восприятие Офелии и Гамлета в чём-то очень созвучно с ахматовским. Я не могу не восхищаться Офелией, её силой воли и силой её любви. Для Ахматовой эта боль, причинённая Офелии Гамлетом, становится символом величия — королевской “горностаевой мантией”. Офелия выдержала — и это её маленькая победа!

В то же время чувствуется, что ей очень обидно и грустно. “Принцы только такое всегда говорят” — Гамлет говорил не только такое, но в этот момент думать об этом ещё больнее...

Желтухина Наталья

Гамлет страстно любит Офелию, однако ставит миссию искоренения несправедливости, для которой, как он считает, он рождён, выше личного счастья. Для исполнения замысла он разыгрывает сумасшедшего и поэтому в разговоре с Офелией говорит, что не любит её больше.

Но Офелия тоже любит Гамлета. Внезапное отталкивание её, отправление “в монастырь или замуж за дурака” оказывается для неё слишком серьёзным ударом: она “эту запомнила речь”. Когда после этого убивают её отца, она сходит с ума и вскоре погибает.

Все её мысли после того, как она сошла с ума, — об отце и о Гамлете: то она представляет, как она плачет над могилой своего любимого, то воображает себя женой Гамлета — королевой, одетой в горностаевую мантию.

Если для Гамлета в сердце любовь к Офелии остаётся истинным чувством, а бесчувственность — лишь видимость, маска, то для Офелии правдой становится отталкивание, нелюбовь Гамлета, а преданность, истинная любовь теперь для неё лишь ложь: вместо настоящей мантии с ней остаются лишь отталкивающие слова Гамлета, речь, которая и будет струиться “сто веков подряд горностаевой мантией с плеч”.

Агапов Андрей

Это стихотворение — не о Гамлете, а о Принце.

Помните Ассоль? У неё был свой Принц, который приплыл на корабле с алыми парусами и забрал её с собой. Мечта Ассоль сбылась. И такой же Принц есть и у Ахматовой, и у Офелии. Остальные люди, когда видишь Принца, как-то смазываются перед ним, как ночью смазывается вид из окна, когда включаешь лампу. Это про остальных сказано: “...или замуж за дурака”.

И именно за Принца, а не за “дурака” хотят выйти замуж. Пусть у Ассоль Принц идеальный, пусть у Офелии он реальный — это неважно. Он есть.

Но трагедия в том, что Принца, такого, каким его видит Офелия, нет. Нет, так как “Принцы только такое всегда говорят”. “Я не любил вас”, — говорят Принцы, и лишь Грэй, Принц мечты, пришёл к Ассоль.

И вот Офелия сталкивается с реальностью. Что ей делать? Либо мечтай о Принце, либо — “Иди в монастырь или замуж за дурака”. Но она выбирает свой путь...

Смирнова Татьяна

М.Цветаева

Диалог Гамлета с совестью хорошо передаёт суть его характера: постоянные сомнения и попытки разобраться в себе, выявить правду. Гамлет осознаёт, что в гибели Офелии есть и его вина, но ставит себе в оправдание огромную любовь к ней: “Но я её любил, // Как сорок тысяч братьев любить не могут!” Совесть же настойчиво повторяет: “На дне она, где ил...” Высказывания Гамлета становятся с каждым разом всё короче и короче (три строчки, две строчки и одна). В первый раз он говорит с жаром (стоит восклицательный знак), во второй обрывает фразу (многоточие) и, наконец, появляется сомнение (два знака вопроса).

Совесть постоянно подчёркивает безвозвратность случившегося: “И последний венчик // Всплыл на приречных брёвнах...”. Если же заметить акцент на слове “ил”, то получается, что вода в реке с илистым дном, мутная, а Офелия — цветок жизни — покоится в такой мути (по мнению Цветаевой, она осталась на дне)...

Фролова Екатерина

Больше всего в этом стихотворении радует то, что у Гамлета есть совесть!

Джаниашвили Алико

Б.Пастернак

Б.Пастернак писал о своём романе «Доктор Живаго»: “...эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и многое другое”. Последнюю часть этого романа составляют стихи самого Юрия Живаго. Одно из самых известных — «Гамлет».

Герой стихотворения одинок, бесконечно одинок оттого, что не может свободно общаться, разговаривать, делиться мыслями с другими людьми. Вся страна “фарисействовала”, и поэт это чувствовал и страдал...

Чесноков Андрей

В стихотворении переплетаются несколько линий: гамлетовская, автобиографическая и, судя по всему, евангельская.

С «Гамлетом» можно найти много перекличек. Прежде всего, герой стихотворения говорит, что он один в мире, в котором “всё тонет в фарисействе”, то есть в мире осталось очень много зла, с которым Гамлет должен бороться: “Я люблю Твой замысел упрямый // И играть согласен эту роль”... При этом Гамлет понимает, что с ним произойдёт: “...неотвратим конец пути”. Кроме того, на Гамлета “наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси”, то есть на него направлено всё мирское зло...

Сравнение Гамлета происходит не только и не столько с самим Пастернаком, сколько с Христом:”Если только можно, Авва Отче, // Чашу эту мимо пронеси”. Иисус испил чашу страданий, умерев на кресте. Гамлет тоже должен изменить мир, пожертвовав собой...

Рубинштейн Роман

Рейтинг@Mail.ru